Возврат товара, нелегально ввезенного в РФ
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Возврат товара, нелегально ввезенного в РФ

Возврат товара, нелегально ввезенного в РФ

Организации, которые покупают на территории России материалы и основные средства зарубежного происхождения, должны иметь в виду следующее. Если российский поставщик ввозил импортную продукцию с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), то есть не растаможил и не уплатил таможенные платежи, а организация приобрела такую продукцию, то она будет нести ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов. Кроме этого, на нее может быть возложена административная ответственность в виде внушительной суммы штрафа, вплоть до конфискации предметов административного правонарушения. О том, как обезопасить себя от подобных неприятностей, и пойдет речь далее.

Последствия незаконного перемещения товаров.

В соответствии ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Нахождение под таможенным контролем считается с момента пересечения границы при их прибытии и до момента выпуска для свободного обращения. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами до их выпуска в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. Совершение действий по ввозу товаров с нарушением порядка, установленного ТК ТС, считается незаконным перемещением.

Исходя из положений, указанных в ст. 81 ТК ТС, при таком перемещении товаров через таможенную границу и, в частности, при их ввозе, ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства. То есть организация, приобретающая на внутреннем рынке товар, может нести такую же ответственность, как если бы она сама выступала декларантом. Правда, в п. 2 указанной статьи есть оговорка, что у приобретателей товаров ответственность наступает в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Однако арбитражная практика показывает, что не всегда предприятию удается доказать свое незнание.

Итак, если организация приобрела на внутреннем рынке импортный товар, то каким образом она может попасть в поле зрения таможенных органов?

В соответствии с ТК ТС после выпуска таможенные органы в течение 3 лет (ст. 99 ТК ТС) вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В целях осуществления такой проверки таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Каковы полномочия таможенных органов при обнаружении незаконно ввезенных товаров у лиц, которые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности приобрели эти товары на таможенной территории РФ?

Во-первых, на такие товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Таким образом, они рассматриваются для таможенных целей как находящиеся под таможенным контролем (ст. 96 ТК ТС).

Во-вторых, покупатели импортных товаров вправе уплатить таможенные платежи и выполнить таможенное оформление в упрощенном порядке. Если уплата платежей осуществляется не позднее пяти дней со дня обнаружения товаров (либо она обеспечивается), то товары не изымаются, а пени не начисляются. После этого товары будут рассматриваться как выпущенные для свободного обращения, что не препятствует таможенным органам совершать необходимые действия по выявлению лиц, участвовавших в их незаконном перемещении через таможенную границу.

В-третьих, если лицо, приобретшее незаконно ввезенные товары, отказалось от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, то взыскание пошлин и налогов производится за счет товаров, в отношении которых эти пошлины и налоги не уплачены (ст. 91 ТК ТС).

Кроме этого, таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1 КоАП РФ. Эта статья гласит, что приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Арбитражная практика

Обратимся к арбитражной практике, которая, надо сказать, складывается неоднозначно. Приведем примеры Постановлений не в пользу налогоплательщиков, обращая ваше внимание на доводы судей.

В Постановлении от 27.11.2006 № КА-А40/11491-06 ФАС МО установил, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, таможенным органом доказано, поскольку общество имело возможность и обязано было проверить, был ли декларирован товар, так как в силу таможенного законодательства товар, не прошедший таможенную очистку, не может поступать в свободное обращение и реализовываться. Приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением импортного имущества, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что свидетельствует о его вине в форме неосторожности. Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС МО от 16.11.2006 № КА-А40/11169-06.

В другом Постановлении этот же ФАС МО (см. Постановление от 02.02.2006 № КА-А41/13852-05), оценивая имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что факт незаконного перемещения товара, приобретенного обществом у импортера, доказан — общество не воспользовалось возможностью проверить факт таможенного оформления приобретаемого товара.

Теперь предлагаем ознакомиться с Постановлениями, в которых суды поддержали добросовестных приобретателей.

Например, Постановлением ФАС УО от 10.10.2006 № Ф09-8940/06-С1 отменено Решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции, которые при вынесении решения о доказанности состава вменяемого предприятию административного правонарушения руководствовались сведениями, полученными таможней из ГНИВЦ ФТС. Эти сведения указывали на то, что транспортное средство в свободное обращение на таможенной территории РФ не выпускалось и доплата таможенных платежей не производилась. Однако само по себе сообщение указанного государственного органа не свидетельствует и не доказывает того, что предприятие знало или должно было знать о незаконности ввоза, так как в момент ввоза транспортного средства не было участником таможенных отношений по поводу этого имущества.

Поскольку предприятие приобрело автобус в ходе оборота на территории РФ и использовало при перевозках ПТС без указания в нем о каких-либо таможенных ограничениях, оснований полагать, что оно осуществляло незаконное пользование данным транспортным средством, не имеется.

Аналогичная ситуация рассматривалась судом в 2008 г., и своего мнения ФАС УО не изменил (см. Постановление от 21.01.2008 № Ф09-11341/07-С1).

Тот же арбитражный суд поддержал общество, которое приобрело у предпринимателя товар, не прошедший таможенное оформление (Постановление от 26.02.2008 № Ф09-646/08-С1). Таможней не были представлены доказательства того, что общество в момент приобретения товара знало или каким-либо образом должно было узнать об этом, поскольку условия договора не обязывают предпринимателя передать обществу документы, подтверждающие законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных платежей. Оно приобретало товар у предпринимателя в ходе оборота на территории РФ на законных основаниях и использовало его без каких-либо таможенных ограничений, следовательно, осуществляло законное использование данного товара, в том числе и его перевозку.

Итак, добросовестный приобретатель во избежание конфискации товара и уплаты пошлин и налогов недобросовестного импортера должен доказать, что он:

— не мог влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не был в тот период участником каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу такого имущества;

— не знал и не должен был знать о незаконности ввоза;

— проявил должную заботу и осмотрительность.

Что касается последнего пункта, то с 10.02.2008 действует Приказ ФТС России № 1347, в соответствии с которым таможенный орган обязан представлять по письменным запросам таких лиц сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, по установленной форме. Запрос можно сделать в любую таможню. В случае использования информационных ресурсов таможни, в которую поступил запрос заинтересованного лица, сведения представляются не позднее 5 рабочих дней. Если используются информационные ресурсы иных таможенных органов — не позднее 10 рабочих дней. При необходимости таможня может запросить у инициатора запроса дополнительные сведения для уточнения указанной в запросе информации (которые он должен представить не позднее 10 дней). В этом случае срок подачи сведений лицу исчисляется со дня получения таможенным органом дополнительных сведений.

Относительно договора купли-продажи товара импортного происхождения, можно отметить, что условие о передаче продавцом покупателю документов, подтверждающих законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных пошлин и налогов, не является обязательным, и исходя из судебной практики, отсутствие данного условия не свидетельствует о непроявленной покупателем должной заботы и осмотрительности.

Однако, присутствие в договоре положений о том, что продавец гарантирует прохождение товаром таможенной очистки и уплату таможенных пошлин и налогов, будет свидетельствовать в пользу покупателя, хоть и не будет являться доказательством проявления достаточной заботы и осмотрительности.

В качестве гарантии покупателя, договором могут быть предусмотрены различные виды ответственности продавца, в случае предъявления к покупателю таможенными органами требований и применения таможенными органами санкций, в отношении приобретенного покупателем товара.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Ответственность за ввоз через границу незадекларированных товаров

Ввоз на территорию России товаров, не оформленных надлежащим образом, грозит для граждан серьезными юридическими проблемами. Как правило, это подразумевает серьезный штраф и даже конфискацию ввозимого товара.

Общие сведения

В соответствие с п. 2 ст. 355 ТК ТС обязательного таможенному декларированию подлежат:

  • Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств – членов таможенного союза (т.е. грузов массой не более 50 кг и общую сумму не более 10 тыс. евро, перевозимые воздушным транспортом, или более 1500 евро, перевозимые другими видами транспорта);
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств – членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • Валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств – членов таможенного союза (т.е. в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. USD);
  • Культурные ценности;
  • Иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.
Читать еще:  Как подать в арбитражный суд нерезиденту РФ?

Незадекларированным товар будет считаться и при неточностях в заподненой таможенной декларации на ввозимый товар. Например, если было неверно указано количество ввозимого товара или ввозимый товар не соответствует описанию, указанному в таможенной декларации.

За ввоз воз незадекларированных товаров лицо виновное в данном деяние может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности.

Административная ответственность

Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:

  • Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности следующих случаях:

  • За незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (более 20 тыс. USD) и особо крупном размере (более 50 тыс. USD) – предусматривает наложение штрафа в виде штрафа в размере до 15-й суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ).
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 12 лет (ст. 226.1 УК РФ);
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ – – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 20 лет (ст. 229.1 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере – предусматривает наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок;
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере, либо совершенное группой лиц – предусматривает наложение штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.

Последствия незаконного ввоза для приобретателей

Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.

Пункт. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Кроме того, приобретатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ * . Указанная статья не ограничивает привлечение к административной ответственности только первым приобретателем товаров, поэтому к ответственности могут быть привлечены все организации и их работники, участвовавшие в цепочке продаж товаров на территории России до реализации товаров в розницу.

Право на получение информации о выпуске товаров

Новая редакция Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), вступившая в силу 24 июля 2016 г., предусматривает право организаций и физических лиц на получение информации о выпуске товаров.

Доступ осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать следующие сведения:

  • номер декларации на товары;
  • наименование страны происхождения товара;
  • количество или вес нетто товара;
  • порядковый номер декларируемого товара.

В ответе таможенного органа указывается информация о товаре, содержащаяся в соответствующей таможенной декларации:

  • наименование товара;
  • производитель (при наличии сведений);
  • товарный знак, марка, модель, артикул, сорт товара;
  • соответствие сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица;
  • статус товаров в части их выпуска.

В случае подачи обращения в письменной форме информация должна быть представлена в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления такого обращения. Законом предусмотрена возможность подачи обращения посредством официального сайта ФТС России – в этом случае информация предоставляется также через сайт не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

Комментарий ПГ: В настоящее время типовые формы обращений о предоставлении информации, а также технология предоставления информации через официальный сайт без использования личного кабинета пока находятся в стадии разработки.

Перенос момента таможенного контроля

В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров – одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Если ранее случаи проведения такого контроля были эпизодическими, то сейчас он проводится на плановой основе. В первую очередь это связано с общей концепцией переноса таможенного контроля с момента таможенного декларирования на момент после выпуска товаров в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и связанных с ними издержек бизнеса.

Необходимо отметить, что таможенные органы вправе проводить таможенные проверки в отношении выпущенных в свободное обращение товаров как непосредственно у декларантов, так и у лиц, которые приобрели ввезенные товары.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах должны быть указаны сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Однако данное ограничение касается только ответственности, установленной налоговым законодательством.

Комментарий ПГ: По нашему опыту, таможенные органы могут сделать вывод, что товары ввезены незаконно в случае, если сведения, указанные в счете-фактуре, не совпадают или не полностью совпадают со сведениями, содержащимися в таможенной декларации, находящейся в базе данных таможенных деклараций ФТС России. Например, номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре, по которому товары приобретены лицом на территории России, отсутствует в базе данных таможенных деклараций ФТС России или по такой таможенной декларации были ввезены другие товары, либо товаров ввезено в меньшем количестве, чем приобретено российским лицом по счету-фактуре или по нескольким счетам-фактурам.

Пример из практики

В нашей практике был случай, когда сведения по кондиционерам о наименовании, об их изготовителе, стране производства, количестве соответствовала, но различались сведения по их мощности: в счете-фактуре указано 60 Вт, а в таможенной декларации – 80 Вт.

Проверку проводило подразделение ФТС России, которое сделало вывод о том, что таможенная декларация, указанная в счете-фактуре, не подтверждает законность ввоза кондиционеров и предъявило претензии приобретателю этих кондиционеров.

Последствия выявления товаров, ввезенных с нарушениями таможенного законодательства

В случае выявления товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства, у приобретателя товаров возникают таможенные риски, которые могут отличаться в зависимости от того, будут ли таможенным органом выявлены доказательства, что в момент приобретения лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза товара.

Читать еще:  В 2019 году добавят ли пенсию пенсионерам мвд

Если таких доказательств нет, в соответствии со ст. 168 Закона № 311-ФЗ таможенный орган налагает на товары арест или изымает их, а лицу, у которого они изъяты, предлагает воспользоваться правом уплатить в отношении таких товаров таможенные платежи (при этом пеня не начисляется), представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить таможенное декларирование в упрощенном порядке.

Для реализации данного права лицу предоставляется 1 месяц. Если лицо не воспользовалось данным правом, товары передаются таможенным органом в Росимущество для реализации, уничтожения или утилизации.

Если доказательства будут обнаружены, то у приобретателя товара возникает уже не право, а обязанность по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный орган вправе принудительно взыскать сумму недоимки и пени, а также привлечь приобретателя к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ.

Прежняя практика получения информации о выпуске товаров

До принятия указанных изменений в ст. 100 Закона № 311-ФЗ право получения информации о выпуске товаров было предусмотрено Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1347. Однако такое право предоставлялось только лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю иностранными товарами. Производственные предприятия или организации, использующие иностранные товары для оказания услуг или выполнения работ, не могли воспользоваться этим правом.

Кроме того, сам порядок получения информации о выпуске товаров был очень трудоемким и зачастую бесполезным. Запрос лица должен был содержать подробные сведения о товаре, включая номер таможенной декларации, наименовании товара с указанием модели, марки и других признаков, стране происхождения товара, единице измерения и количестве товара, номере и дате сертификата соответствия. При наличии возможности также должны были быть указаны дата изготовления, код ОКП и код ТН ВЭД товара.

В ответ таможня могла сообщить о запрашиваемом товаре только одно из трех обстоятельств:

  • таможенное оформление завершено, товар выпущен для свободного обращения;
  • товар выпущен условно с ограничениями по пользованию и/или распоряжению в соответствии с условиями отдельных таможенных режимов;
  • таможенное оформление товара согласно установленному порядку не произведено.

При отсутствии товара в своей базе данных или несовпадении хотя бы одной из указанных в обращении характеристик таможенный орган лишь сообщал заявителю, что таможенное оформление не произведено, без уточнения даже минимальных дополнительных сведений (например, не соответствует модель, артикул, цвет, технические характеристики, торговый знак, количество, код ТН ВЭД и т.д.).

Таким образом, получение отрицательного ответа означало, что заявителю требовалось дальнейшее прояснение ситуации с поставщиком и самостоятельное установление причин отсутствия у таможенного органа информации о таможенном декларировании товара.

Судебная практика по обжалованию решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей или постановлений о привлечении к административной ответственности складывалась для таможенных органов негативно.

Позиция арбитражных судов

Различия в сведениях о товарах, указанных в счетах-фактурах, со сведениями в таможенных декларациях не могут служить достаточным доказательством незаконности ввоза товаров. Существовавшие возможность и порядок проверки законности ввоза товаров не представляют собой эффективную правовую защиту интересов приобретателей товаров. В такой ситуации было бы неправомерным привлекать приобретателей незаконно ввезенных товаров к административной ответственности.

Последствия законодательных изменений

В целях изменения такой судебной практики внесены вышеуказанные изменения в ст. 100 Закона № 311-ФЗ. Теперь право получить информацию о выпуске товаров предоставлено любым лицам государств – членов таможенного союза и иностранным лицам без каких-либо ограничений.

Предусмотрена возможность упрощенного порядка обращения через сервис «Личного кабинета участника ВЭД» по адресу http://ved.customs.ru/ ** .

Обращение должно содержать минимум сведений, а в ответ таможенный орган должен предоставить подробную информацию о товаре.

Соответственно, обнаружив незаконно ввезенные товары у любых лиц, приобретших иностранные товары, таможенные органы для обоснования своих претензий могут использовать следующие аргументы:

  • таможенным законодательством предоставлено право на бесплатный и быстрый доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске конкретных товаров, что позволяет исключить риск приобретения незаконно ввезенного товара; порядок реализации данного права является эффективной правовой защитой;
  • то обстоятельство, что организация не воспользовалась предоставленным ей правом, указывает на несоблюдение в должной степени осмотрительности и непринятие мер в целях соблюдения таможенного законодательства.

Интеграция баз данных налоговых и таможенных органов

Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 Федеральная таможенная служба (ФТС России) переведена в ведение Минфина России, которому подчинена и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Данное изменение направлено на формирование единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.

В настоящее время ведется активная подготовка к консолидации информационных систем ФТС и ФНС.

В результате будет создана единая система администрирования налоговых и таможенных платежей, которая, как предполагается, позволит осуществлять сквозной контроль от момента ввоза товаров до их реализации в розницу и оперативно и эффективно выявлять сомнительные таможенные операции при импорте товаров, как в части ввоза товаров под видом других, так и в части занижения количества и стоимости товаров.

Комментарий ПГ: По нашему мнению, при таких обстоятельствах можно ожидать активизации деятельности таможенных органов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе у лиц, приобретающих товары иностранного производства на территории России.

О чем подумать, что сделать

Организациям, приобретающим товары иностранного производства у российских поставщиков, помимо общих мер по проверке контрагентов рекомендуется:

  • внести изменения в преддоговорную работу, направленные на выяснение значимых обстоятельств;
  • предусмотреть в договоре определенные обязательства продавца, направленные на предотвращение и минимизацию последствий таможенных рисков;
  • проверять правильность заполнения счетов-фактур в части указания сведений о таможенных декларациях и стране происхождения товаров;
  • наладить регулярную работу по проверке выпуска приобретаемых товаров.

На основе практического опыта, в том числе судебного, в области таможенного права и ВЭД юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь по этим и иным таможенным вопросам.

С учетом конкретной ситуации мы поможем разработать систему мер, направленных на предупреждение таможенных рисков, а также осуществить защиту интересов организации и ее должностных лиц в случае проведения таможенными органами проверки или возбуждения административных дел.

*Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

**Для работы в личном кабинете требуется наличие электронной цифровой подписи

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Волна арестов незаконно ввезенных в Россию товаров продолжает накрывать бизнес

Таможенники имеют на это право, если установят, что товар не растаможен. Приказ ФТС от 06.05.2008 N 532 (далее – Приказ N 532), утвердивший Порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, впервые в истории таможенного законодательства дает возможность лицам, у которых выявлен незаконный товар, легализовать его. “ЭЖ” уже давала общий обзор Приказа N 532 (N 26, 2008 г., стр. 8). На этот раз обратим внимание на проблемы, которые могут возникнуть при его применении. Напомним, что Порядок таможенного оформления товаров (далее – Порядок) начнет действовать с 16.09.2008.

От прихода таможенников с целью проверки законности ввоза товара не застрахован никто. И печальнее всего тем, кто оказался крайним покупателем в цепочке купли-продажи импортного “серого” товара. Такому приобретателю придется выбирать одно из двух зол: осуществить мероприятия по легализации товара, что, естественно, связано с финансовыми затратами, или отказаться от товара вовсе. Разборки с предыдущими владельцами таможенников не заботят. Этим уже будет заниматься сам горе-владелец.

Руководствуясь общим правилом п. 1 ст. 391 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), таможенники вправе арестовать или изъять товар, приобретенный с нарушением таможенных правил. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются за счет такого товара. Вместе с тем факт добросовестности приобретателя, который даже не знал о нарушениях закона, предоставляет ему возможность такой товар сохранить. Для этого необходимо уплатить таможенные платежи и оформить товар в упрощенном порядке, который утвержден Приказом N 532, но еще не вступил в силу. И пока предприниматели лишены возможности ввести незаконно ввезенные товары в гражданский оборот.

Попробуем разобраться в некоторых тонкостях Приказа N 532, предлагающего механизм легализации.

Право или обязанность?

Уплата таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров лицами, купившими такой товар на внутреннем рынке, является их правом, а не обязанностью, если лицо является добросовестным приобретателем. Обязанностью такая уплата становится только в том случае, если в момент приобретения лицо знало или должно было знать о том, что товар ввезен незаконно (п. 4 ст. 320 ТК РФ). Возникает вопрос: если у добросовестного приобретателя нет обязанности по уплате таможенных платежей и оформлению товара, что тогда позволяет арестовывать и изымать такой товар? Ответ дан в ст. 15 ТК РФ: пользование и распоряжение товарами до их выпуска в свободное обращение запрещено. А в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, противоречащая требованиям закона, ничтожна.

Эти императивные нормы не ограничивают круг лиц, поэтому добросовестные приобретатели попали в ловушку законодателя.

Если лицо в момент приобретения “серого” товара знало или должно было знать о незаконности его ввоза (недобросовестный приобретатель), то на него распространяются нормы ответственности, как если бы это лицо выступало в качестве декларанта (п. 4 ст. 320 ТК РФ), т.е. обязанность уплатить таможенные платежи в отношении этого товара.

Условия изъятия и легализации

Анализ ст. 391 ТК РФ и Порядка позволяет вести речь о легализации товара, если:

товар ввезен в Россию незаконно;

незаконный ввоз повлек неуплату таможенных пошлин или несоблюдение запретов и ограничений, установленных во внешнеторговой деятельности;

лицо само не ввозило товар, а приобрело его уже в России;

товар приобретен лицом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

товар не запрещен к ввозу, обороту, и не установлены количественные ограничения на его ввоз.

Незаконно ввезенный товар

Изъять могут только те товары, которые ввезены незаконно. Что это означает? Согласно подл. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ незаконное перемещение товаров через таможенную границу – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории товаров с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Любое ли нарушение ТК РФ позволяет приклеить к товару ярлык незаконно ввезенного и изъять его?

Читать еще:  Возможен ли возврат денег за абонемент фитнес клуба?

Например, указание недостоверных сведений при декларировании не позволяет сделать вывод о незаконном перемещении товара через таможенную границу, если этот товар был выпущен таможенными органами, поскольку под “ввозом товаров” понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все действия с товарами до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Ввезенные товары теряют статус находящихся под таможенным контролем с момента их выпуска для свободного обращения (п. 1 ст. 361 ТК РФ).

Таким образом, незаконно ввезенным товаром для целей изъятия или льготной легализации можно признать только те товары, которые были ввезены без какого-либо таможенного оформления. Кроме того, в отношении этих товаров не должны быть уплачены таможенные платежи, причем в полном объеме и не соблюдены установленные законодательством запреты и ограничения.

Иностранное = презумпция незаконности?

Факт незаконности перемещения в качестве основания для изъятия и ареста товаров должен быть доказан таможенными органами (п. 1 ст. 391 ТК РФ), что в реальности проблематично. При обнаружении таможенными органами товара могут быть выявлены только признаки, указывающие на незаконность его перемещения. Сам же факт незаконности перемещения должен устанавливаться в процессе проведения, в частности, административного расследования по делу о нарушении таможенных правил либо в рамках возбужденного уголовного дела. Получается, что ст. 391 ТК РФ и Порядок предлагают легализовывать товар, в отношении которого не известно, незаконно ли он ввезен. Это обстоятельство может быть успешно использовано владельцами товара, по поводу которого начались разбирательства с таможенниками.

Необходимо требовать признания недоказанными: самого факта ввоза, а также незаконности такого ввоза, т.е. того, что товар в той или иной форме не проходил таможенное оформление.

Под прицелом таможни не все

Как следует из п. 1 ст. 391 ТК РФ и п. 1 Порядка, изъяты могут быть только товары, “приобретенные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности”. Такая формулировка означает, что товар, приобретенный физическим лицом, изъятию не подлежит. Следовательно, субъектами могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, причем коммерческие и некоммерческие. Последние хоть и ограниченно, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Таможенные органы вправе осуществлять проверку лица, не являющегося непосредственно участником ВЭД только в форме таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий (п. 2 ст. 375 и п. 3 ст. 376 ТК РФ). Но такие проверочные мероприятия могут применяться только в отношении лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.

Таким образом, можно говорить о дополнительном условии легализации – незаконно ввезенный товар должен быть приобретен лицом в связи с осуществлением не любой предпринимательской деятельности, адеятельности именно в форме торговли.

Но не стоит пугаться, если вы приобрели товар не для продажи, а, например, для последующей сдачи его в аренду. Если вдруг выяснится, что приобретенный товар был ввезен с нарушением таможенных правил, вашей защитой может стать не льготная легализация товара, а признание незаконными в отношении вас проверочных мероприятий таможенных органов. Это более эффективный механизм.

А сроков было сорок сороков?

Важнейший вопрос остался неопределенным – срок, в течение которого попавшийся в руки таможенникам обладатель незаконно ввезенного товара может воспользоваться правом легализовать его, т.е. оформить и уплатить таможенные платежи. Ответа нет ни в ТК РФ, ни в Порядке.

В п. 2 ст. 391 ТК РФ установлено, что “обнаруженные товары не изымаются, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечивают их уплату”.

Однако в п. 2 Порядка приводится иная формулировка данной нормы: “Временное хранение незаконно ввезенных товаров, в отношении которых владелец уплатил таможенные платежи или обеспечил их уплату в соответствии с главой 31 ТК РФ не позднее пяти дней со дня обнаружения у него незаконно ввезенных товаров, осуществляется непосредственно на объектах их владельца, где они были обнаружены”.

Следовательно, здесь речь идет только о сроке выполнения формальностей (уплаты или обеспечения уплаты платежей), которые позволяют оставить незаконно ввезенный товар на хранении у его владельца без физического перемещения на склады временного хранения таможенных органов.

Вместе с тем анализ ТК РФ и Порядка позволяют сделать вывод, что воспользоваться процедурой легализации незаконно ввезенного товара можно и после его изъятия в течение всего срока временного хранения. Практика покажет, примут ли такую точку зрения таможенные органы и не ограничат ли все пятью днями.

Стулья в обмен на деньги

Положения п. 2 ст. 391 ТК РФ и п. 2 Порядка позволяют оставлять незаконно ввезенный товар на временном хранении у владельца, если он уплатит таможенные платежи или обеспечит их уплату в соответствии с гл. 31 ТК РФ.

Обратите внимание, что упомянутые нормы не оставляют альтернативы таможенным органам – если обеспечение платежей есть, то отказать лицу в оставлении товаров у него на хранении нельзя. Остается надеяться, что такая безальтернативность будет очевидна и таможенным органам.

Итак, мы рассмотрели некоторые проблемы применения утвержденного Порядка таможенного оформления незаконно ввезенных товаров. Как видим, он, к сожалению, поставил больше вопросов, чем дал ответов.

“Экономика и жизнь – партнер” : 2008 : 22 августа, выпуск 034

Порядок возврата товара по закону

Потребитель (клиент) имеет право вернуть товар в магазин, вне зависимости от его качества изготовления. Принципы возврата изделия обратно в магазин предусматриваются законодательными положениями Федерального закона «О защите прав потребителей». Они применяются в отношении лиц, которые приобрели продукт для бытового использования. Чтобы вернуть товар на прилавок магазина, воспользуйтесь порядком, специально разработанным законодательством.

Порядок возврата товара

Купленное изделие можно обменять в магазине даже при отсутствии брака или других мелких повреждений. Условия и правила возврата содержатся в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» под номером 2300-1.

Обратите внимание: на продовольственные продукты питания этот порядок не действует.

Даже если изделие было качественно выполнено, по закону его можно обменять на другой. Основанием для возврата или обмена послужат личные предпочтения.

Товар не подошел по:

Согласно п 1 ст 25 «Закона о защите прав потребителей», продавец обязан принять изделие, если были соблюдены следующие условия:

  • До возврата товар не был использован в быту;
  • Товарный вид изделия полностью сохранен;
  • Сохранены потребительские параметры;
  • До возврата не нарушены фабричные ярлыки и пломбы;
  • Есть чеки и другие документы, подтверждающие оплату продукта.

Обратите внимание: если изделие нельзя обменять по причине отсутствия аналогичного изделия в продаже, в соответствии с законом потребитель может:

  • Вернуть товар продавцу и получить за него деньги наличными или на карточку. Размер денежных средств рассчитывается исходя из полной стоимости приобретенного изделия. Деньги за возврат продукта должны быть выплачены клиенту в течение трех дней с момента предоставления заявления продавцу;
  • Обменять изделие можно позже, когда предмет с аналогичными характеристиками поступит в продажу.

Важно! Закон гласит, что вернуть товар в магазин и получить за него денежные средства можно только в том случае, если у продавца не оказалось изделия с аналогичными характеристиками на прилавке магазина. В ином случае, он имеет право отказать.

Чтобы осуществить возврат товара, следует:

  • Написать заявление в произвольной форме: электронной или рукописной и придерживаться положений закона;
  • Сделать ксерокопию заявления;
  • Получить подпись продавца на обоих экземплярах, один из которых забрать себе;
  • Дождаться ответа.

Срок, в течение которого товар можно вернуть в магазин по закону

В соответствии с законом, срок возврата или обмена товара без повреждений и брака — две недели или 14 календарных дней. Отчет начинается со следующего дня после покупки продукта. Другими словами, покупатель имеет ровно 15 суток с момента приобретения изделия. В течение этого времени человек понимает, нужен ли продукт или его стоит обменять на что-то более нужное в быту.

Возврат товара по гарантии: особенности и нюансы

Потребитель защищен от приобретения некачественной продукции. Законодатель делает все возможное, чтобы обезопасить клиентов. Поэтому, были созданы гарантийные сроки, которые определяют минимальный срок работы продукта. Если в течение этого периода устройство сломалось, производитель, продавец или сервисный центр обязан его отремонтировать за свои денежные средства. Срок ремонта по гарантии прописывается в паспорте на товар, на этикетке или в договоре купли-продажи. Претензия на возврат продукта по гарантии пишется от руки.

По закону, на пищевые продукты устанавливается срок годности. После окончания этого периода качество продукции существенно ухудшается, создавая опасность для здоровья и жизни. Срок годности находится на упаковке, этикетке или других документах, которые предоставляются вместе с продукцией. Осуществить возврат продовольственных изделий невозможно.

Если изделие не имеет гарантии, потребитель по-прежнему может предъявить продавцу требование о возврате денежных средств или попросить отремонтировать устройство. Но только в том случае, если недостатки были обнаружены в течение 24 месяцев. Срок гарантийных обязательств по строительному объекту — 10 лет.

Список товаров, которые возврату не подлежат

В законе «О защите прав потребителей» перечислены виды товара, которые не подлежат возврату или обмену.

К ним относятся:

  • Медикаменты и иные товары, предназначенные для лечения и профилактики заболеваний в домашних условиях;
  • Предметы личной гигиены, такие как расчески, зубные щетки, бигуди для волос, заколки, парики и иные предметы;
  • Парфюмерные и косметические продукты;
  • Текстильные товары, в том числе отделочные и строительные материалы;
  • Трикотажные и швейные изделия;
  • Агрохимикаты, пестициды и иные продукты бытовой химии;
  • Мотовелотовары и автомобили, номерные агрегаты и прицепы;
  • Технически сложные бытовые товары, каждый из которых имеет гарантийный срок;
  • Гражданское оружие;
  • Растения и животные;
  • Альбомы, брошюры, книги, нотные издания.

Скачать закон «О защите прав потребителей» в последней редакции

Закон «О защите прав потребителей» был принят Государственной Думой 7 февраля 1992 года. Он устанавливает отношения между потребителями и производителями товаров. Перечисляет права потребителей на покупку продуктов и позволяет получить полную информацию о производителе. Правила возврата и обмена изделия надлежащего качества находятся в статье 25. Чтобы скачать последнюю редакцию закона с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector