Налогоплательщик определение из нк рф
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Налогоплательщик определение из нк рф

Налогоплательщик определение из нк рф

Налогоплательщик – это лицо (физическое лицо или организация), на которое законом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по местонахождению этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В НК РФ для целей налогообложения особо выделяется категория налогоплательщиков – взаимозависимых лиц: это физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на цены, условия и экономические результаты их деятельности (к примеру, одна организация участвует в другой организации или одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению). Соответственно, такие отношения налагают отпечаток на их финансовые результаты и потому должны отражаться в специфике налогового контроля. Подробно налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами рассматривается в разд. V.1 НК РФ.

С 2012 г. разд. II НК РФ был дополнен гл. 3.1 “Консолидированная группа налогоплательщиков”. Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль в предусмотренном НК РФ порядке в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

В НК РФ детально регламентируется создание и деятельность консолидированной группы налогоплательщиков и определяется, кто может быть участником группы, какие документы необходимы для ее регистрации, кто является ответственным участником группы и др.

Создание подобных групп доставляет ряд удобств как налогоплательщикам, так и налоговым органам. В частности, объединение налоговой базы по налогу на прибыль дает возможность взаимозависимым организациям – участникам группы суммировать свои прибыли и убытки при исчислении налога на прибыль. В свою очередь, использование консолидированной отчетности позволяет объединить ряд процедур налогового администрирования и тем самым снизить издержки налогообложения.

Понятие “налогоплательщик” раскрывается в части второй НК РФ, где прописаны конкретные виды налогов. К налогоплательщикам относятся разные категории физических лиц и организаций (российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица – резиденты и нерезиденты, адвокаты и др.). Рассмотрим в силу особой важности основные закрепленные в НК РФ права и обязанности налогоплательщика. В частности, налогоплательщик имеет право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Минфином России утвержден Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков. В нем определены порядок и сроки предоставления налогоплательщикам различной информации, особенности личного, письменного, публичного информирования, в том числе с использованием электронных каналов и Интернета, порядок сдачи налоговых деклараций и получения справок в налоговых органах;

2) получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о налогах.

Письменные разъяснения Минфина России не обязательны для исполнения налоговыми органами и налогоплательщиками. Эти письменные разъяснения, как уже отмечалось, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Они имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы;

4) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов;

5) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

6) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

К неправомерным актам налоговых органов могут быть отнесены как нормативные правовые акты (например, инструкции, приказы, принятые с нарушением норм действующего законодательства, а также противоречащие им), так и акты индивидуального характера (например, акт выездной налоговой проверки, составленный с нарушениями правил).

К неправомерным требованиям налоговых органов и должностных лиц налоговых органов могут быть отнесены противоречащие законодательству приказы, распоряжения, просьбы и т.д.;

7) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;

8) соблюдать и сохранять налоговую тайну;

9) возмещать в полном объеме убытки, причиненные незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

10) участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Перечень прав налогоплательщиков, установленный НК РФ, является открытым. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства.

Кроме прав налогоплательщиков НК РФ определяет как общие обязанности для всех налогоплательщиков, так и отдельные обязанности для конкретных категорий налогоплательщиков.

К общим обязанностям, возложенным на всех налогоплательщиков, относятся следующие:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо перечисленных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по местонахождению организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов);

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

3) об обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

4) о реорганизации или ликвидации организаций;

5) о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

На нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, дополнительно к общим для всех налогоплательщиков возлагается обязанность письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов.

К понятию налогоплательщика тесно примыкает понятие налогового агента, которым признается лицо, обязанное исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет. Фактически налоговыми агентами выступают организации и физические лица, которые нанимают работников и от которых работники как налогоплательщики получают доходы. Положение налогового агента характеризуется тем, что по отношению к налогоплательщику он выступает как представитель налогового органа, а по отношению к налоговому органу – как лицо обязанное. В частности, он обязан:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджет;

– вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Таким образом, налоговые агенты обязаны в полном соответствии с нормами законодательства о налогах в сроки, которые устанавливаются применительно к каждому налогу, исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговые агенты обладают теми же правами, что и налогоплательщики.

Статья 19 НК РФ. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов

Новая редакция Ст. 19 НК РФ

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Комментарий к Статье 19 НК РФ

В соответствии с настоящей статьей налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом к организациям относят:

а) российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Читать еще:  Отсрочка уплаты штрафа

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации);

б) иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, налогоплательщиками (плательщиками сборов) не являются, в то время как для иностранных организаций это условие не является обязательным, для иностранных организаций достаточно обладать гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранного государства.

Также нужно отметить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов), а исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Тогда как филиалы и иные обособленные подразделения международных организаций, созданные на территории РФ, являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов);

в) физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане (лица, обладающие гражданством других государств), лица без гражданства.

В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г, N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Другой комментарий к Ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 19 Кодекса определено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Как указал ВАС России в решении от 3 февраля 2004 г. N 16125/03 , в ст. 19 Кодекса дано общее определение налогоплательщиков и плательщиков сборов. К ним относятся физические лица и организации, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 Кодекса возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Комментируемой статьей также установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

МНС России в письме от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@ “О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов” указывало, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса под организациями в целях Кодекса понимаются российские юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, с момента введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Соответственно, после введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.

——————————–
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 4.

Статья 19 НК РФ. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов (действующая редакция)

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19 НК РФ

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная норма носит общий характер и имеет два уровня конкретизации в законодательстве о налогах и сборах. Так, комментируемая статья устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов могут быть как граждане (физические лица), так и организации. Именно на них может быть возложена обязанность по уплате налогов и сборов. При этом применительно к конкретным налогам и сборам налогоплательщик устанавливается соответствующей главой комментируемого Кодекса. Здесь необходимо подчеркнуть, что согласно ст. 17 НК РФ (см. комментарий к ней) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

Однако во всех перечисленных нормах речь идет о потенциальной необходимости уплатить налоги и сборы. Возникновение собственно обязанности по их уплате у указанных лиц согласно п. 1 ст. 38 НК РФ (см. комментарий к ней) связывается с реализацией товаров (работ, услуг), обладанием имуществом, получением прибыли или доходов, осуществлением расходов или иными обстоятельствами, имеющими стоимостную, количественную или физическую характеристику, т.е. объектами налогообложения. На это прямо указывают судебные органы в отдельных судебных актах, например, Четвертый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 15 февраля 2008 года N 04АП-4561/2007(2).

Налогоплательщики – физические лица представлены в законодательстве о налогах и сборах: 1) гражданами Российской Федерации; 2) иностранными гражданами; 3) лицами без гражданства.

Среди них выделяется отдельная категория субъектов налогообложения – индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной категории согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (см. комментарий к ней) также относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Применительно к данной категории налогоплательщиков в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2008 года N 04АП-1819/2008 указано, что налогоплательщики в силу специфики налоговых правоотношений самостоятельно определяют свой статус в соответствии с избираемым ими налоговым режимом и несут риск правомерности применения того или иного выбранного ими режима.

Схожий режим действует в отношении иных категорий самозанятых граждан – частных нотариусов, адвокатов, частных детективов и др. При этом применительно к ним Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 6 июня 2002 года N 116-О и N 120-О, а также от 5 июля 2002 года N 188-О отмечает, что в отношении данной категории налогоплательщиков не существует налогового неравенства.

Также следует отметить, что для налогоплательщиков – физических лиц при уплате отдельных налогов может быть установлен режим налогового резидентства, условием которого является пребывание физического лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Под налогоплательщиками-организациями законодательство о налогах и сборах понимает российские организации, т.е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранные организации, т.е. иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Здесь следует подчеркнуть излишнюю категоричность отдельных судебных органов, указывающих на тождественность терминов “организация” и “юридическое лицо” (см., например Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года N А27-7872/2012). Такая тождественность действительно существует, но только между понятиями “российская организация” и “юридическое лицо, образованное в соответствии с российским законодательством”. В целом же понятие “организация” в законодательстве о налогах и сборах несколько шире понятия “юридическое лицо”, поскольку включает в себя иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, но обладающие гражданской правоспособностью.

Понятия “юридическое лицо” и “гражданская правоспособность” не раскрываются законодательством о налогах и сборах, а заимствованы из гражданского законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Гражданская правоспособность предполагает способность иметь гражданские права и нести обязанности. При этом понятие гражданской правоспособности раскрывается в гражданском законодательстве только применительно к гражданам (см. ст. 17 ГК РФ). Применительно же к юридическим лицам ст. 49 ГК РФ посвящена только содержанию гражданской правоспособности юридических лиц.

Читать еще:  Налоговая декларация по причине продажи квартиры

Правовые образования, не обладающие гражданской правоспособностью, т.е. не признающиеся субъектами гражданских прав и обязанностей, не могут рассматриваться и в качестве налогоплательщиков. Например, паевые инвестиционные фонды согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” не являются юридическими лицами, они рассматриваются не как субъекты, а как объекты гражданских прав и обязанностей, следовательно, они не признаются и налогоплательщиками. Схожая ситуация и с простыми товариществами, которые в российском гражданском законодательстве имеют договорную, а не субъектную природу, следовательно, также не являются налогоплательщиками, что нашло свое отражение в судебно-арбитражной практике (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2011 года N А41-33964/10). Следует отметить, что сказанное относится только к российскому законодательству. Иностранное законодательство может признавать гражданскую правоспособность как за инвестиционными фондами, так и за простыми товариществами, а также иными организациями, пусть даже не относящимися к юридическим лицам.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами и согласно ст. 55 ГК РФ не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях. Вместе с тем согласно абз. 2 комментируемой статьи филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. При этом перечень возможных обособленных подразделений является открытым и не ограничивается только поименованными в гражданском законодательстве филиалами и представительствами. Для целей законодательства о налогах и сборах обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочие место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Указанные обособленные подразделения российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не несут обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются. На данное обстоятельство прямо указывается в п. 9 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 1999 года N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, согласно которому филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Следуя такому официальному толкованию комментируемых положений законодательства о налогах и сборах со стороны высших судебных органов, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 29 декабря 2008 года N 15АП-8216/2008 указывает, что к налоговой ответственности привлекается налогоплательщик-организация, а не его филиалы или иные обособленные подразделения. С аналогичных позиций к разрешению спорных ситуаций подходят и иные судебные органы (см., например, Постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 26 декабря 2008 года N Ф03-5933/2008; Северо-Западного округа от 27 июля 2010 года N А56-64884/2009 и др.).

Применительно к рассматриваемому правилу законодательство о налогах и сборах содержит уточнение в части того, что согласно п. 2 ст. 89 НК РФ (см. комментарий к ней) филиалы и представительства организации могут быть подвергнуты самостоятельной выездной налоговой проверке независимо от проверки организации. Данное исключение действует только в отношении филиалов и представительств организаций и не распространяется на иные их обособленные подразделения. Здесь необходимо иметь в виду позицию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, выраженную в его Постановлении от 27 ноября 2012 года N А58-370/2012, согласно которой налоговый орган вправе проверить филиалы и представительства организации в рамках выездной налоговой проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении такой проверки относительно филиала или представительства; неуказание в решении о проведении выездной налоговой проверки организации ее обособленного подразделения не препятствует проведению проверки указанного филиала в рамках проверки организации в целом.

В заключение следует отметить, что в комментируемой статье речь идет о двух самостоятельных понятиях – “налогоплательщик” и “плательщик сборов”. В этой связи положения законодательства о налогах и сборах, посвященные налогоплательщикам, распространяются на плательщиков сборов только в прямо оговоренных в законе случаях. Так, например, согласно п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются в том числе на плательщиков сборов.

Понятие налогоплательщика

Понятие налогоплательщика

Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговые агента и сборщики налогов

Источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. N 146ФЗ (НК РФ);

2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;

3. Приказ МНС РФ от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120 Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов;

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”;

5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации”.

Понятие налогоплательщика

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством.

В соответствии с НК с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ранее все филиалы и обособленные подразделения делились на три категории в соответствии с наличием трех квалифицирующих признаков: отдельного баланса, собственного банковского счета, самостоятельной реализации товаров (работ, услуг). При этом обособленные подразделения, обладавшие первыми двумя признаками, автоматически признавались самостоятельными налогоплательщиками большинства налогов, а не обладавшие хотя бы одним из этих двух признаков таковыми не считались и платить налоги за них по установленным правилам должны были головные организации.

С 18.08.99 по-новому определены обособленные подразделения организаций. В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, характеризующееся наличием стационарно оборудованных (на срок не менее одного месяца) рабочих мест. При этом не имеет значения, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, наделено ли оно какими-либо полномочиями, используются ли эти рабочие места по своему назначению. До этой даты НК РФ ориентировался только на филиалы и представительства организаций, определяемые в соответствии с ГК РФ.

В порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций только исполняют обязанности этих организацийпо уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов (см ниже).

3) Налогоплательщики — это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Говоря о статусе налогоплательщика, необходимо осветить еще одно важное для целей налогообложения понятие зависимости лиц.

В соответствии с п.1 ст.20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

Читать еще:  Правомерность двойного наказания за одно налоговое нарушение

¨ одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

¨ одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

¨ лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого

В соответствии с п.2 ст.20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.1 ст.20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В настоящее время складывается несколько противоречивая арбитражная практика по искам налоговых органов об определении взаимозависимости лиц. Снять возникающие в практике судов противоречия призвано Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, которое дает нижестоящим судам определенные рекомендации по применению норм Кодекса.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в соответствии с законом. Это право распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2020 последняя редакция

Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – главный инструмент налогообложения

Такой базовый законодательный документ, как Налоговый Кодекс страны, регулирует сферы получения налогов от организаций и физических лиц. В этом регулировании и заключается основная задача Кодекса. В его статьях отражены все сферы обложения налогами, определена точная терминология, используемая в процессе, а также в нем обозначены стороны и процедура взимания налогов.

Данный свод правил выстраивался на основе положительных традиций страны в части экономики и исторических изменений. В нем нашли отражение позитивные трансформации мирового права. НК РФ – основной закон об обложении граждан и предприятий налогами.

Этот документ является своеобразным руководством к действию. Его признают ключевым элементом в процессе создания бюджета государства. И в самой свежей редакции 2020 года, отражена наиболее актуальная информация. Здесь имеются последние сведения о прядке получения налоговых сборов. Все это является гарантией успешного осуществления действий экономического характера и законного развития в правовом пространстве.

В последней версии закона определены наиболее значимые точки соприкосновения страны и плательщиков налогов:

  • режим начисления, отмены и корректировки пошлин и сборов на уровне бюджета государства;
  • какие виды налоговых платежей существуют на данный момент;
  • последовательные шаги процедуры создания сборов на уровне региона и муниципалитета;
  • перечень сторон, на которых возлагается обязанность внесения налогов;
  • возможность получения участниками налоговой сферы государства определенных послаблений;
  • какую ответственность понесут нарушители положений НК РФ;
  • права и обязанности плательщиков, инспекторов и прочих участников взаимоотношений;
  • подробный разбор налогового и финансового учета;
  • перечень мероприятий, позволяющих обеспечить выполнение положений Кодекса.

А для удобства использования данного инструмента пополнения казны, его разбили на части, разделы и статьи.

Каково строение и спецификация НК РФ?

Весь объем положений и правил данного законодательного акта разделен на две крупные части. В первой части содержится семь разделов, куда входит сто сорок две статьи. В них нашли отражение все существенные особенности таких направлений, как:

  • общие положения системы обложения налогами;
  • порядок выявления сторон финансовых отношений в данной сфере;
  • список объектов обложения налогами;
  • межгосударственные соглашения;
  • процедура обжалования действий каждой стороны взаимоотношений;
  • последовательность сбора платежей с нерезидентов и предприятий, зарегистрированных в других государствах;
  • сроки, в течение которых должны взиматься пошлины и прочие сборы;
  • права и обязанности ведомств, действующих в данном правовом поле;
  • детали налогового контроля и проверки, и его основные функции;
  • типология нарушений в данной области и описание ответственности за таковые.

Вторая часть Кодекса содержит 2 раздела, куда включены двести семьдесят пять статей. Положения этой части регламентируют:

  • порядок начисления сборов и отмены их поступлений в казну;
  • виды пошлин и налогов с расписанной последовательностью взыскания;
  • технический разрыв и формирование специальных режимов налогообложения;
  • списки налогов на уровне региона и местного муниципалитета.

Также вторая часть описывает формы деклараций, время, отведенное для их подачи и другие особенности регулирования в данной области.

Часть 1

Часть 2

Базовые положения НК РФ в редакции 2020 года

Основные начала обозначены в ст. 3 НК РФ. Здесь же указаны последние изменения базовых положений в редакции 2020 года.

  • На каждое лицо налагается обязанность по уплате установленных Кодексом налогов и сборов. В основе этого положения равенство и всеобщность обложения налогами. Но при этом в расчет берется физическая возможность плательщика уплачивать налог.
  • Исключается дискриминационный характер сборов. Также не допускается различное применение налогов, исходя из критериев расы, социального положения, национальности или религии.
  • Для каждого вида налога потребуется экономическое основание. Нельзя применять их в произвольном порядке. Исключаются и сборы, не позволяющие реализовать права, закрепленные в конституции.
  • Запрещена установка взысканий, идущих вразрез с единым экономическим пространством страны. Налоги не должны каким-либо образом ограничивать беспрепятственное перемещение товаров, финансов или услуг по территории РФ.
  • Не допускается наложение обязанности уплаты сборов и прочих платежей, имеющих признаки налогов, но не предусмотренные в НК РФ.
  • Все элементы обложения налогом определяются в процессе установления налогов. Законодательство формулируют так, чтобы каждый налогоплательщик понимал, какие платежи, в каком объеме и в какие сроки он должен вносить в казну государства.
  • Если существуют противоречия, сомнения относительно порядка взыскания или отсутствие ясности в законодательных актах, они должны толковаться в пользу плательщика налогов или иных взносов.
  • Наиболее актуальная редакция 2020 года отражает цивилизованный подход к обложению налогами. Она сформировалась в процессе правовой эволюции страны. Согласно ей взыскание налогов обосновано с точки зрения экономики.

Закреплены специализированные принципы данной отрасли права. В первую очередь они коснулись равенства, справедливости, соразмерности и законности в ходе взыскания средств. Требование справедливости находит отражение в каждом принципе НК РФ. Но главное, что следует отметить в данной редакции – это требование толкования неопределенности в пользу налогоплательщика.

Как складывались налоговые отношения на исторической карте РФ?

Вместе с созданием нового государства (Российской Федерации) в 1991 году началось формирование и налоговой системы страны. Основы были заложены в октябре этого года, а закончилось создание системы в январе следующего года. В этот период установили положения, касающиеся всех основных налогов.

С того момента, как Кодекс был сформирован, его статьи и положения регулярно меняли и исправляли. Это создавало некоторую беспорядочность в налоговых отношениях. Корректировки утверждали в середине года, многие правки имели обратное действие, а ответственности за некорректно поданную финансовую отчетность не было. Отсюда и хронический дефицит бюджета в период 1992-98 гг. Граждане в этот же срок теряли деньги на вложениях в кредитные общества или финансовые пирамиды.

Когда общие положения, наконец, утвердили, появился и полноценный Налоговый Кодекс. Случилось это в 1998 году. Второй раздел Кодекса частично узаконили двумя годами позднее. После изменения пятой статьи в 2008 году, стало понятно, что начинается эра цивилизованных отношений государства и налогоплательщика. Такие правки 2008 года позволили законам, облегчающим положение плательщиков налогов, вступать в силу в момент их опубликования в СМИ. Устранение задержек и стало ключевым моментом поправок.

Также в новой редакции добавили правило, отменяющее обратную силу для актов, ужесточающих правила налогообложения. Положения, делающие оплату сборов проще, а ответственность мягче, согласно этой редакции, имели обратную силу. Так заложили основу для нового Кодекса, где государственные институты лояльнее относились к объектам обложения налогами.

Какие функции содержит в себе НК РФ?

В последней редакции данный нормативный акт выполняет определенный функционал:

  • этот документ регулирует создание бюджетов федерального, местного и регионального уровня;
  • определяет правила взаимодействия сторон отношений в данной правовой сфере;
  • регулирует пополнение бюджета за счет нерезидентов и организаций, зарегистрированных за пределами страны;
  • реализует в реальности принцип справедливости обложения налогами, предусматривающий учет доходов и финансового положения плательщика;
  • регулирует фискальные операции в части ввоза и вывоза продукции;
  • контролирует распределение и обложение налогом доходов.

Главное доказательство эффективности законов в данной отрасли – это своевременность и объем поступлений в бюджеты различных уровней (регион, муниципалитет, государство). Сейчас соблюдение положений такого базового документа, как НК РФ, осуществляет ведомство, подчиненное Минфину страны – ФНС. Реализация перечисленных выше функций также лежит на данной Службе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector