Уплата пониженного тарифа в Пенсионный фонд автономным учреждением
Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году
Как платят льготники
Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в границах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).
Также учтите, что в пунктах с 4-го по 13-й этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.
Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экономических зон, участники проекта «Сколково» и другие.
Далее представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов на 2020 год для основных категорий плательщиков, которые имеют на них право в 2020 году.
· на случай ВНиМ – 0%;
· на ОМС – 0%.
· на случай ВНиМ – 2,0%;
· на случай временной нетрудоспособности с выплат иностранцам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) – 1,8%.
· на случай ВНиМ – 0%.
Применять льготу можно и меньше 10 лет.
· на случай ВНиМ – 1,5%.
10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр участников СЭЗ.
Тарифы применяют в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ.
Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус до 25.06.2018 включительно и не позднее 3-х лет со дня создания указанной территории (объем инвестиций – не менее 500 000 руб.)
Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус с 26.06.2018 до 31.12.2025 включительно (объем инвестиций – не менее 500 000 руб.)
Пониженные тарифы взносов применяют в течение 10 лет резидентства:
· на случай ВНиМ – 1,5%.
10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента ТОСЭР.
Организации (ИП), которые получили статус резидента СПВ с 26.06.2018 до 31.12.2025 включительно (объем инвестиций – не менее 5 млн руб.)
Пониженные тарифы взносов применяют в течение 10 лет с момента получения статуса резидента:
· на случай ВНиМ – 1,5%.
10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента СПВ.
· на случай ВНиМ – 1,5%.
7 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр резидентов ОЭЗ.
- на ОПС – 8,0%;
- на ОМС – 4,0%;
- на случай ВНиМ – 2,0% (иностранцы, лица без гражданства и временно пребывающие – 1,8%).
Что изменилось с 2020 года
Учтите, что с 01.01.2020 пониженные тарифы страховых взносов не вправе применять следующие категории:
- хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в т. ч. совместно с другими лицами) таких обществ, участникам таких партнерств – бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономные учреждения;
- организации и ИП, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о технико-внедренческой деятельности и делающие выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, а также организации и ИП, заключившие соглашения о туристско-рекреационной деятельности и производящими выплаты физлицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер.
Положение упрощенцев: что с льготным тарифом
Закон от 03.08.2018 № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019-2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:
- социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
- благотворительных организаций на УСН.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ответственность за применение муниципальным автономным образовательным учреждением пониженного тарифа страховых взносов
В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) установлены основания для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения (далее по тексту – УСН).
В п. 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень лиц, которые не вправе применять рассматриваемый специальный режим. При этом согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения.
Проводя разграничение между видами государственных учреждений, Минфин России в Письме от 07 октября 2011 года № 03-11-06/2/140 однозначно поясняет, что автономное учреждение не является бюджетным учреждением, поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется тариф 26%.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится образование.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется по ст. 346.15 НК РФ.
В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 346.15 НК РФ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ тарифы страховых взносов.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение является плательщиком страховых взносов.
Учреждение является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой – муниципальное общеобразовательное автономное учреждение среднего (полного) общего образования и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов», основным видом экономической деятельности учреждения является «Среднее (полное) общее образование (код по ОКВЭД 80.21.2).
Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете.
Учреждение уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в смете по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в образовательное учреждение распорядителем бюджетных, то есть проходят через образовательное учреждение «транзитом».
Таким образом, в случае применения образовательным учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны.
Доход от оказанных дополнительных платных услуг и внереализационные доходы должны быть учтены плательщиком в качестве налогооблагаемых доходов и отражены в Книге учета доходов и расходов за соответствующий год в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что действительным основным видом деятельности муниципального учреждения является осуществление образовательной деятельности в рамках выполняемого муниципального задания, указанный основной вид деятельности учреждения не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку не подлежит налогообложению, вследствие чего учреждение не имеет права на применение рассматриваемой льготы.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в указанной правовой норме условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
На основании вышеизложенного следует отметить, что применение льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ, допустимо только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Выплаты плательщика физическим лицам из сумм, поступивших в учреждение в виде субсидий на выполнение муниципального задания, не относятся к финансово-хозяйственной деятельности, отнесенной к упрощенной системе налогообложения и не включены в налогооблагаемые доходы УСН хозяйствующего субъекта, в связи с чем, у автономного образовательного учреждения отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, произведенных из полученных субсидий на выполнение муниципального задания.
В противном случае контрольно-надзорный орган, проведя проверку и выявив соответствующие нарушения, принимает решение о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начислении соответствующих пеней и применении ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», за неуплату страховых взносов в виде наложения штрафа.
Могут ли автономные учреждения рассчитывать на льготы по страховым взносам?
Рассмотрим ситуацию. Муниципальное автономное учреждение (МАУ), у которого основной вид деятельности – дополнительное образование детей, в основном оказывает услуги бесплатно и получает под это субсидии из местного бюджета, имея небольшую долю платных услуг. Других видов деятельности нет. МАУ применяет упрощенную систему налогообложения. Может ли в 2012 г. такая организация претендовать на льготные тарифы страховых взносов, в частности не платить взносы в ФСС и ФФОМС?
Новая льгота для некоммерческих организаций МАУ не подходит
С 2012 г. некоммерческие организации, применяющие упрощенку и занимающиеся, в частности, образованием, имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. Они могут платить взносы только в ПФР (по ставке 20%). Но эта льгота не распространяется на государственные и муниципальные учреждения .
Льгота для упрощенцев: шансы есть, но споры будут
Есть также пониженные тарифы страховых взносов для обычных организаций, перешедших на упрощенку и занимающихся, в частности, образованием . Льготный тариф страховых взносов тот же – 20% в Пенсионный фонд, а в ФСС и ФФОМС взносы платить не нужно . Применять его могут любые упрощенцы, в том числе и государственные/муниципальные учреждения. Разумеется, если соблюдается условие: доля доходов от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70% в общем объеме доходов .
Итак, МАУ применяет упрощенку. Вид деятельности льготный – дополнительное образование детей (ОКВЭД-80.10.3). Осталось определиться, соблюдается ли ограничение по доле доходов от этого вида деятельности при получении субсидий из бюджетов.
В целях Закона N 212-ФЗ упрощенцы определяют доходы по тем же правилам, что и при расчете налога при УСНО. Они определены в ст. 346.15 НК РФ . В ней черным по белому написано, что доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не должны включаться в облагаемые доходы . А именно в ст. 251 упомянуты субсидии, получаемые автономными и бюджетными учреждениями . Получается, что субсидии, полученные МАУ, не надо учитывать ни при расчете общей суммы доходов, ни при расчете доходов от льготного вида деятельности.
А значит, если выручка от образовательных платных услуг у такого МАУ – единственный коммерческий доход, то доля доходов от льготного вида деятельности будет 100%. Соответственно, МАУ имеет полное право на применение пониженных тарифов.
Однако специалисты Минздравсоцразвития (ныне – Министерство труда и социальной защиты) считают иначе.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОТОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА – Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России
“Субсидии, хотя не являются объектом обложения для упрощенки или вмененки, все же являются доходом. Поэтому если организация получает субсидию, то для определения общего объема доходов указанные суммы поступлений включаются в 100% доходов организации.
А вот при расчете “льготных” доходов (которые должны быть не менее 70% для использования льготы) доходы от субсидий не должны учитываться. Так как для определения указанной доли в расчет включаются только доходы от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении основного (льготного) вида экономической деятельности.
Поэтому некоммерческое муниципальное автономное учреждение, скорее всего, не будет иметь права на пониженный тариф. Ведь, как правило, платных услуг немного, а практически все доходы этой организации составляют субсидии”.
Как видим, выявились разночтения в том, как именно нужно считать сумму всех доходов организации-упрощенца. И весьма вероятно, что по невыгодному варианту будут считать доходы и специалисты территориальных отделений внебюджетных фондов. Соглашаться вам с ними или нет – дело, естественно, ваше.
Однако если уж рассматривать бюджетные субсидии как доход, который надо учитывать при расчете общей суммы дохода, то логичнее продолжать учитывать такие субсидии и при дальнейших расчетах – то есть при расчете 70% “льготных” доходов. Ведь это – тоже доходы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью. При таком подходе получается, что образовательное учреждение, оказывающее бесплатные (субсидируемые) и платные образовательные услуги, тоже будет иметь право на пониженные тарифы.
Итак, оказывается, норму о том, как именно считать сумму доходов автономным учреждениям, оказывающим платные образовательные, медицинские и прочие льготируемые услуги и находящимся на УСНО, можно читать по-разному. А это означает, что при подтверждении льготы споров по взносам не избежать. Однако, по нашему мнению, Закон – на стороне страхователей.
п. 11 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ)
Платим страховые взносы по сниженным тарифам
На законодательном уровне установлены три вида тарифов страхового обеспечения:
- Общие. Применимы ко всем работодателям, которые не отвечают установленным законодательством критериям. Страхователи общего режима обязаны перечислять платежи в следующих размерах: ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %, ФСС НС и ПЗ – от 0,2 % до 8,5%.
- Повышенные. Предусмотрены для страхователей, чьи работники заняты на тяжелых работах или трудятся в особых условиях. Исчерпывающий перечень плательщиков, обязанных рассчитываться с бюджетом по повышенным ставкам, указан в 428 статье НК РФ.
- Пониженные. Установлены для целого ряда экономических субъектов. Основные критерии определения вида страхователя закреплены в статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов».
Как оформить пониженный тариф
Представлять документацию или писать заявление в ФНС теперь не нужно, организация самостоятельно определяет условия оплаты. Сотрудники налоговой службы определят переход компании на сниженные ставки после предоставления расчета по страховым взносам при пониженном тарифе. В РСВ должно быть заполнено одно из приложений № 5-8 к Первому разделу отчета.
В любом случае проконсультируйтесь с представителем территориального отделения ФНС. Самостоятельный переход на пониженные тарифы по страховым взносам, даже при полном соответствии условиям, может обернуться крупными штрафами. В идеале составьте письмо с детальным изложением сути вопроса и специфики вашего госучреждения, затем отправьте в ФНС. Действуйте в соответствии с официальным ответом чиновников.
Как применять пониженные тарифы страховых взносов бюджетникам
В первую очередь определимся, что большинство госучреждений могут требовать снижение ставок по страховым взносам только по одному условию: если применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют льготный вид деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).
В то же время государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов: казенные, бюджетные и автономные, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ. И только автономные организации имеют право применять УСН, для казенных и бюджетных учреждений ведение упрощенки запрещено (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-11-03/15).
Следовательно, бюджетные и казенные организации не вправе требовать снижения ставок по страховому обеспечению. Исключение: соответствие другим условиям применения пониженного тарифа страховых взносов. Например, бюджетное учреждение имеет статус «участник проекта Сколково», или казенная организация, осуществляет деятельность на основании соглашений с органами особых экономических зон.
По автономным госучреждениям вопрос применения пониженного тарифа по страховым взносам остается открытым, так как для организаций на УСНО действует дополнительное условие: доля дохода от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70 % от совокупных поступлений.
Особенности определения доли доходов от льготного вида деятельности
Основные поступления любого госучреждения — субсидии из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания и целевые средства, а собственные поступления — только небольшая часть. При таком раскладе автономке, льгот по страховым взносам не добиться. Поэтому актуален вопрос: включаются ли субсидии в расчет доли доходов — мнения специалистов разнятся до сих пор.
Субсидии включать не нужно
Некоторые специалисты придерживаются мнения, что субсидии и целевые средства, полученные организацией, не следует учитывать, ссылаясь на порядок перехода на УСНО. То есть при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подготовить расчет своих доходов по определенному в статье 346.15 НК РФ порядку. В такой расчет не включают госсубсидии и целевые средства, такие условия прописаны в 251 статье НК РФ. Следовательно, для вычисления доли основных доходов при определении тарифа по страховому обеспечению должен действовать аналогичный порядок.
Пример: муниципальное автономное образовательное учреждение «Подольская школа» в 2016 году получила доходов:
- субсидии на выполнение муниципального задания — 30 000 рублей;
- целевые средства — 1 000 рублей;
- поступления от предпринимательской деятельности (платные образовательные курсы) — 5 000 рублей.
Общие поступления: 36 000 рублей.
Для вычисления не берем субсидии, значит, доход от льготного вида деятельности составил 100% (5000 / 5000 х 100%). Следовательно, госучреждение вправе платить по сниженным ставкам.
Субсидии включать обязательно
Большинство чиновников считает, что субсидии — это тот же доход госучреждения, и он должен быть учтен в суммарных поступлениях. Но для прибыли по льготному виду деятельности субсидии не подходят, так как здесь учитывается исключительно поступления от реализации товаров, работ и услуг.
Пример: проведем расчет для того же примера. Доходы от реализации по льготному виду деятельности / общие поступления *100% = 5000 / 36 000 х 100% = 13,9%.
Следовательно, автономная организация не имеет права на пониженный тариф по страховым взносам.
Пониженный тариф взносов: как не ошибиться с началом применения?
В статье вместе рассмотрим ситуацию, в которой IT-компания пытается разобраться, с какого момента она вправе применять пониженные тарифы. Компания не является вновь созданной, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.
В мае 2018 Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом уведомление об аккредитации датировано 03.05.2018, а непосредственно получено организацией 06.06.2018.
У Организации возник вопрос, с какого момента она праве применять пониженные тарифы, а именно вправе ли она их применять в мае, в июне или вообще только с третьего квартала 2018 года?
Начнем с теории
При этом для того, чтобы Организация могла их применять она должна выполнить ряд условий, в частности для организаций, не являющихся вновь созданными, такими условиями являются (п. 5 ст. 427 НК РФ):
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от профильного вида деятельности по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек.
В нашем случае, исходя из условий ситуации, Организацией соблюдаются условия о профильной выручке и численности сотрудников. А госаккредитация пройдена компанией в мае 2018 г., хотя само Уведомление вручено Организации 06.06.2018 г.
Поэтому организация понимает, что она вправе применять пониженные тарифы, вопрос только с какого месяца, я мая или с июня 2018 г. или вообще только с третьего квартала 2018?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к порядку исчисления страховых взносов и прежде всего к порядку определения налоговой базы по страховым взносам. Действительно это важно, поскольку сумма взносов, определяемая в том числе и с применением пониженных тарифов, определяется именно относительно налоговой базы.
В соответствии с п. 1 с. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков- Организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Расчетным периодом признается календарный год, а отчетными – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. (п.1 и п. 2 ст. 423 НК РФ соответственно).
В течение года, по итогам каждого календарного месяца Организация-плательщик производит исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. (п. 1 ст. 431 НК РФ).
Другими словами, взносы начисляются на последнее число каждого месяца отдельно по каждому работнику в следующем порядке:
- рассчитывается база,
- определяется тариф (частности пониженный тариф),
- рассчитывается сумма взносов за истекший месяц.
Исходя из условий рассматриваемого вопроса в мае 2018 года Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Уведомление об аккредитации от Минкомсвязи датировано 02.05.2017, хотя и получено Организацией только 06.06.2018 г., при этом доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.
Следовательно, учитывая вышеизложенные нормы закона, а также условия рассматриваемого вопроса на момент расчета страховых взносов за май (на последнее число месяца) все необходимые условия для применения Организацией пониженных тарифов страховых взносов были соблюдены. Поэтому она вправе применять пониженный тариф страховых взносов начиная с мая 2018 г.
Учитывая тот факт, что страховые взносы за май 2018 организация должна уплатить не позже 15.06.2018 г. (п. 3 ст. 431 НК РФ, п. 4 ст. 22 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, далее Закон № 125-ФЗ) она вполне успевает рассчитать сумму взносов к уплате по пониженному тарифу, после получения Уведомления 06.06.2018 г.
И даже, если предположить, что Уведомление могло было быть получено и после 15.06.2018 г., то это не лишало бы права Организацию на применение пониженных тарифов за май 2018 г.
В таком случае по итогам предоставления расчета за полугодие в карточке расчетов с бюджетом, которая ведется налоговым органом, у Организации просто образовалась бы переплата.
А если будет нарушено условие о доле полученного дохода?
Однако не все так критично, потому что если по итогам деятельности за 2018 г. год вновь выполняет условие о доле доходов, то при соблюдении двух других условий (наличие аккредитации и соблюдения условия о среднесписочной численности), установленных п. 5 ст. 427 НК РФ, она вправе применить пониженные тарифы с начала календарного года (в данном случае с мая 2018 г.) и произвести перерасчет исчисленных ранее страховых взносов по общеустановленному тарифу путем их возврата или зачета. (Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).
Поэтому, учитывая все вышеизложенное, Организация должна внимательно следить за соблюдением условий, дающих право на применение пониженных тарифов в каждом отчетном (расчетном) периоде, поскольку потеря права на применение влечет необходимость пересчета взносов по тарифам в общеустановленном размере.
Как правильно заполнить расчет по страховым взносам?
Если Организация применяет пониженные тарифы, то независимо от вида деятельности в Расчете по страховым взносам нужно заполнить (п. п. 2.2, 2.4, 2.6 Порядка): титульный лист; разд. 1; подразделы 1.1 и 1.2 Приложения 1 к разд. 1; Приложение 2 к разд. 1; разд. 3.
Кроме того, поскольку в рассматриваемом случае Организация осуществляет IT-деятельность, то ей дополнительно еще необходимо включить в состав расчета Приложение 5 к разделу1, данное приложение необходимо для того, чтобы подтвердить право на пониженный тариф.
Как заполнить Приложение 5 к разделу 1
- в строке 010 – среднесписочная (средняя) численность работников;
- в строке 020 – общая сумма доходов, которая определяется по правилам ст. 248 НК РФ;
- в строке 030 – сумма доходов от деятельности в сфере информационных технологий по операциям, указанным в п. 5 ст. 427 НК РФ;
- в строке 040 – доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий в общей сумме доходов. Доля определяется так: строку 030 разделить на строку 020 и умножить на 100;
- в строке 050 – дата и номер записи в реестре аккредитованных IT-организаций.