Выплаты детям участников инвалидов ВОВ
Положены ли выплаты наследникам участников ВОВ?
Главная » Наследство » Положены ли выплаты наследникам участников ВОВ?
В современном мире еще существуют наследные лица ветеранов ВОВ. Наделяет ли их государство какими либо определенными льготы или нет? О данном моменте следует поговорить более подробно.
Кого считают ветеранами Великой Отечественной и кто к ним приравнен?
Для начала следует определить понятие ветеран, то есть к данной категории граждан в соответствии с законным определением отнесены:
- лица, принимавшие непосредственное участие в сражениях, являясь одним из участников действующей армии;
- граждане, находившиеся во время войны в тыловых подразделениях, в военных училищах и так далее;
- граждане, являющиеся партизанами и участниками разных подпольных организаций;
- граждане военнослужащие различных органов внутренних дел, которые ходе войны исполняли свои обязанности, в том числе и в тылу;
- граждане, которые являлись разведчиками, контрразведчиками и прочими, выполнявшими военные задания, как на фронте, так и в тылу;
- различного рода свободно наемные лица, состоявшие в числе военных подразделений;
- жители Ленинграда в период блокадного времени, работавших на заводах, фабриках, в учреждениях и владеющие за это наградными знаками «За оборону Ленинграда»;
- граждане, отмеченные медалью «Жителю блокадного Ленинграда».
Выделяет данную категорию граждан из общего числа населения РФ вторая и третья статьи ФЗ «О ветеранах», здесь же можно и прочесть полный перечень лиц которых следует относить к понятию ветеранов.
Кто такие «члены семей» погибших участников войны?
Члены семей погибших либо умерших участников ВОВ, а так же инвалидов войн наделены законным правом на пользование определенными государством, так называемыми льготами, предусмотренными ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Однако такого рода социальная помощь может быть предусмотрена далеко не всем. К категории данных лиц следует относить нетрудоспособных граждан, принадлежащих к семье участника или инвалида ВОВ, которые являлись его иждивенцами и получали социальные выплаты по случаю потери кормильца, либо обладали данным правом, так гласит соответствующе Российское законодательство.
Так же льготы определенные действующим законодательством должны быть установлены следующим гражданам:
- родителям погибшего либо умершего инвалида войны, участника ВОВ или ветерана боевых действий;
- вдове или вдовцу ветерана, как инвалида войны, не вступившего в новый брачный союз;
- мужу или жене гражданина погибшего либо умершего, как участника ВОВ, не вступившего в новый брачный союз;
- мужу или жене гражданина, погибшего либо умершего, как ветерана боевых действий, не вступившего в новый брачный союз и проживающего как одиноко, так и с ребенком которому еще нет 18 лет, или с ребенком возраста 18 и более лет, признанным инвалидом до наступления совершеннолетия, или с сыном или дочерью, которым еще не исполнидось 23 года и проходящих обучение в учебном заведении на дневной форме.
Однако учитывая вышеперечисленное, достаточное количество граждан не обеспечены такого рода социальной поддержкой, которую предусматривает ст. 21 ФЗ «О ветеранах», если они не были отнесены к лицам получающим пенсию по потере кормильца.
Какие выплаты положены наследникам после смерти ветерана ВОВ?
Первую финансовую поддержку в виде материальной выплаты семья получает на захоронение умершего ветерана ВОВ. Его размер оговорен ФЗ «О погребении и похоронном деле». Данные денежные средства могут быть получены по месту погребения гражданина и выделяются они из собственных средств Министерства обороны России, данное правило предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 .05.1994 года № 460 и ст. 24 «Закона о ветеранах».
Кто считается нетрудоспособным наследником, читайте тут.
Следовательно, расходы на оформление бумаг подтверждающих факт смерти, подготовку тела усопшего к транспортировке и непосредственно на саму транспортировку тела к месту его погребения, на его непосредственное захоронение в землю либо кремацию, а так же на изготовление и установку памятного сооружения на могиле данного усопшего ветерана должны быть компенсированы гражданину, который данные действия произвел. Для такого рода компенсации следует обратиться в местный военкомат и предоставить туда соответствующие документы подтверждающие расходы.
Следует знать, что данные средства компенсируются не только родственникам, но и абсолютно любым гражданам, осуществившим данного рода действия. Основанием к выплате будут служить исключительно подтверждающие соответствующие расходы документы.
Относительно остальных выплат, то опираясь на ст. 21 ФЗ «О ветеранах», могут претендовать исключительно находящиеся на иждивении нетрудоспособные родственные лица, которые содержались инвалидом или участником ВОВ непосредственно до наступления кончины последнего. Учитывая возраст ветеранов найти таких родственников сегодня достаточно сложно.
Однако в редких исключения государство наделяет льготами детей и внуков, которые были признаны инвалидами с детства.
Что же касается вдов, то они наделяются льготами в обязательном порядке, однако здесь есть одно, но. Чтобы данные льготы не были потеряны, вдова не должна вступать в новый брачный союз.
Так участники и инвалиды ВОВ имеют законное право не уплачивать госпошлину на получение наследных прав, как в законном порядке, так и по завещанию, данное предусмотрено п.12, п. 1 ст.333,35 НК РФ.
Что же касается родственников инвалидов и участников ВОВ, то на них данное правило предусмотренное НК РФ не распространяется.
Относительно дополнительной документации, которая может потребоваться нотариусу для оформления соответствующего документа, то здесь как ветераны и участники ВОВ, так и их потомки должны будет уплатить определённую сумму денег за их оформление. В данном случае от уплаты никто не освобожден в льготном порядке. Подобное освобождение законодательство не предусматривает.
Законодательство освобождает от уплаты государственной пошлины следующих, это:
- граждане, получившие наследные права на жилое помещение либо определенную его долю, где они проживали под одной крышей с собственником жилой площади на момент его кончины и продолжают там проживать впоследствии;
- наследные лица, которым не исполнилось 18 лет к моменту начала наследного процесса, а также лица, страдающие психическими заболеваниями, которым предусмотрен опекун в порядке, установленном законодательством;
- наследные лица сотрудников предприятий, которых фирма работодатель за счет собственных средств застраховала от несчастных случаев и гибели в результате последних произошедших непосредственно на рабочем месте.
Следовательно, если гражданин не относится к одной из вышеперечисленных групп лиц, то и предусмотренных законодательством льгот на оформление наследства он не имеет.
Однако следует знать, что в соответствии со ст. 217 НК РФ любое наследное лицо освобождено от уплаты налоговых сборов на полученное им наследное имущество, то есть последние не облагается какого либо рода налоговыми выплатами вне зависимости от формы его получения, то есть неважно будет оно денежное или вещевое.
Меры социальной поддержки для семей умершего участника ВОВ
Для родственников умершего участника ВОВ государство предусматривает определенную социальную помощь:
- дополнительные выплаты к пенсиям в соответствии с действующим сводом законов и правил;
- первоочередное право на членство в жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативах, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
- обеспечение льготным жильем финансируемое государственной программой, родственникам погибших (умерших) участников ВОВ, которые нуждающихся в улучшении условий проживания, данное предполагает действующий жилищный свод норм и правил России;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым члены семьи так же были прикреплены при жизни ветерана в период осуществления трудовой деятельности до выхода на пенсию, а также первоочередное получение медицинской помощи по определенным государственным программам гарантирующим оказание гражданам России безвозмездной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством России, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ согласно свода законов и иных правовых документов регулирующих действия в данном отношении субъектов РФ;
- снижение оплаты в размере половины занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах, относительно непосредственно занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи ветерана, проживавшими с ним под одной крышей. Такого рода социальные льготы по оплате жилья предусмотрены данной категории граждан, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- снижение общей стоимости коммунальных услуг на половину в пределах их нормативов определенных местными властями;
- снижение размера стоимости на 50% на покупаемое топливо и его доставку (в случае отсутствия центрального отопления в доме где проживает льготник), в пределах установленных норм, для продажи населению. Данное снабжение топливом родственников ветеранов осуществляется в первую очередь, по отношению к остальным гражданам. Такого рода льготы на все виды вышеперечисленных услуг будут осуществлены вне зависимости от вида жилищного фонда. Причем в соответствии с действующим законодательством не имеет значения, кто конкретно из родственников ветерана будет являться владельцем либо арендатором данного жилого помещения;
- обеспечение путёвками в санатории, профилактории и другие оздоровительные учреждения в первую очередь, при условии наличия соответствующих медицинских показаний, по последнему месту работы погибшего (умершего);
- прием в первую очередь в дома для престарелых инвалидов и им подобные, центры социального обслуживания, а так же прием в первую очередь на обслуживание отделениями социальной помощи на дому с мужа или жены погибшего (умершего).
Следует знать, что вышеперечисленная социальная поддержка будет предоставлена не абсолютно всем родственникам умерших участников ВОВ, а исключительно:
- нетрудоспособным, которые находились на иждивении данного ветерана ВОВ и имеют социальное пособие по случаю потери кормильца;
- родителям ветеранов ВОВ;
- супругам, признанных инвалидами в результате перенесенного какого либо рода заболевания, трудовой травмы или иных причин, не создавшим новый брачный союз, здесь следует знать, что лица получившие инвалидность в результате действий противоречащим законодательству на льготы рассчитывать не могут;
- супругам, не оформившим новые брачные отношения и проживающим одиноко.
Получение денежных компенсаций детьми чьи родители участники вов и умерли
Я сын отца который был участником и инвалидом ВОВ. В 2003 году он умер. Имею ли я право на получение каких либо денежных средств,слышал что выплачивается 1 миллион рублей единовременно..
Ответы юристов ( 4 )
Александр, не один Вы слышали об этом, но так никто и не сознался где, при каких обстоятельствах и от кого эта информация поступила.
Юлия, напишите, пожалуйста, статью и пункт закона где указано, что Дети участников ВОВ вправе получить выплату, если являются инвалидами детства, т.е. находились на иждивении своих родителей.
Виктория, надо же как Вас задела моя отрицательная оценка!
Хорошего Вам настроения и благодарных клиентов! 😉
Согласно ФЗ «О ветеранах» ((действующая редакция от 01.07.2013)
Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также — погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения; при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации; первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Есть ли какие-либо льготы для детей инвалида ВОВ (умершего)? Спасибо.
Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) – 6) утратили силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
9) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
(в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
11) утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
13) – 14) утратили силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
15) первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего).
(пп. 15 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных п. 2 ст. 21, осуществляется за счет средств федерального бюджета (ФЗ от 18.07.2009 N 186-ФЗ).
2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Какие льготы есть у детей войны
И как их получить
С 2006 года депутаты Госдумы рассматривают и отклоняют проекты федерального закона «О детях войны». По ним люди, чье детство прошло во время Великой Отечественной войны, получают особый статус, льготы и доплаты к пенсии.
Закон до сих пор не принят, но более чем в 30 регионах для детей войны уже действуют местные льготы. Разобрались, как их оформить.
Законодательство о льготах детям войны
Первая версия законопроекта «О детях войны» появилась еще в 2006 году. Несколько версий вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», а также региональные парламенты. Каждый раз правительство выносило отрицательное заключение на проекты закона.
Последние версии законопроектов вносили в Госдуму КПРФ и «Справедливая Россия» в июне 2019 года. Оба документа получили отрицательные отзывы правительства и комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов. 21 января законопроекты в очередной раз отклонили.
Главных причин отказа в рассмотрении проекта закона «О детях войны» две:
- Неясно, откуда брать деньги на доплаты детям войны.
- Непонятно, зачем вводить новый льготный статус, если большинству людей старшего поколения уже предоставляются льготы на федеральном уровне как ветеранам, труженикам труда, пенсионерам и предпенсионерам.
В Госдуму вносились варианты законопроекта, не предполагающие льгот и доплат вообще, но они тоже были отклонены.
Перспективы изменений в законодательстве. Неизвестно, примут федеральный закон «О детях войны» или нет. Но, судя по тому, что законопроект не могут принять с 2006 года, шансов на это мало.
Кто относится к детям войны
Кто относится к детям войны — решают региональные власти. В федеральном законодательстве нет термина «дети войны», но он есть в проекте закона «О детях войны». Авторы законопроекта предлагают относить к детям войны людей, которые:
- Родились с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года включительно.
- Постоянно проживали на территории СССР во время Великой Отечественной войны.
- Не отбывали в этот период наказание в тюрьме. Из законопроекта неясно, относится ли это требование к политзаключенным и прочим несправедливо обвиненным.
Дети войны не воевали на фронте, но перенесли на себе все тяготы войны: лишения, голод, потерю близких. Авторы законопроекта «О детях войны» полагают, что, обозначив юридически статус детей войны, общество хоть как-то отплатит им за вклад в победу и восстановление страны после войны.
Региональные льготы. Некоторые регионы не стали дожидаться принятия федерального закона, ввели статус детей войны на местном уровне и предусмотрели льготы для них. В феврале 2020 года таких регионов 35.
Особенности региональных льгот
Каждый регион по-своему определил, кому положен статус детей войны. Например, в Белгородской и Иркутской областях это люди, рожденные с 22 и 23 июня 1923 года соответственно, в Смоленской области — с 3 сентября 1927, в Москве — с 1 января 1928, а в Удмуртии — с 31 декабря 1937 года.
Набор региональных льгот и привилегий зависит от возможностей региона.
В ряде регионов льготы совсем небольшие. Например, в Адыгее обслуживаться в отделениях соцпомощи и устанавливать телефон можно вне очереди, а в Красноярском крае льгот нет вообще: детям войны положен только нагрудный знак.
Вот наиболее частые региональные льготы для детей войны:
- Ежемесячные доплаты к пенсии.
- Ежегодные выплаты ко Дню Победы.
- Льготы при оплате коммунальных услуг или уплате налогов.
- Ежегодное санаторное лечение.
- Бесплатные стоматологические услуги и протезирование.
- Бесплатные лекарства по рецепту.
- Льготы на авиабилеты и поезда внутри страны.
Чтобы узнать, действует ли в вашем регионе статус детей войны и какие льготы для них предусмотрены, обратитесь в местные органы соцзащиты или многофункциональные центры — МФЦ.
Губернатор Владимир Сипягин подписал постановление о предоставлении “детям войны” к 75-й годовщине Победы единовременной выплаты в размере 1000 рублей
19 июня, в преддверии 78-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны, Губернатор Владимир Сипягин подписал Постановление № 447 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне гражданам, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года». Выплату в размере 1000 рублей получат «дети войны», проживающие во Владимирской области.
Распоряжением Губернатора области от 17 декабря 2018 года № 141-рг для выработки практических рекомендаций по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, была создана рабочая группа. В неё вошли представители областной администрации, депутат Законодательного Собрания Сергей Бирюков , председатель Общественной палаты области Наталья Юдина и председатель региональной общественной организации «Дети войны» Людмила Бундина . Постановление стало результатом деятельности этой рабочей группы.
Денежная выплата будет производиться в апреле 2020 года государственными учреждениями социальной защиты населения Владимирской области на основании имеющихся в их распоряжении сведений. Предоставления дополнительных документов от граждан не требуется.
«Детям войны», сведений о которых в учреждениях социальной защиты нет, будет необходимо написать заявление по рекомендуемой форме. С заявлением представляется документ, удостоверяющий личность заявителя и факт рождения в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. Заявление и документы можно подать как лично, так и отправить по почте в заверенном в виде, а также – по электронной почте, подписанные электронной подписью.
Гражданам, имеющим право на выплаты к 75-летию Победы по нескольким основаниям, выплата предоставляется по одному из них по выбору заявителя.
Финансирование денежной выплаты, включая расходы на её доставку гражданам, осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Выплата осуществляется через финансово-кредитные учреждения Российской Федерации или Управление федеральной почтовой связи Владимирской области по месту жительства получателей.
Напомним, различные законодательные инициативы о мерах социальной поддержки для «детей войны» обсуждаются на протяжении долгого периода времени. Закон «О детях войны» до сих пор не принят, и на федеральном уровне помощь этой категории граждан не оказывается.
В ряде регионов страны уже приняты нормативные правовые акты, предусматривающие льготы «детям войны». В ЦФО закон о «детях войны» принят, например, в Белгородской области. Однако там представители младшего военного поколения не получают тех регулярных выплат, которые существуют для большинства их ровесников во Владимирской области.
За последние полгода в администрации Владимирской области по поручению Губернатора Владимира Сипягина была проведена детальная проработка вопроса о нормативном регулировании на региональном уровне мер соцподдержки для категории граждан, относимых к «детям войны».
Наш регион вошёл в число пяти из 18 субъектов Центрального федерального округа, где осуществляются дополнительные выплаты из регионального бюджета ко Дню Победы участникам войны и приравненным к ним категориям граждан. Подробнее об этом можно узнать на официальном сайте областной администрации: https://avo.ru/-/veterany-velikoj-otecestvennoj-vojny-ziteli-vladimirskoj-oblasti-polucat-k-dnu-pobedy-federal-nye-i-regional-nye-vyplaty.
В настоящее время в нашем регионе проживают около 100 тысяч человек, родившихся в период с 22 июня 1928 по 3 сентября 1945 года. Из них мерами поддержки по различным основаниям пользуется более 91 тысячи человек. Среди них: участники Великой Отечественной войны, в том числе и несовершеннолетние, участвовавшие в деятельности партизанских отрядов; инвалиды войны и инвалиды общего заболевания; ветераны труда и воинской службы; ветераны боевых действий; члены семьи инвалидов войны и участников боевых действий; труженики тыла; малолетние узники; реабилитированные репрессированные граждане; жители блокадного Ленинграда ; лица, имеющие длительный стаж работы; граждане, пострадавшие от воздействия радиации.
С октября 2018 года «дети войны», проживающие во Владимирской области, приобрели право на льготный проезд на маршрутах регулярных перевозок городским транспортом (кроме такси) в границах населённого пункта и автотранспортом общего пользования (также кроме такси) по пригородным муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Таким образом, предоставление единовременной денежной выплаты «детям войны» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне во Владимирской области фактически является дополнительной мерой к уже оказываемой социальной поддержке этой категории граждан.