Законны ли были основания постановления меня на учет?
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Законны ли были основания постановления меня на учет?

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Ежегодно уровень детской преступности растет, и не только в нашей стране – во всем мире. Часто суд при изучении личности уже взрослого подсудимого, выясняет, что еще в подростковом возрасте этот человек уже состоял на учете в правоохранительных органах как нарушитель.

В то же время, считается, что «детская комната милиции», как раньше называли специализированный отдел по работе с детьми, обеспечивает профилактику роста детской преступности. Так ли это на самом деле? Когда несовершеннолетних детей могут поставить на учет в ПДН и как обжаловать действия полиции, если такие действия явно необоснованны? Читайте в данной статье.

Каких подростков ставят на учет

На профилактический учет в подразделение полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) ставят, прежде всего, тех, кто совершил преступление или административное правонарушение, при этом:

  • в силу возраста ответственности еще нести не может;
  • несет юридическую ответственность.

Напомним, что по общему правилу подростки самостоятельно отвечают за свои проступки с 16 лет, а в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом – с 14 лет.

Одним из Приказов МВД предусматриваются и иные основания:

  • если подросток был замечен в употреблении психотропных, наркотических средств, алкоголя;
  • если он еще не осужден, но привлекается к уголовной ответственности, то есть ведется следствие и ему избрана мера пресечения – подписка о невыезде, домашний арест;
  • если несовершеннолетний был освобожден из учреждения исполнительной системы закрытого типа;
  • если осужденному несовершеннолетнему суд счел возможным назначить меры воспитательного воздействия (например, отдача под присмотр родителям);
  • при назначении судом условного срока по приговору.

На учет может быть поставлен не сам ребенок, а семья в целом. В обиходе мы называем такие семьи «неблагополучными»: например, когда родители привлекались по ст. 5.35 КОАП РФ за неисполнение родительских обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, привлекают детей к совершению преступлений и т.д.

В целом, сотрудники ПДН вправе проводить профилактическую работу не только с теми, кто подпадает под указанные условия, но в целях предотвращения правонарушения практически с любым родителем или ребенком. Но завести учетно-профилактическую карточку представители полиции могут только при наличии веских оснований, приведенных выше.

Порядок постановки на учет

Полномочиями по работе с детьми, совершившими проступки, обладают не только органы полиции, но и КДН – Комиссия по делам несовершеннолетних администрации района или города, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке на учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ и т.д.

Итак, порядок постановки подростка на учет выглядит примерно следующим образом:

  1. При выявлении факта совершения подростком правонарушения или преступления инспектор составляет протокол, который направляет в КДН для рассмотрения.
  2. По истечение 10 дней со дня получения протокола Комиссия выносит мотивированное постановление о постановке на учет несовершеннолетнего. В ходе рассмотрения материала, представленного полицией, заслушивают родителя или законного представителя ребенка.
  3. Решение о постановке на учет направляется начальнику районного отдела полиции, который своей подписью соглашается или не соглашается с ним.
  4. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, материал направляется в ПДН (копия – в КДН) для того, чтобы сформировали карточку учета, в которую вносятся все данные о ребенке, его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе и т.д. С этого момента подросток считается состоящим на профучете в инспекции по делам несовершеннолетних и с ним проводится индивидуальная работа.

Работа с «трудными детьми»

В реальности мероприятия, нацеленные на проведение профилактики с подростками, проводятся совместными усилиями как инспекторов ПДН, так и представителей Комиссии по делам несовершеннолетних, школьных и социальных педагогов, психологов, участковых уполномоченных полиции и т.д. Все указанные должностные лица ведут свой собственный учет и отмечают в своих документах все меры, которые принимались в отношении ребенка и его семьи.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

  • постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, на секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеризующими данными как путем письменных запросов, так и устно;
  • индивидуальные или совместные с КДН посещения (рейды) по месту жительства проблемных детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми; направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения, ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.;
  • составление акта обследование бытовых условий для детей по месту жительства – на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха, учебы;
  • направление в СУВУЗТ – учебные заведения закрытого типа, специально созданные для возможности получения профессионального образования трудными подростками;
  • принятие более жестких мер, если беседы и внушений не дали положительных результатов: помещение в ЦВИНП.

ЦВИНП

Так называется Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей – заведение закрытого типа, куда помещают отбившихся от рук, неуправляемых подростков, начиная с 14-ти лет. Инспекторы ПДН вправе подготовить материалы в суд для решения о помещении ребенка в такой центр (до 30-ти суток), если установили следующее:

  • подросток, которого поставили на профилактический учет и направили в специализированное учебное заведение закрытого типа, самовольно покинул его;
  • правонарушитель настолько опасен, что от его действий могут пострадать другие дети. Так, в практике есть случай, когда только изоляция спасла 4-летнюю сестру от жестоких избиений 15-летнего брата;
  • у совершившего общественно-опасное деяние несовершеннолетнего нет места жительства, он занимается бродяжничеством, не имеет родственников и т.д. Бывает, что дети уезжают на попутном транспорте в другой город, где их помещают в ЦВИНП до решения вопроса об отправке домой;
  • задержан достигший 14-летнего возраста правонарушитель, личность которого не могут установить.

Чем грозит постановка на учет

Нам представляется, что нет смысла давать рекомендации тем семьям, родителям которых все равно, находятся ли их дети под вниманием ПДН. Наша статья ориентирована на тех родителей, которые любят своих чад, заботятся о них и хотят знать как избежать и чем грозит несовершеннолетнему постановка на учет.

Конечно, серьезных последствий для ребенка заведение учетной карточки ПДН не несет, но они все же есть. Так, при поступлении в ВУЗы МВД, ФСБ, прокуратуры для правоохранительных органов не составит труда выяснить поведение абитуриента в школьном возрасте. Справедливости ради стоит заметить, что такие подробные выяснения личности скорее исключение из правил. В то же время, каждый разумный родитель мечтает о безупречной карьере своих детей, об их безоблачном будущем, поэтому лучше не иметь таких неприятных фактов в биографии.

Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно с этими ребятами.

Также, если не достигшее совершеннолетия лицо было поставлено на учет в результате распития спиртных напитков, то это может грозить навсегда оставшимися сведениями в наркологическом диспансере, откуда в будущем информация может попасть к работодателю.

Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Если не удалось уберечь своего ребенка от составления протокола и направления его в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних, то следует:

  • явиться в день рассмотрения лично (о дате вы будете уведомлены);
  • предоставить все возможные положительные характеристики (грамоты, награды, письменное мнение соседей, характеристику от тренера и т.д.);
  • не только постараться убедить комиссию о том, что ваши дети замечательные и произошедшее не более чем единственный случай, но и заверить в своей способности помочь подростку встать на путь исправления, предотвратить повторные правонарушения и т.д.

Следуя практики, решения КДН в большинстве своем справедливы. В основном, на учет ставят по причине неоднократных правонарушений, совершенных ребенком, при одновременном отсутствии контроля со стороны взрослых. Если же комиссия рассматривает единичный случай нарушения закона подростком, высока вероятность того, что ограничатся беседой профилактического характера.

И все же имеются случаи, когда матери и отцы не согласны с решением о необходимости постановки на учет в ПДН. В этом случае решение можно обжаловать в течение 10 суток в суд.

Если к вашим доводам не прислушались и в суде, по истечение 6 месяцев можно составить ходатайство (заявление) о снятии с учета, которое направить в ПДН. Оно пишется в свободной форме, с указанием оснований, почему ваш ребенок больше не нуждается в контроле.

При безупречном поведении, наличии положительных характеристик и явном исправлении ребенка снимают с учета окончательно. Кроме того, если инспектор ПДН убедился в том, что основания для контроля и надзора отпали, он может решить этот вопрос и без вашего ходатайства, с согласия начальника одела полиции.

Кроме того, автоматически с учета снимаются:

  • достигшие 18-летнего возраста;
  • если отпали юридические основания: например, когда истек условный срок осуждения.

Призывников обязали состоять на воинском учете по месту фактического проживания. Что это значит?

6 февраля 2019 года Президент Российской Федерации подписал закон, согласно которому призывники будут обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по фактическому месту проживания, независимо от наличия регистрации. Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук рассказал о том, к каким последствиям приведут законодательные новеллы.

Читать еще:  Законно ли сокращение во время декретного отпуска?

Как было раньше?

Ранее все граждане состояли на воинском учете в военном комиссариате исключительно по месту жительства (постоянная регистрация) или же по месту пребывания (временная регистрация). В случае, к примеру, если молодой человек переезжал из Мурманска в Санкт-Петербург и снимал там квартиру, при этом не имея регистрации в Петербурге, он продолжал состоять на воинском учете в Мурманске, что фактически лишало возможности военный комиссариат оповестить его о необходимости явки с целью призыва на военную службу.

С другой стороны возникали проблемы у тех призывников, которые хотели встать на воинский учет, но отсутствие регистрации не позволяло им сделать это.

Что изменилось?

Теперь положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривают, что гражданин обязан состоять на воинском учете по месту фактического пребывания независимо от наличия у него соответствующей регистрации. Закон прямо устанавливает, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.

Когда гражданин обязан встать на воинский учет по месту фактического проживания?

Такая обязанность возникает при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев (пункт 50 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

К примеру, если призывник, обучающийся по заочной форме, временно уезжает в другой город для того, чтобы сдать сессию, которая длится два месяца, то в таком случае вставать на воинский учет по новому месту жительства не нужно.

Однако если же переезд связан с обучением по очной (дневной) форме и молодой человек будет проживать в новом городе более трех месяцев, то в такой ситуации постановка на воинский учет по новому месту жительства будет являться обязательной.

Я уехал жить в другой город, учусь по очной форме или работаю. Как военкомат узнает обо мне?

Закон возлагает на сотрудников организаций, ответственных за военно-учетную работу, обязанность в двухдневный срок направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления призывников, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять. Кроме того, они обязаны вручать гражданам повестки для постановки на воинский учет.

Если же работодатель или сотрудник ВУЗа уклонится от исполнения своей обязанности, то в таком случае ему грозит штраф.

Как встать на воинский учет по месту фактического проживания?

Гражданину необходимо прийти в военный комиссариат и сообщить информацию о месте пребывания (учебы), в том числе не подтвержденном регистрацией, после чего призывника поставят на воинский учет.

Какая ответственность предусмотрена за непостановку на воинский учет по месту фактического проживания?

В первую очередь административная – в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Однако сумма штрафов может вырасти – накануне в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий в десять раз повысить штрафы «уклонистам». Учитывая, что поправки внес депутат от «Единой России», высока вероятность, что закон будет принят.

Однако при определенных обстоятельствах призывника могут привлечь и к уголовной ответственности – Верховный Суд России уже разъяснял, что в случае, если гражданин, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, прибывает на новое место жительства без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата, то содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3).

Вместе с тем, к уголовной ответственности не смогут привлечь граждан, которые нарушили правила воинского учета, но при этом не подлежали призыву на военную службу, например, в связи с наличием отсрочки по учебе (см. пункт 3 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда).

Когда начнут действовать новые правила о воинском учете?

Закон был опубликован 6 февраля 2019 года. Так как текст документа не предусматривает порядок вступления в законную силу, то по общему правилу это произойдет спустя 10 дней.

Мы не берем ни копейки денег за нашу работу, поэтому очень ценим вашу регулярную поддержку.

Законны ли были основания постановления меня на учет?

При оформлении документа, заявителю следует учитывать, что досудебная жалоба составляется в произвольной, свободной от условностей письменной форме. Административный иск требует строго выполнения предписаний, установленных Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ).

Составление административного иска, по нашему мнению, было бы правильным поручить профессиональному юристу. Однако заявители, которые готовы потратить на оформление судебного обжалования часть личного времени и сил, могут сделать это самостоятельно, ознакомившись со статьей:

Ответственность за нарушения правил регистрации и учёта автотранспорта

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность владельцев АМТС за нарушения обязанностей по их своевременной постановке на регистрационный учёт. Обращаем внимание наших читателей на недопустимость эксплуатации транспортных средств до решения вопроса о их регистрации в ГИБДД.

КоАП РФ в статья 12.1, признает такие действия административным правонарушением и устанавливает ответственность в виде штрафа:

при первичном факте привлечении к административной ответственности в размере от 500 до 800 рублей;

случае повторного нарушения наказание составляет 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Информацию о штрафах и их оспаривании читайте в статьях:

В заключение статьи напоминаем читателям, что наши специалисты готовы оказать консультационную поддержку при возникновении дополнительных вопросов, связанных с регистрацией транспортных средств в ГИБДД, привлечением к ответственности за нарушение правил регистрации АМТС, обжалованием отказов в постановке на учёт автомобилей.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Постановка на учет по делам несовершеннолетних: причины и последствия

Невероятно высокий уровень детской преступности — головная боль общества не только в России, но и во всем современном мире. Дети сегодня очень рано становятся агрессивными, алчными, не чувствуют ни жалости к ближнему, ни сострадания. И часто, вынося приговор взрослому преступнику, суд выясняет, что и в подростковом возрасте он состоял на учете в правоохранительных органах, поскольку уже тогда нарушал закон.

Раньше специализированный отдел полиции, работающий с детьми, называли «детской комнатой милиции». И именно она обеспечивала профилактические мероприятия по сдерживанию роста детской преступности. А как с этим дела обстоят в настоящее время? За какие правонарушения несовершеннолетнего могут поставить в подразделение по делам несовершеннолетних( ПДН) на учет? И можно ли обжаловать действия полиции в этом направлении, если есть основания считать их ошибочными, надуманными?

Каких подростков ставят на учет по делам несовершеннолетних

В подразделение полиции по работе с несовершеннолетними на профилактический учет ставят тех, кто совершил правонарушение — административное или уголовное. Однако в силу своего возраста пока не может нести полной ответственности за содеянное.

Впрочем, юридическую ответственность подростки начинают нести уже с 16 лет, а в исключительных случаях — вообще с 14.

Пример № 1: некто Иванов (несовершеннолетний) в день своего рождения со своими же друзьями распивал в парке пиво, за что и был задержан сотрудниками полиции. Затем привлечен к административной ответственности и параллельно поставлен на ПДН-учет.

Пример № 2: Несовершеннолетний Петров (14 лет от роду) совершил угон мотоцикла. Был задержан и судим по ст 166 УК РФ (ч 1). После приговора поставлен на профилактический учет в ПДН.

Пример № 3: Соколов, которому еще не исполнилось 16-ти лет, обманным путем завладел телефоном школьника. Был задержан, однако в возбуждении уголовного дела за совершение мошенничества было отказано. Ввиду того, что фигурант не достиг возраста, с которого наступает ответственность по соответствующей статье УК РФ. Но на учет в ПДН Соколов был, конечно, поставлен.

Кстати, специальный приказ МВД предусматривает и другие основания для постановки на профилактический учет несовершеннолетних. Например:

  • за употребление алкоголя, а равно психотропных или наркотических веществ;
  • в результате привлечения к уголовной ответственности (если еще не было суда, но уже избрана мера пресечения);
  • при освобождении из закрытого учреждения исполнительной системы;
  • при назначении судом несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия;
  • при назначении условного наказания по приговору суда.

На учет может быть поставлена целая семья, а не только ребенок. Если родители из такой «неблагополучной ячейки общества» и сами привлекались к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, злоупотребление спиртным, вовлечение детей в преступную деятельность и пр. (по ст 5.35 КоАП РФ).

Профилактическую работу по предотвращению совершений преступлений полицейские могут вести и во вполне благополучных семьях с детьми, характеризующимися положительно. Однако заполнить учетную карточку ПДН на несовершеннолетнего сотрудники полиции вправе только по имеющимся веским основаниям и комиссионному предписанию.

Порядок постановки на учет

С детьми, которые совершили противоправные действия, могут работать полицейские, а также сотрудники КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), которые непосредственно принимают решение о постановке несовершеннолетних на профилактический учет.

КДН — орган коллегиальный. В него входят представители местной администрации, ОДН полиции, органов опеки, психологи, директора школ, а также помощник районного прокурора, надзирающий за делами с участием несовершеннолетних.

Что касается порядка постановки ребенка на ПДН-учет, то это происходит следующим порядком:

  1. Если ребенок задержан после совершения правонарушения, сотрудник полиции обязан составить по делу протокол, который после передается на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних.
  2. КДН, спустя 10 дней после получения протокола, выносит постановление (обязательно мотивированное) о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего нарушителя. В ходе разбирательств на комиссию приглашают и ребенка, и его родителей. Всех заслушивают.
  3. Комиссионное решение направляется начальнику местного отделения полиции, который соглашается (и визирует) или не соглашается с ним.
  4. После полицейского утверждения постановление КДН идет в ПДН, а там на ребенка заполняется специальная учетная карточка, в которую заносятся максимально полные сведения о семье, школьной успеваемости, поведении, характеристиках и пр. И после этого несовершеннолетний считается стоящим на профилактическом учете в ПДН. А там с ним уже будет проводится определенная работа.

Работа с «трудными» несовершеннолетними

С ребенком, стоящим на профилактическом учете инспекции по делам несовершеннолетних, проводится целый комплекс мероприятий силами:

  • сотрудников полиции;
  • членов КДН;
  • квалифицированных психологов;
  • школьных педагогов и социальных;
  • участковых уполномоченных полиции.

При этом каждый из вышеперечисленных ответственных лиц ведет свой собственный учет по работе с такими подростками. А основными методами воздействия на «трудных» несовершеннолетних традиционно являются:

  • надзор (с устными беседами и письменными запросами куда только можно) за поведением ребенка в школе, дома, секциях и пр.;
  • индивидуальные и совместные рейды по месту жительства проблемных ребят;
  • проведение бесед, выяснение причин конфликтов и пр.;
  • обследование бытовых условий и составление соответствующих актов;
  • выявление детской обеспеченности в плане жизни, учебы, досуга;
  • направление в закрытые учебные учреждения с целью получения профессионального образования;
  • принятие жестких мер воздействия (если ничто другое уже не помогает) вплоть до помещения подростка в ЦВИНП.

Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей

ЦВИНП — такой аббревиатурой называют специально созданные Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждения закрытого типа, куда в самых крайних случаях помещают подростков (начиная с 14-летнего возраста), совершенно отбившихся от рук.

Так, по решению суда в ЦВИНП (до 30-ти дней включительно) могут поместить несовершеннолетнего, если он:

  • самовольно покинул закрытое учебное заведение, в которое его отправили по решению КДН;
  • совершает действия, от которых могут пострадать другие дети;
  • не имеет родственников и постоянного места жительства, занимается бродяжничеством;
  • нарушитель (достигший 14-летнего возраста), личность которого не могут установить.

Материалы для суда готовят инспекторы ПДН.

Чем грозит постановка на учет по делам несовершеннолетних

Нет смысла давать советов тем родителям, которым плевать — поставят их ребенка на учет в ПДН или нет. Но стоит обратиться к мамам и папам, которые переживают за собственных детей, пытаются им помочь, уберечь.

Нельзя сказать, что для подростка последствия ПДН-учета слишком серьезны, но они таки есть.

Допустим, по окончании школы повзрослевший и поумневший вчерашний несовершеннолетний захочет поступать в ВУЗы МВД, ФСБ или прокуратуры. И у него это вряд ли получится сделать, ведь тамошние спецы без труда выяснят прошлое абитуриента. А профилактический учет «в анамнезе» им совсем не понравится.

К бывшим «учетникам» еще долго будет сохранятся повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. И если где чего случится противоправное, «дергать» в первую очередь будут именно их.

Если ребенок попал на учет за распитие банки пива, сведения об этом «интересном» факте будут долго хранится не только в ПДН полиции, но и в местном наркологическом диспансере. Поэтому могут возникнуть трудности со справками/заключениями на права, ношение оружия, а также при трудоустройстве.

Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Если не удалось избежать составления протокола на ребенка, совершившего противоправное деяние, действовать родителям нужно уже в КДН. А именно:

  • явится по вызову в день рассмотрения дела (о дате уведомляют);
  • представить все положительные характеристики на подростка, а также его грамоты, благодарности и пр.;
  • убедить членов комиссии, что ребенок-то хороший, но оступился, а родители обязательно помогут ему исправиться.

Решения КДН справедливы в большинстве своем. На профилактический учет члены комиссии ставят лишь после неоднократных и серьезных нарушений. И при отсутствии взрослого контроля. При единичном же правонарушении, скорее всего, дело кончится лишь профилактической беседой с несовершеннолетним и его родителями.

Однако бывают случаи, когда родители не согласны с комиссионным решением о постановке их чада на ПДН-учет. Тогда нужно обжаловать решение КДН в суде. На это по закону отводится 10 дней.

Читать еще:  Как можно законно через суд оспорить отцовство?

Но даже если в суде родительским доводам не вняли и оставили «учетное» решение комиссии по делам несовершеннолетних в силе, можно через полгода подать заявление о снятии ребенка с профилактического учета. В свободной форме, с указанием фактов исправления ребенка, не нуждающегося больше в дополнительном контроле со стороны полиции.

Если у подростка действительно все наладилось, то его снимают с учета окончательно. Кстати, инспектора не слепые, могут и сами заметить изменения, а значит снять подростка с профилактического учета и без родительского заявления. Достаточно им заручится согласием начальника отделения полиции.

Автоматически же с ПДН-учета снимаются:

  • лица, достигшие совершеннолетия (в РФ это 18 лет);
  • по истечение условного срока наказания;
  • при отпадении юридических оснований для подобного учета.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector