Как урегулировать конфликт интересов с фотографом?
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Как урегулировать конфликт интересов с фотографом?

Как урегулировать конфликт интересов с фотографом?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ “Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих”

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

– увольнение в связи с утратой доверия;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

– выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

– нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

– участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

– заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

– предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

– владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник – директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат – директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ – и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Съемки на условиях TFP: конфликт интересов

Каждый фотограф, модель, визажист, стилист и т.д. нуждаются в постоянном обновлении своего профессионального портфолио, особенно с творческих съемок. Однако почему бы не пополнять портфолио фотографиями только с коммерческих фотосъемок? Проблема заключается в том, что коммерческие съемки часто однообразные: популярная, но все же одинаковая стилистика фотографий, макияжа, сочетания одежды. Приведу пример, Lookbook для магазина женской одежды. От данной съемки клиент хочет видеть красивую картинку, которая понравится массовому зрителю, и тот, в свою очередь, точно захочет купить этот товар. Однако как бы красиво и привлекательно не была бы картинка, людям надоедает однообразие. Таким образом, пополнять портфолио одинаковыми, пусть даже красивыми фотографиями, рано или поздно перестанет быть интересным как самому творцу, так и его клиентам, поклонникам и т.д. Всем рано или поздно хочется что-то нового.

Так и появились съемки на условиях TFP. Творческим людям хочется творить что-то необычное, непривычное и вдохновляющее. Ведь когда ты делаешь что-то неординарное, отличающееся от других, ты становишься запоминающимся. Так, единомышленники собираются для воплощения своих идей не за деньги, а ради идеи, искусства и вдохновения.

Читать еще:  Ваши права - Место где защитят ваши права

Это, своего рода, сотрудничество на выгодных для обеих сторон условиях. Однако, если с правом на макияж, мы уже разобрались в предыдущей статье, то кому же принадлежит авторское право на сами фотографии?

С точки зрения ГК РФ, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, то есть автору как гражданину, творческим трудом которого они были созданы.

В целом авторские права подразделяются на две группы:

  • исключительные права;
  • личные неимущественные права.

К личным неимущественным правам автора относятся:

Право авторства и право автора на имя регулируется ст. 1265 ГК РФ. Право авторства – право признаваться автором произведения, а право автора на имя – это право использовать или разрешать использование своего произведения как под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом), а также без указаний имени (анонимно). За присвоение права авторства лицо может быть привлечено к ответственности.

Права на обнародование фотографии заключается в совершении фотографом действия или дачи согласия на совершение этих действий другому лицу, которое делает произведение впервые доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или иных способов, описанных в ст. 1268 ГК РФ. В случае если фотограф решил отозвать свою фотографию – он может воспользоваться правом на отзыв.

Право на неприкосновенность произведения это право автора на сохранение целостности произведения и творческого замысла. Согласно пункту 1 статьи 1266 ГК РФ, не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений и т.д. в произведение без согласия автора, а после смерти автора – с разрешения правообладателя, если внесённые изменения не искажают художественный замысел автора, не нарушают его целостность восприятия и не противоречат его воле. При этом подобные изменения не должны быть связаны с созданием нового (производного) произведения на основе уже имеющегося. Также в положениях Бернской конвенции присутствует право автора на защиту репутации. Данное право обеспечивает защиту фотографии от различного рода изменений, таких как: извращение, искажение или иное изменение произведения, а также любое другое посягательство на произведение, которое способно нанести ущерб чести или репутации автора. Изменения подобного рода проводятся только с согласия самого автора.

Авторское право охраняет не только сами фотографические произведения, но и фотографические произведения, полученные способами аналогичными фотографиям, а именно негативы, слайды и т.д., а также их отпечатки. Таким образом, даже в случае утери негатива, у фотографа остаются отпечатки, которые охраняются на правах оригинала. Среди фотографов даже распространена практика уничтожения негативов с целью повышения стоимости самих отпечатков, так как создать новые уже не получится.

К исключительным авторским правам фотографа согласно статье 1229 ГК РФ относится право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, то есть запрещать или же разрешать другим лицам использование фотографии через воспроизведение, распространение, продажу или бесплатную раздачу экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны и т.д. Для использования даже части фотографии требуется согласие её автора. Отсутствие такого согласия влечет последствия, как запрет правообладателем исключительных прав незаконного использования фотографического произведения, взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации с нарушителя. Только правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Однако исключительные права, в отличие от личных неимущественных прав могут быть переданы другому лицу по договору об отчуждении.

Говоря о TFP, перед съемкой лучше получить согласие модели для обнародования и дальнейшего использования фотографий с её изображением. Согласно статье 152.1 ГК РФ согласие не требуется, только если модель позировала за вознаграждение. В ином случае такое согласие оформляется в договоре под названием «model release», который широко распространен в модной сфере. И так как в российском законодательстве не установлено конкретной обязательной для всех формы для договора на использование изображения гражданина, заключение “model release” является достаточным для правомерного использования фотографических произведений с изображением модели.

Любому члену команды может быть передано право на использование фотографических произведений по лицензионному договору, а также может быть заключен договор об отчуждении исключительных прав на фотографические произведения. Лицензионный договор должен быть заключён в письменной форме в соответствии со статьей 1235 ГК РФ. К тому же, при TFP съемке между членами команды подразумевается безвозмездный характер взаимоотношений, таким образом, лицензионный договор тоже будет являться безвозмездным, о чем обязательно необходимо указать в самом договоре. Ведь согласно пункту 5 статьи 1235 ГК РФ отсутствие условия безвозмездности в лицензионном договоре, а также «при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным». Здесь стоит сделать примечание, ведь съемка на условиях TFP не совсем безвозмездна. Здесь работает следующая конструкция: члены команды признают, что обладают одинаковым уровнем профессионализма и их работа по стоимости одинакова. Таким образом, они просто не обмениваются денежными средствами, так как это бессмысленно.

В России не так много судебных дел, посвященных отношениям, связанным со съемками, так как в основном съемки на условиях TFP проводятся без заключения каких-либо договоров, просто по обоюдному согласию, либо в случае нарушения прав на фотографические произведения, никто не обращается за их защитой. Хотелось бы разобрать несколько примеров из судебной практики.

В 2010 году Московским городским судом было вынесено определение от 24.06.2010 по делу № 33-15630[1] о незаконном использовании изображения.

Фабула дела: В 04.09.2009 года в сети Интернет, а именно на веб-сайте и в публикации «Наша работа для Волшбы», Ответчиками были распространены фотографические произведения с изображением Истцов. Тем не менее, свое согласие на публикацию данных фотографий они не давали и за плату не позировали. Таким образом, истцов считали, что нарушено их право на защиту изображения.

Позиция суда первой инстанции:

  • фотографии сделаны открытым способом на природе, а именно в парковой зоне, которая не относится к местам закрытого посещения;
  • при явном согласии объектов позирования;
  • изображения истцов не является основным объектом использования, так как они позировали в качестве моделей для рекламной фотосъемки украшений;
  • фотографии сделаны в рамках договора о проведении рекламной фотосессии копии древнерусских украшений, что свидетельствует, что основным предметом съемки являются украшения, а не истцов.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда посчитала, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям закона, а выводы о том, что фотографии сделаны открытым способом в открытом для свободного посещения месте, и изображения истцов не являлось основным объектом использования, так как они позировали в качестве моделей, ошибочны.

  • в соответствии со статьей 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина возможно лишь с согласия этого гражданина, а после его смерти с согласия детей или пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. А также в статье 152.1 ГК РФ закрытый перечень, когда такое согласие не требуется.
  • согласие на обнародование и использование является гражданско-правовой сделкой и может содержать ряд условий (о сроке, ограничениях, способах использования, территориальных пределов и т.д.). Такой договор может быть заключен как до съемки, так и после начала неправомерного использования изображения гражданина. Способы дальнейшего правомерного использования могут быть различными. Изображение может использоваться как в неизменном виде (формате), так и в другом масштабе или цвете, с нанесением его на товары и т.д. Однако проект договора, а также акт приема-сдачи услуг по договору, на которые ссылались Ответчики, оказались не подписанными, а иные доказательства наличия согласия истцов на обнародование фотографий с их изображением в материалах дела отсутствуют.
  • право на охрану изображения законодателем было сформулировано как абсолютное, и гражданин вправе требовать применения соответствующих мер гражданско-правовой защиты.

Таким образов, дело было направлено на новое рассмотрение с учетом вышеуказанных обстоятельств.

В качестве второго примера можно привести Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.05.2012 по делу № 33-4699/2012[2]. Волгоградским областным судом была рассмотрена апелляционная жалоба истца на решение суда первой инстанции. Суд апелляционный инстанции установил, следующее:

  • в номере информационно-справочной газеты была размещена статья, которая сопровождалась фотографическим произведением с изображением истца крупным планом. Согласия на публикацию указанного фотографического произведения со своим изображением истец не давал.
  • согласно ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Способы защиты личного неимущественного права на охрану изображения не закреплены в ГК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются посредством компенсации морального вреда.

На основании вышеуказанных положений суд апелляционной инстанции определил решение суда первой инстанции отменить, признать нарушающим нематериальные права истца использование и опубликование его изображения без его согласия и взыскать с ООО и главного редактора информационно-справочной газеты компенсацию морального вреда.

В качестве третьего примера можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 № 17АП-9713/2010-ГК по делу № А60-5744/2010[3]. В данном деле истец (Актер) позировал за плату в фотосъемке. На основании заключенного договора он дал на исключительной основе разрешение на использование его изображения в рекламных материалах в области рекламирования банковской деятельности, то есть Актер в течение 18 месяцев с даты подписания акта об оказанных услугах к настоящему договору не будет давать разрешение на использование его изображения в рекламных материалах банков, находящихся на территории, а также не принимать участия в создании таких рекламных материалов. При этом Актер разрешает Заказчику включить его изображения, созданные при проведении фотосъемки, в рекламные материалы, не внося при этом изменений в сами фотографии, сохраняя неприкосновенными и фотографии и изображения Актера.

Истец решил, что заказчик нарушил условия заключенного между ними договора и подал иск. Однако суд признал договор недействительным, а значит, у истца отсутствуют права, нарушение которых является основанием для заявленного иска. Таким образом, раз истец позировал за плату, то его разрешение на обнародование и дальнейшее распространение фотографий не требуется, а исключительные права на фотографические произведения принадлежат правообладателю.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил оставить решение Арбитражного суда Свердловской области без изменений, а именно в иске отказать.

[1] Определение Московского городского суда от 24.06.2010 по делу N 33-15630.

[2]Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2014 N С01-239/2014 по делу N А40-15537/2012.

[3] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 N 17АП-9713/2010-ГК по делу N А60-5744/2010

Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов

Автор: Наталия Голякова, магистр права, ведущий эксперт департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.

Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ).

Документ: “Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3”.

Понятия “конфликт интересов” было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году “Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции” (2003 г.).

Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.

Несмотря на то, что понятие «конфликт интересов» (ст. 10 Федерального закона N 273 – ФЗ) применяется преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы, коррупционными или иными действиями потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию страны, обзор имеет также важное значение для правоприменительной практики в бизнес сообществе, поскольку конфликт интересов может возникнуть и в коммерческих компаниях.

Читать еще:  В каком размере взыскать моральный вред?

Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:

работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;

выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;

выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;

получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,

а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).

Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.

Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.

ЛНА может быть самостоятельным документом – «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.

Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.

Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.

Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).

На что еще необходимо обратить внимание.

Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.

Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.

При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности. Об этом сказано в последнем опубликованном “Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе «Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано:

«…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».

Конфликт интересов на государственной службе

Конфликт интересов на государственной гражданской службе — это ситуация, при которой личная выгода служащего мешает исполнять должные обязанности беспристрастно и препятствует соблюдению законных прав граждан. Служащий обязан сообщить об этом. Сокрытие информации может привести к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Что это такое

Два законодательных акта устанавливают, что такое конфликт интересов на государственной службе:

По статье 10 закона № 273, под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Личной выгодой считается:

  • получение денег, имущества;
  • получение имущественных прав;
  • получение услуг, работ.

Такая выгода не обязательно относится к самому исполнителю, но и к его родственникам, друзьям, знакомым, организациям, с которыми служащий связан обязательствами. Произошедший конфликт интересов на государственной и муниципальной службе сам по себе не является коррупционным действием, но приводит к нему. В законе № 25 «О муниципальной службе» от 02.03.2007 понятие конфликта интересов взято за основу из закона № 273, а сокрытие информации об этом признается правонарушением.

Виды конфликтов

Точное определение приводится в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В соответствии с ним, общее понятие конфликта интересов на государственной службе не делится на какие-то виды, но если теоретизировать, то условно выделяется следующая классификация:

  • реальный — ситуация уже возникла, и ее необходимо предотвратить;
  • потенциальный — ситуация может возникнуть, и ее необходимо предупредить;
  • мнимый — ситуация не возникла, но в общественном сознании поведение лица оценивается как получение личной выгоды.

Поскольку речь идет о ситуациях, связанных с личной выгодой, то чаще всего конфликт интересов на государственной службе встречается при осуществлении следующей деятельности:

  • приватизация;
  • предпринимательство;
  • проведение торгов, госзакупок;
  • поступление и увольнение с должности.

Понять, что такое конфликт интересов на муниципальной службе, помогут примеры:

  • государственный служащий нанимает на работу или назначает на должность родственника, является членом конкурсной или аттестационной комиссии, которая проводит проверку в отношении знакомого, друга, члена семьи;
  • сам гражданин, его родные и близкие намереваются выполнять работу для организации, где работает госслужащий, и он участвует в принятии решения о привлечении их к работам;
  • гражданин или его родственники участвуют в выполнении оплачиваемой работы для филиала организации, в отношении которой госслужащий выносит решения, собирает и обрабатывает информацию или осуществляет другие функции госуправления;
  • владение вкладами, ценными бумагами в организации, на деятельность которой госслужащий влияет в связи с должностным положением;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве судьи, если в конфликте замешаны родственники и знакомые, организации, которыми владеют близкие или в которых занимают должности;
  • выполнение служебных обязанности в отношении организации, где служащий работал до поступления на службу или куда собирается трудоустроиться;
  • использование информации, полученной в ходе работы, для получение денег, имущественных прав, выгод.

Способы разрешения

При возникновении подозрений или явном существовании риска служащий обязан уведомить руководителя или его заместителя в письменной форме. По ст. 11 закона № 273, существуют такие способы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе:

  • изменение служебного положения лица;
  • самоотвод служащего от исполнения обязанностей;
  • отвод служащего;
  • отказ от выгоды;
  • передать ценные бумаги в доверительное управление.

За несообщение сведений о возможном или реальном конфликте интересов на государственной службе закон предписывает дисциплинарное наказание:

Комиссия

К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия, которую организовывают по ст. 19 закона № 79 «О госслужбе…» для соблюдения требований к служебному поведению. Деятельность комиссии регулируется положением о комиссиях по урегулированию конфликтов, утвержденным указом президента РФ от 01.07.2010 № 821. В соответствии с документом, перед комиссиями стоят 2 задачи:

  • контроль за соблюдением служащими ограничений, требований и запретов, наложенных в соответствии с занимаемой должностью (подробнее см. указ президента от 21.09.2009 № 1065);
  • предупреждение коррупции.

Комиссия образуется нормативно-правовым актом ведомства и формируется так, чтобы исключалась любая возможность возникновения спора интересов при принятии ими решения. Ведомство определяет и состав комиссии, и порядок ее работы.

  • заместитель руководителя госоргана, руководитель или иной работник кадровой службы;
  • представитель управления президента РФ по противодействию коррупции;
  • представитель научной или образовательной организации, которая связана с государственной гражданской службой;
  • представитель общественной организации или профсоюза.

Состав комиссии не менее чем на четверть состоит из граждан, не занимающих должности на государственной службе. Для проведения заседания комиссии необходимо основание:

  • предоставление руководителем результатов служебной проверки о несоблюдении госслужащим запретов и требований или о предоставлении им неполных, неверных сведений;
  • поступившее в кадровый отдел сообщение от бывшего работника о намерении трудоустроиться в коммерческой или некоммерческой организации либо о намерении выполнять оплачиваемую работу;
  • заявление госслужащего о невозможности предоставить необходимые сведения или выполнить требования и соблюсти запреты;
  • уведомление о личной заинтересованности от служащего.

Положения о комиссии разрабатываются каждым госорганом отдельно.

Примеры и способы решения

Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.

Возможные последствия

Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.

  • увольнение в связи с утратой доверия;
  • увольнение за несоблюдение ограничений по должности.

Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.

  • выговор — госслужащему;
  • увольнение — родственнику.

Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)

  • отстранение до снятия имущественных обязательств (возврат долга, расторжение аренды);
  • отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве

Читать еще:  Что делать, если учитель оскорбляет меня?
  • оценивается возможность спора;
  • отстранение от выполнения служебных обязанностей.

При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник

  • выговор;
  • увольнение.

При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.

Использование служебной информации в корыстных целях

  • проведение служебной проверки и назначение административного и уголовного наказания.

Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.

Есть конфликт интересов между директором школы (жена) и учителем (муж) в муниципальном образовательном учреждении?

Есть конфликт интересов между директором школы (жена) и учителем (муж) в муниципальном образовательном учреждении?

А в чем собственно заключается Ваш вопрос?

Благодарю за грамотную консультацию!

Запрет на совместную работу родственников в подчинении друг друга введен только для госслужащих, согласно ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ”.

Для других категорий работников действующий в настоящее время ТК РФ не содержит каких-либо ограничений по совместной работе родственников на одном предприятии (учреждении). До вступления в силу ТК РФ (1 февраля 2002 года) подобные ограничения имели место. Запрещалась совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Директор школы, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ гос. служащим. И никакого конфликта интересов нет. Можно обжаловать в суд, или в вышестоящую прокуратуру. Желаю удачи. В.

Прокуратура усматривает в данной ситуации конфликт интересов!

В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Но данное правило распространяется только на государственных служащих согласно реестру государственных должностей. В других организациях супруги могут работать на любых должностях.

Тут нет конфликта. См. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “О муниципальной службе в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2018), ст. 14. 1. Они не муниципальные служащие. Муж является обычным работником. ТК РФ не запрещает трудоустройство.

Конечно, конфликт интересов усматривается, а прокуратура с точки зрения закона может усматривать и коррупционную составляющую (Федеральный закон “О противодействии коррупции”).

Учреждение – то муниципальное, директор школы и учитель – прямое подчинение.

Даже не во всех коммерческих организациях и предприятиях такое допустимо.

Всего Вам доброго!

Кто начисляет зарплату учителю?

Нет никаких сомнений в верности взгляда прокуратуры.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ в ст. 10 даёт определение.

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Один из супругов подлежит увольнению.

Нет никакого конфликта интересов, поскольку в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должность директора школы не относится к должности государственной гражданской службы. Эта должность также не является и должностью муниципальной службы. Понятное дело, что возможно такое положение вещей не всегда приветствуется, но это уже другая история. С точки зрения закона никакого нарушения здесь нет и у прокуратуры может быть и есть какие то претензии, но прокуратура – это не пуп земли и реально они ничего сделать не смогут. В России существует тысячи случаев, когда директор и учитель принадлежат к одной семье. Вероятно в вашей ситуации речь идет о каком то конфликте между кем-то и кем-то. Может быть кто-то жалобы пишет, а кто-то пытается использовать свое служебное положение, в том числе и с помощью органов прокуратуры.

Поэтому если прокурор или его заместитель по данному поводу написали какое либо письмо или что-то подобное, можно на него не обращать внимания, а можно и пожаловаться областному прокурору, поскольку здесь либо некомпетентность прокурора, либо попытка оказать давление на директора школы с использование служебного положения.

Правильно усматривает. В силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” от 02.03.2007 N 25-ФЗ под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Т.е дело в том что конфликт интересов в вашем случае будет в том, что вы можете например принимать какие-то решения в отношении мужа, которые будут влиять на размер его зарплаты либо сможете способствовать ему в отпуск и т.п. в выгодном для него варианте.

—Наталья, в данной ситуации возникает конфликт интересов. По крайней мере у жены точно. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) “О противодействии коррупции”Статья 10. Конфликт интересов (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Если усматривает прокуратура, это еще ничего не значит. Всё требует доказательств. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “О муниципальной службе в Российской Федерации” Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

2. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие “личная заинтересованность”, установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Исходя из статьи 10 ФЗ О противодействии коррупции конфликт интересов может быть не только в отношениях между государственными и муниципальными служащими

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам учебного заведения, являющейся работодателем сотрудника.

В вашей ситуации если муж учитель, а жена директор школы, то вполне возможен конфликт интересов Муж учитель может влиять на жену директора по вопросам заработной платы, например распределение между учителями средств стимулирующего фонда

Ни для кого не секрет: как сейчас в школах происходит распределение стимулирующего фонда, Учителя, которые лояльны к директору, пользующиеся его благосклонностью получают больший размер выплат из стимулирующего фонда. Не уж то жена будет обижать своего мужа учителя.

В этой связи прокуратура имеет все основания усматривать здесь конфликт интересов А для решения проблемы конфликта интересов кому то-либо мужу либо жене придется увольняться из школы Либо жене оставлять должность директораи становится в этой школе рядовым учителем

Федеральный закон “О противодействии коррупции” от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Статья 10. Конфликт интересов

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”)

“”1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

“”2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

“”3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

“”2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

“”3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector