Иная не запрещенная законом экономическая деятельность
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 34, как и ст.35, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым, не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности, а ст.35 — и частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая должна осуществляться, конечно, в рамках закона.
В этих статьях Конституции речь идет об экономической базе того, что принято называть гражданским обществом, — об экономической базе частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления.
Особое положение этих статей в гл.2 о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Статьи 34 и 35 устанавливают, что каждый вправе иметь имущество, каждый вправе использовать свое имущество, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов — физических лиц, но и на юридические лица — организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.
В тоталитарном обществе, в котором мы прожили предшествующие десятилетия, гражданское общество как таковое фактически не существовало. Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия — общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.
Сегодня картина кардинально меняется, и, прежде всего потому, что принципиально изменяется экономическая основа жизни каждого человека и, таким образом, всего общества в целом: каждый человек вправе иметь в собственности любое имущество — как предметы потребления, так и средства производства — без ограничения количества, может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35) и может свободно использовать свое имущество и свои личные способности для любой, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ч.1 ст.34). Под предпринимательской понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли; она может осуществляться и с применением наемного труда. Однако наемный труд находится под защитой ст.37 Конституции и может применяться, конечно, только с учетом норм трудового законодательства и правил об охране труда. Все эти конституционные положения получили развитие и конкретизацию в новом ГК.
Рыночная экономика основана на свободе индивида — человека и гражданина — и на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях (см. также комментарии к ст.8 и 35).
Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Конкуренция — это состязательность предпринимателей на рынках, которая ограничивает возможность каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю, Противоположность конкуренции — монополистическая деятельность, т.е. действия (бездействие) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленные на ограничение и устранение конкуренции, повышение цен.
Провозглашенное п.2 ст.34 право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Эта конституционная норма нашла конкретизацию в ст.10 ГК.
Важная роль в поддержке конкуренции правовыми средствами, в предупреждении, ограничении и пресечении монополизма и недобросовестной конкуренции отведена Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. Это первый в истории России антимонопольный законодательный акт. В результате изучения практики применения Закона в него были внесены существенные изменения и дополнения Федеральным законом Российской Федерации от 25 мая 1995г. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе Закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995г.
Под недобросовестной конкуренцией в ст.4 и 10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» понимается ведение конкурентной борьбы нечестными и незаконными методами. Закон в ст.10 перечисляет различные формы недобросовестной конкуренции, в том числе: распространение одним предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; некорректное сравнение предпринимателем производимых и реализуемых им товаров с товарами других предпринимателей и т.д.
Основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией — это обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний — налагать штраф.
В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении.
Нормы Закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы предпринимателям, занимающим доминирующее положение на рынке. Для признания положения на рынке доминирующим нужны два условия — доля на рынке, превышающая 35 процентов, и возможность ограничивать конкуренцию, т.е. обладание рыночной властью.
Закон содержит общие запреты злоупотребления предпринимателем своим доминирующим положением на рынке, а также дает примерный перечень действий и соглашений (согласованных действий), в результате которых может существенно ограничиваться конкуренция. К наиболее часто встречающимся злоупотреблениям относятся нарушения, связанные с ценами. Закон запрещает монопольные соглашения между предпринимателями, имеющими в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения или согласованные действия могут привести к существенному ограничению конкуренции.
Закон включает запретительные нормы не только для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но также и для государственных органов и органов местного самоуправления. Так, им запрещено принимать акты и совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, а также заключать соглашения, ограничивающие конкуренцию.
Злоупотребление монопольным положением, нарушение установленных запретов ведут к тем же последствиям, что и недобросовестная конкуренция, т.е. к применению различных мер воздействия, как антимонопольными органами, так и судом.
Федеральный антимонопольный орган — ГКАП — и его территориальные управления могут давать предпринимателям, государственным органам, органам местного самоуправления предписания прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, а при невыполнении предписаний — использовать административные взыскания (предупреждения и штрафы).
В случаях, прямо предусмотренных законом, монополистические действия и ограничение конкуренции влекут уголовную ответственность (ст.178 УК).
Любые акты антимонопольных органов, принятые с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть обжалованы в суд лицом, права и законные интересы которого нарушены.

Статья 34 Конституции России

Текст Ст. 34 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Ст. 34 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет ряд важных принципов рыночной экономики. Часть первая комментируемой статьи развивает принцип свободы экономической деятельности, провозглашенный в части первой ст. 8 Конституции РФ, закрепляя субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отметим, что субъектами права, провозглашенного в комментируемой статье, являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, бипатриды. Вместе с тем согласно действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу*(137), что существенно ограничивает их возможности на осуществление права, предусмотренного частью первой комментируемой статьи.

Читать еще:  Законен ли приговор после оскорбления судьи?

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, «представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов»*(138). К такой деятельности следует отнести, например, трудовую деятельность, основы осуществления которой регламентируются ст. 37 Конституции РФ.

Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию. Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществления различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве. Заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях*(139).

В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке — в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Существенным недостатком Конституции РФ применительно к правовому регулированию экономических отношений является полное отсутствие упоминания юридических лиц в ее тексте. Буквальное толкование норм Конституции отказывает юридическим лицам в защите их имущественных и иных прав. Так, например, авторы Комментария к Конституции РФ указывают на то, что юридические лица не являются субъектами права, закрепленного частью первой комментируемой статьи*(140).

2. Часть вторая комментируемой статьи частично воспроизводит положения ст. 8 Конституции РФ. Она предусматривает изъятия из принципа свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Включение положений о запрете монополистической деятельности в современные конституции характеризует значимость этого принципа для современных экономических систем, поскольку до определенного времени монополизация не рассматривалась как явление, вредящее развитию экономики.

Монополизация — это деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и занятие монопольного положения на рынке. Подобная деятельность запрещена. Вместе с тем в ряде отраслей экономики государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*(141). Естественные монополии существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вместе с тем органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Статья 34 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.».

Экономическая система Российской Федерации выстраивается на основе ряда конституционных принципов, характеризующих соответствующую систему в качестве рыночной. Важным элементом рыночной экономической системы является свобода экономической деятельности, предполагающая право граждан свободно заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью. Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий.

Итак, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданинсвободен в выборе сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Правоспособность – это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу способность гражданина самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью возникаете 18 лет, то есть с совершеннолетия. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Что же касается правоспособности юридических лиц, то в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ она возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вопросами государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимается Федеральная налоговая служба. Для государственной регистрации физическим лицом в регистрирующий орган по общему правилу предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия паспорта гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Подробнее о документах можно узнать на сайте регионального управления федеральной налоговой службы. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

С момента государственной регистрации каждый индивидуальный предприниматель приобретает соответствующие права и обязанности.

Читать еще:  Что делать если тебя незаконно уволили?

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица подается заявление о постановке на учет в налоговый орган. Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы субъект предпринимательского права получил легитимную возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ему в некоторых случаях, в зависимости от деятельности, которую он собирается осуществлять, необходимо пройти процедуру лицензирования.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия, в свою очередь, представляет собой разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Соотношение понятий предпринимательская деятельность и экономическая деятельность

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 21474 раза

Библиографическое описание:

Валиева Э. И., Ибрагимов У. Ф. Соотношение понятий предпринимательская деятельность и экономическая деятельность // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 285-287. — URL https://moluch.ru/archive/53/7018/ (дата обращения: 23.03.2020).

В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 // «Парламентская газета», N 4, 23–29.01.2013. Как видно, предпринимательская деятельность (предпринимательство) есть вид деятельности экономической.

Термин «предпринимательская деятельность» производен от более широкой категории «экономическая деятельность». Эти термины используются как в Конституции РФ (ст. 34), так и в иных нормативно-правовых актах. Так, согласно ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012..

В судебной практике также встречается термин «экономическая деятельность» См., например: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2002. N 31. Ст. 3161; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2007 г. Дело N Ф04–9114/2006(30214-А27–26)., но не расшифровывается данное понятие.

Исходя из данных актов, экономическая деятельность — более широкое понятие, которое полностью поглощает предпринимательскую деятельность.

Следует согласиться с мнением Г. Ф. Ручкиной, которая отождествляет хозяйственную деятельность с активной экономической осуществляемой на свой риск деятельностью, связанной с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг (как направленной на систематическое получение прибыли, так и не имеющей такой цели) Ручкина Г. Ф. Понятие и содержание экономической деятельности и ее соотношение с хозяйственной и предпринимательской деятельностью // Юрист. 2003. N 2. С. 20.. Следовательно, предпринимательская деятельность — одна из разновидностей экономической деятельности.

В связи с этим формулируется ряд признаков экономической деятельности.

1. Экономическая деятельность есть разновидность общеполезной деятельности, которая представляет собой совокупность целенаправленных действий.

2. Субъектами экономической деятельности являются любые дееспособные лица (физические, юридические), а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, в состав субъектов входят коллективные образования без статуса юридического лица (финансово-промышленные группы, холдинги, внешне обособленные подразделения и др.).

3. Данный вид деятельности осуществляется в сфере экономики. При этом экономика есть хозяйство, совокупность (система) средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.

4. При осуществлении экономической деятельности преследуются следующие основные цели: а) создание материальных и духовных (нематериальных) благ; б) удовлетворение разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества и общества в целом.

5. Компенсация производимых материальных и других затрат производится за счет получаемого дохода.

Итак, экономическая деятельность является видом общеполезной (социальной) деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми дееспособными лицами, а также некоторыми коллективными образованиями без статуса юридического лица, публичными образованиями в целях создания материальных и духовных (нематериальных) благ, удовлетворения разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества в целом за счет получаемого экономического дохода.

Чтобы лучше понимать предпринимательство, нужно точно разобраться в понятии «экономика».

Во-первых, нельзя смешивать разнопорядковые явления: модель экономки и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко. Экономика рыночная, или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой — развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности — один из показателей смешанной экономики. Аналогично, упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Во-вторых, экономика — это национальное (народное) хозяйство, совокупность его отраслей, где производятся материальные и духовные блага. Отрасли экономики с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на отрасли материального производства и непроизводственную сферу. К первой относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в совокупности непроизводственную сферу деятельности. К сфере материального производства отнесены такие, например, отрасли российской экономики, как: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др.

В отличие от понятия«предпринимательская деятельность», термин «экономическая деятельность» не раскрывается в действующем законодательстве. Законодатель предпринял лишь некоторые шаги к определению понятия «экономическая деятельность» в постановлении Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17, которым утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004–93 (в ред. от 1 февраля 2002 г.)’. В нем дается общее определение экономической деятельности как процесса, сочетающего действия, приводящие к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг. Даже на первый взгляд видно, что данное определение страдает рядом недостатков. Непонятна фраза «процесс, сочетающий действия». Возникает вопрос: почему указанные действия должны приводить «к получению определенного перечня продукции»? Практически ставится знак равенства между понятиями «экономическая деятельность» и «предпринимательская деятельность».

Не менее сложным является вопрос об определении понятия «хозяйственная деятельность», особенно в современных условиях развития российского общества. В разное время ученые вкладывали различный смысл в содержание понятия «хозяйственная деятельность»; причем это делали как представители теории хозяйственного права, так и сторонники цивилистического типа правового регулирования общественных отношений. Научные дискуссии не прекращаются до сих пор.

На мой взгляд, в настоящее время понятие«хозяйственная деятельность» можно рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае хозяйственная и экономическая деятельность — это совпадающие понятия. Те общественные (социальные) явления, которые в советский период назывались «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи», «хозяйственная деятельность», сейчас приобрели иное звучание. Так, вместо словосочетания «народное хозяйство» используется понятие «национальная экономика». Соответственно термины «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи» заменены на понятия «экономические отношения», «экономические связи». Более того, ряд ученых предлагают идею и научную теорию экономического права.

Читать еще:  Как можно законно объявить себя банкротом?

Помимо этого, еще существует определенный вид деятельности (коммерция), который так же очень часто путают с понятием «предпринимательство». Коммерческая деятельность, коммерция — это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом. Кажется наиболее целесообразным выстроить соотношение между названными выше базовыми категориями в следующей последовательности. Экономическая деятельность — хозяйственная деятельность — предпринимательская деятельность — коммерческая деятельность. Тем самым в общей категории экономической деятельности выделяются частные ее виды, отличающиеся качественными признаками, которые позволяют осуществлять относительно самостоятельное правовое регулирование названных видов деятельности.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон N 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 8 декабря 2011 № 175-ФЗ) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2011. 8 декабря.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 30 марта 2012 г.) // Российская газета. 2000. 10 августа; Российская газета. 2012. 4 апреля.

4. Алексеева Д. Г., Андреева Л. В., Андреев В. К. [и др.] Российское предпринимательское право (под ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова). М.: «Проспект», 2010. 322с.

5. Семенихин В. В. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: правовая основа //Аудиторские ведомости. 2012. N 9. С. 21–24.

6. Илюшина М. Н. Проблемы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2013. № 3. С. 23–27.

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Комментируемая статья закрепляет субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Фактически экономическая деятельность — это деятельность, направленная на создание материальных благ, а также удовлетворение нематериальных потребностей человека. К такой деятельности следует отнести, прежде всего, трудовую деятельность.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с трудовым законодательством иностранные граждане в том числе обладают правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В действующем законодательстве предусмотрен ряд ограничений для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

Прежде всего, не могут быть субъектами индивидуального предпринимательства несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет. Они не обладают такими важнейшими составными частями дееспособности, как сделкоспособность и деликтоспособность: согласно общему правилу за малолетних сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (за исключением ряда мелких сделок, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации); эти же лица несут имущественную ответственность по всем без исключения сделкам малолетнего и отвечают за вред, причиненный малолетними. По таким же причинам не может быть индивидуальным предпринимателем и гражданин, признанный судом недееспособным: от имени указанного гражданина все сделки совершает его опекун. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (с 14 лет — с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства). Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Право на занятие экономической деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, ограничивается также для некоторых категорий лиц, таких, например, как члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, военнослужащие и т.д.

Для занятия предпринимательской деятельностью важен факт государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» понимает под этим акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

С момента государственной регистрации индивидуальный предприниматель наравне с коммерческими организациями выступает участником правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями права.

В то же время Налоговым кодексом РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Для занятия некоторыми видами деятельности необходима лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым — на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений. Вместе с тем свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего — к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Комментируемая статья установила именно право на участие в экономической деятельности, что одновременно означает возможность для субъекта права не участвовать в экономической деятельности.

© Марийский государственный университет 2020

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector