Как перевестись с военной службы на альтернативную?
Статья 44. Перевод военнослужащих
1. Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы” от 6 июля 2006 N 105-ФЗ комментируемый пункт с 1 января 2007 г. признан утратившим силу.
Вышеназванным Федеральным законом изменено наименование комментируемой статьи. С 1 января 2007 г. ст. 44 комментируемого Федерального закона называется “Перевод военнослужащих”.
2. Таким образом, с 1 января 2007 г. институт прикомандирования военнослужащих прекратил свое существование.
Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы” направлен на приведение военного законодательства в соответствие с Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ и создание законодательной основы для направления военнослужащих в учреждения и организации. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ вносит изменения и дополнения, связанные с созданием системы направления военнослужащих в другие учреждения и организации, не выполняющие задачи оборонного характера; упорядочением перехода с одного вида федеральной государственной службы на другой вид федеральной государственной службы (с военной службы – на федеральную государственную гражданскую службу).
Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации” определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, а ее прохождение может осуществляться только на воинских должностях (при этом данное определение военной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы). В связи с этим институт прикомандирования военнослужащих необходимо привести в соответствие с положениями названного Федерального закона. Военнослужащие, прикомандированные к организациям и учреждениям, выполняющим задачи по обеспечению обороны и безопасности государства, если в них не предусмотрена федеральная государственная служба, могут находиться в указанных организациях и учреждениях только на условиях приостановления им военной службы.
3. Порядок перевода военнослужащих регламентирован ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы.
4. Перевод военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), производится при выполнении требований нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, а также по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, военнослужащий может быть переведен из Вооруженных Сил Российской Федерации не в любое структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а именно в то, в котором п. 1 ст. 2 комментируемого Федерального закона предусмотрена военная служба. Аналогично сотрудник (служащий) федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не может быть переведен в Вооруженные Силы Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), если при этом он не обладает статусом военнослужащего и не проходит военную службу в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.
5. Указанный перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производится в персональном порядке – с их согласия или по их просьбе.
6. В п. 3 ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы определены полномочия должностных лиц по изданию правовых актов о переводе военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), порядок предоставления таких полномочий в необходимых случаях и форма этих актов (приказ, распоряжение). Из указанного выше следует, что определение должностных лиц, обладающих полномочиями по изданию указанных правовых актов, и формы этих актов обусловлено тем, к какому составу военнослужащих относится переводимый военнослужащий.
7. Как следует из подп. “а” п. 3 ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, перевод офицеров и прапорщиков (мичманов) оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором эти военнослужащие проходят военную службу, и в целях оформления перевода издания приказа должностным лицом федерального органа исполнительной власти, в который они переводятся для дальнейшего прохождения военной службы, не требуется. Например, перевод офицеров и прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, подлежит оформлению приказом министра обороны Российской Федерации.
8. Согласно подп. “е” п. 83 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30, переводы солдат, матросов, сержантов и старшин из Министерства обороны в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, оформляются решением начальника Главного организационно-мобилизационного управления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в который переводится военнослужащий, а из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Министерство обороны Российской Федерации – решением управомоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, из которого переводится военнослужащий, по согласованию с Генеральным штабом.
Военнослужащие при переводе исключаются из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) приказом по личному составу (распоряжением) о переводе, издаваемым руководителем или иным управомоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. На основании такого приказа (распоряжения) указанные военнослужащие исключаются приказом по строевой части из списков личного состава воинской части, в которой они проходят службу.
9. После издания упомянутого приказа (распоряжения) о переводе и исключении из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и его реализации военнослужащие считаются переведенными в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации).
Зачисление военнослужащих в федеральный орган исполнительной власти (в Вооруженные Силы Российской Федерации) производится приказом (распоряжением) управомоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в который они переведены.
10. В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).
11. Контракт, который был ранее заключен с военнослужащим, переводимым из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), прекращает действие со дня заключения нового контракта.
Новый контракт с указанным военнослужащим заключается в день его зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в который он переведен (в Вооруженные Силы Российской Федерации).
12. В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащему, переведенному из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы, со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы и до вступления им в исполнение обязанностей по воинской должности, на которую он назначен в Вооруженные Силы, денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном п. 46 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, из расчета:
– оклада по воинскому званию;
– оклада по последней должности, занимаемой этим военнослужащим в соответствующем федеральном органе исполнительной власти;
– процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной в соответствии с пп. 94-96 вышеназванного Порядка.
Военнослужащему, переведенному из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, денежное довольствие выплачивается по день его исключения из списков личного состава воинской части.
Военнослужащим, обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, назначенным после их окончания для прохождения военной службы в федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, денежное довольствие выплачивается по день окончания отпуска, предоставленного по окончании этих образовательных учреждений.
Военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы), материальная помощь оказывается один раз в год в полном размере при убытии из Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), если она не была оказана ранее.
Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу?
Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу?
Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):
– несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми – миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);
– гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.
При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).
Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).
Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:
– заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;
– заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.
При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).
Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.
О требованиях к составлению заявления
Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.
Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления
После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:
– анализирует заявление и приложенные к нему документы;
– выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;
– анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу
Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае (п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ):
– нарушения сроков подачи заявления;
– представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;
– представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;
– в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование
Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).
В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).
Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
“Военная коллегия адвокатов”
“Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 04.02.2020
Другие материалы журнала “Азбука права” ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Инструкция: как пойти на альтернативную гражданскую службу
Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук — о том, как молодому человеку, чьи убеждения противоречат военной службе, заменить ее на альтернативную гражданскую.
Право каждого гражданина РФ на «альтернативу» указано в Конституции РФ, где говорится, что «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
Первый шаги
В первую очередь молодому человеку необходимо осознать, какие именно убеждения противоречат несению военной службы. Это могут быть убеждения религиозные, разного рода пацифистские, политические или этические, спектр достаточно широк и ничем не ограничен. Нельзя просто сказать, что ты не хочешь служить в вооруженных силах, потому что это, например, тратит твое время, объясняет юрист «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александр Передрук. Это не убеждения, а позиция человека.
После этого необходимо подготовить заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую, в котором нужно изложить свои убеждения (шаблон заявления можно найти на сайте «Солдатских матерей Санкт-Петербурга»). Желательно сделать это максимально структурированно, описав мотивацию, по которой человек отказывается от службы в армии. К этому заявлению необходимо приложить автобиографию, которую призывник должен подготовить самостоятельно, а также характеристику с места учебы или работы. К заявлению можно приложить любые документы, которые, по мнению призывника, подтверждают наличие соответствующих убеждений. Например, если призывник является прихожанином какого-либо религиозного учреждения, он вправе предоставить подтверждающую этот факт справку. На прохождение альтернативной службы, не объясняя наличие каких-либо убеждений, могут отправится только представители малочисленных коренных народов.
Александр Передрук: «Убеждения излагаются в свободной форме. Например, человек думает, что разрешение конфликтов насильственными методами или методами, связанными с ведением военных действий, бесчеловечно, негуманно. Этого достаточно. Конечно, чем подробнее человек опишет, почему военная служба для него неприемлема, тем лучше. Но это не говорит о том, что нужно быть философом на уровне Гегеля или Канта».
Эти документы призывник должен подать в военный комиссариат, после чего будет назначена дата рассмотрения заявления в рамках призыва. По итогам рассмотрения заявления будет вынесено решение либо о предоставлении призывнику права на прохождение альтернативной службы, либо об отказе в этом праве.
Основания для отказа
Оснований для отказа заменить военную службу на альтернативную гражданскую может быть несколько. Первое и самое распространенное основание – подача заявления не в установленный действующим законодательством срок: заявление о предоставлении альтернативной службы должно быть подано не менее чем за полгода до призыва, под которой попадает молодой человек.
Александр Передрук: «Если сроки соблюдены, то проблем быть не должно. Но даже пропуск этих сроков, во-первых, не препятствует подаче заявления, оно в любом случае должно быть рассмотрено. Но в таком случае также должны быть рассмотрены причины, по которым призывник пропустил подачу заявления в установленный законом срок».
Согласно позиции Конституционного суда РФ, срок, пропущенный по уважительным причинам, должен быть восстановлен. Оценка уважительных причин остается на усмотрение правоприменителя – призывной комиссии или суда. Например, причиной может быть то, что убеждения гражданина сформировались уже после того, как был пропущен срок подачи заявления.
Александр Передрук: «Например, заявление нужно было подать до 1 октября, а молодой человек только в декабре увидел какой-нибудь антивоенный фильм или принял участие в дискуссии, после чего у него в течение нескольких месяцев радикально изменились взгляды, и он понял, что однозначно не приемлет для себя несение военной службы».
Еще одно основание для отказа – ситуация, когда комиссия решает, что убеждения гражданина противоречат сведениями в его личном деле. Это широкая норма, которая трактуется по-разному, она практически «резиновая», говорит эксперт. Чаще всего комиссия заявляет, что в предоставленных документах нет сведений, подтверждающих наличие у призывника пацифистских взглядов.
Александр Передрук: «Человек, например, заявляет, что он пацифист и не может носить оружие, но при этом он несколько раз судим за насильственные действия. Но к этому тоже нужно относиться осторожно, потому что иногда люди действительно меняют свои взгляды за очень короткий промежуток времени. Призывная комиссия должна исследовать обстоятельства, что произошло и трактовать эти обстоятельства беспристрастно».
Кроме того, в праве на прохождение альтернативной службы могут отказать, если человеку уже ранее была предоставлена возможность пройти ее, но он уклонился или если он дважды не является на заседание призывной комиссии, а также если в заявлении на альтернативную службу и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения.
Встреча с комиссией
На заседании призывной комиссии призывник объясняет, почему не готов служить в армии, излагая свои убеждения. Речь идет не о доказывании своих взглядов, а о мотивированном объяснении, изложении позиции. В законодательстве указано, что призывник вправе пригласить на заседание комиссии лиц, которые готовы подтвердить у него наличие убеждений, противоречащих несению военной службы. Это могут быть его родственники или друзья, которые смогут рассказать о взглядах молодого человека.
Чаще всего комиссия озвучивает ответ сразу, но при наличии каких-либо оснований, она может перенести заседание на срок в один месяц. На практике такого практически не происходит. В случае отказа призывнику в течение трех дней вручается документ, в котором изложены мотивы и основания решения комиссии.
Отказ
По оценкам правозащитников, комиссии отказывают призывникам в праве на замену военной службы альтернативной примерно в половине случаев. В случае отказа призывник имеет право обжаловать решение комиссии в суде и подать заявление заново в следующую призывную кампанию. Процедура обжалования решения комиссии в судебном порядке автоматически приостанавливает все мероприятия, связанные с призывом гражданина на службу.
Александр Передрук: «Иногда суды встают на сторону призывников, такое бывает. В последнее время такое стало происходить чаще. В случае отказа ты одновременно подаешь заявление в суд и новое заявление в военный комиссариат. Для этого не нужно нанимать юриста, достаточно тех знаний, которые мы можем передать призывникам. Никаких трудностей здесь нет».
Образцы заявлений в суд можно, в частности, найти в книге правозащитника Льва Левинсона «Альтернатива призыву». Получить бесплатную консультацию по вопросам альтернативной гражданской службы — «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» и правозащитной инициативы «Гражданин и армия», а соцсети «ВКонтакте» активно работает группа «За альтернативную гражданскую службу».
Большинство мифов об альтернативной гражданской службе связано со сроком и местом ее прохождения. Срок альтернативной службы составляет 21 месяц. В этот срок включены выходные дни, больничные и гарантированные отпуска, за исключением отпуска по уходу за ребенком и отпусков, связанных с обучением. Если человек продолжает обучение по заочной форме, получая высшее образование, он имеет право уйти в отпуск по учебе, который будет оплачен. Но этот отпуск увеличит срок прохождения службы. Кроме того, один раз в учебном году «альтернативщику» могут оплатить еще и проезд к месту учебы.
Альтернативная служба проходит в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Как правило, «альтернативщики» работают в социальных учреждениях. Правозащитники отмечают, что на сегодняшний день большинство людей работают на почтах, чем в больницах, поскольку в последнее время появились дополнительные стандарты и требования к медперсоналу. Заработная плата «альтернативщика» должна соответствовать тарифной сетке должности, которую он занимает, — гражданин, проходящий службу, получает точно такую же зарплату, как и его коллеги.
В Санкт-Петербурге и Москве граждане чаще всего остаются работать в черте города – это связано с большим количеством учреждений, не обеспеченных кадрами. В других регионах люди также в большинстве случаев остаются служить недалеко от дома. Это, в частности, связано с тем, что в том случае, если гражданина отправляют на службу в другой регион, государство обязано предоставить жилье, которое должно соответствовать определенным требованиям.
Александр Передрук: «Служащий должен жить в отдельном месте, которое соответствует всем санитарным требованиям. Учреждений, которые имеют возможность предоставлять бесплатное жилье своим сотрудникам, крайне мало. Поэтому, как правило, возможности обеспечить человека жильем нет, а значит нельзя оправить его в другой регион».
Служба заканчивается приказом об увольнении с места работы. После увольнения гражданин должен обратиться в военный комиссариат, который обязан выдать ему военный билет с учетно-воинской специальностью.
Перечень «видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу» утверждается каждый год. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ предполагает, что перечень 2019 года будет содержать 140 видов работ, профессий и должностей, тогда как в 2018 году в перечне было только 114 позиций. Правозащитники считают, что рост количества профессий в перечне показывает возрастающую потребность государства в «альтернативщиках».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.
Можно ли сменит место прохождения альтернативной гражданской службы и как это сделать?
Лорд,в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об альтернативной гражданской службе» и постановлением Правительства РФ о ее организации место прохождения такой службы определяется Федеральной службой по труду и занятости с участием Министерства обороны с учетом образования, специальности, квалификации, опыта предыдущей работы, состояния здоровья, семейного положения гражданина, а также потребности организаций в трудовых ресурсах. Поэтому призывники не могут самостоятельно выбирать себе место работы.
Новобранцы проходят альтернативную службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и промыслов.
Если гражданин проходит альтернативную службу за пределами территории субъекта РФ, в которой он постоянно проживает, то в соответствии с законодательством должен бесплатно обеспечиваться общежитием. Оплата труда «альтернативщика» производится организацией в соответствии с действующей в ней системой оплаты труда.
Основания и порядок перевода граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую, регулируется нормами п. п. 44 – 50 Положения о порядке прохождения альтернативной службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 “Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы”
44. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются:
а) ликвидация организации;
б) сокращение штатной численности организации;
в) производственная необходимость;
г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;
д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;
е) иные случаи (по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).
45. Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
46. Федеральная служба по труду и занятости доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации.
На основании указанного решения федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, из подведомственной организации которого переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, издает приказ о переводе гражданина.
Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в которую переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, уведомляет эту организацию о принятом Федеральной службой по труду и занятости решении.
47. Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, военный комиссариат по новому месту прохождения альтернативной гражданской службы и Федеральную службу по труду и занятости – о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.
Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Проездные документы для проезда гражданина на новое место службы приобретаются организацией, из которой он переводится.
48. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан прибыть в организацию, в которую он переводится, в срок, указанный в предписании.
Если в установленный срок гражданин не прибыл в организацию, ее руководитель немедленно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация, а также в Федеральную службу по труду и занятости.
49. По прибытии в организацию для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен предъявить работодателю документы, перечисленные в пункте 39 настоящего Положения.
50. Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и военный комиссариат по месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в 3-дневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Федеральную службу по труду и занятости.
Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.
Время нахождения гражданина в пути подтверждается проездными и другими документами и засчитывается в срок его альтернативной гражданской службы.
Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.
Альтернативная служба
«Альтернативная гражданская служба, иногда ее называют альтернативная военная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3.
Альтернативная гражданская служба (в сокращении АГС) — это право гражданина Российской Федерации на замену военной службы, которое гарантировано 3 частью, 59 статьи конституции РФ. АГС – это мирная служба без оружия в руках на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.
Закон об альтернативной службе
В соответствии с Конституцией РФ был разработан и введен в действие Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года. В законе приведен перчень лиц, имеющих право на замену срочной службы в армии альтернативной службой.
В Федеральном Законе об альтернативной службе разъясняется, кто может быть отправлен на альтернативную гражданскую службу:
- Так как АГС является заменой военной службы, то и требования к призывнику одни и те же: призывник должен быть совершеннолетним и попадать в рамки призывного возраста от 18 до 27 лет.
- Призывник должен быть годен к прохождению военной службы, т.е. иметь категорию годности «А» или «Б». С категорией годности «В» призывник освобождается от призыва и зачисляется в запас. К слову, наша компания «ПризываНет.ру» оказывает помощь в освобождении от армии по состоянию здоровья и добивается присвоения призывнику именно этой категории годности.
- Если у призывника есть действующая отсрочка от армии, то призвать его как на военную службу, так и на альтернативную службу нельзя.
- На АГС могут направить гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу в установленный законом срок.
- На альтернативную службу направляются призывники, которым призывная комиссия вынесла решение о направлении на АГС.
Право на альтернативную гражданскую службу
Право на АГС имеют призывники:
- для которых деятельность, связанная с прохождением военной службы, идет в разрез с моральными принципами и убеждениями гражданина или его религией/верой, например, призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям;
- которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.
Стоит отметить, что ко второй категории призывников, имеющих право на замену военной службы альтернативной службой по призыву, можно отнести лишь небольшую часть людей, а к первой — практически всех лиц призывного возраста по тем или иным причинам не желающим жить в казарме и обучаться стрельбе из оружия. Правда, на сегодняшний день, порядка 3% призывников, проходящих АГС принадлежат к малочисленным коренным народам и порядка 80% призывников выбрали АГС по религиозным соображениям. Но только 17% оставшихся призывников добились замены военной службы на альтернативную, хотя заявлений на АГС было подано куда больше — военкомат не особо заинтересован в «альтернативщиках по убеждениям» и многим призывникам приходится через суд добиваться направления на АГС.
Замена военной службы на альтернативную
Если рассмотреть ситуацию детально, заменить военную службу на АГС можно по двум факторам, таким как религиозная вера и личные убеждения. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу по религиозным соображениям, желательно предоставить военкомату документ, подтверждающий вашу принадлежность к религиозной организаии, которая запрещает держать в руках оружие. Закон не обязывает вас предоставлять такого рода документы, но в таком случае военкомат практически без проблем одобрит замену военной службы на АГС и вам не придется тратить свое время на доказательство своего вероисповедания. Но куда сложнее доказать военкомату тот факт, что вы не желаете проходить военную службу по личным убеждениям и не приемлете даже потенциальные мысли об уничтожении противника или насилие и все что с ним связано. Очень сложно предоставить объективные доказательства наличия ваших убеждений, кроме заявления на АГС с формулировкой, почему вы хотите поступить именно на альтернативную службу в Российской Федерации.
Заявление на альтернативную службу
Для того, чтобы реализовать свое право на замену военной службы на АГС, необходимо подать заявление в военкомат. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за 6 месяцев до призыва в армию. Как правило, заявление на АГС подается за один призыв. К примеру, если вас призывают этой осенью, то вы были должны подать заявление в прошлый призыв весной.
По большей части, это норма, созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. По закону, право гражданина на АГС – является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм. Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование – у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу. Но лушче позаботиться о заявлении на АГС заблаговременно, убережете нервы и время на тяготы с военкоматом.
Если вы подали заявление на АГС, военкомат меняет порядок призывных мероприятий в соответствии ФЗ-№113, ст.10:
- явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
- явка на медицинское освидетельствование;
- явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение – годны ли вы к прохождению АГС;
- явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС.
Если же вас вызывают в военкомат для проведения медицинского освидетельствования до вынесения решения по вашему заявлению о замене военной службы на альтернативную, это грубейшее нарушение закона об АГС.
Срок альтернативной службы
Срок альтернативной службы в Российской Федерации составляет 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ; 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Столь большие строки альтернативной службы обусловлены иными условиями прохождения службы, об этом мы расскажем ниже.
Условия альтернативной службы
Условия альтернативной службы намного мягче, чем военная служба по призыву.
- Несмотря на то, что срок службы больше, чем военная служба, проходящему альтернативную службу полагается оплачиваемый отпуск и выходные.
- Если гражданин проходит службу в родном городе, он и продолжает жить у себя дома. Никакой казармы! Если же гражданин был направлен на АГС в другой регион, ему предоставляется общежитие.
- Денежное довольствие солдата-срочника порядка 2000 рублей в месяц, а доход гражданина на АГС составляет более 6000 рублей, а в некоторых случаях и на порядок выше.
- У простого срочника такое понятие как отпуск отсутствует, но при АГС полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, на котором гражданин волен делать все, что захочет.
- Из минусов АГС: нельзя уволиться до окончания срока гражданской службы, но у солдат-срочников строгий распорядок дня, запрет на покидание военной части и в некоторых случаях запрет на выезд из страны после окончания службы.
- АГС можно совмещать с учебой!
Списки профессий альтернативной службы
Альтернативная служба в армии имеет ограниченный список профессий. Перечень профессий для призывников, избравших альтернативную гражданскую службу следующий:
Наиболее часто призывники, проходящие альтернативную службу, работают санитарами в больницах или почтальонами. Правда, если у гражданина есть соответствующее образование и опыт, его могут направить на особую специальность. Нередки случаи, когда граждане проходили АГС работая хирургами, получавшими нормальную зарплату.
Уклонение прохождения альтернативной службы
Уклонение от альтернативной службы — ч. 2 ст. 328 УК РФ, бывают в России в единичных случаях. Не так давно, в 2009 году за это осудили всего 4-х человек (трое получили штрафы, а один был направлен на обязательные работы), в 2014 году – 7 лиц (троим назначены штрафы в т.ч. двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы).
Как правило, призывники, желающие попасть на АГС, не склонны к уклонению от прохождения альтернативной службы. Они потратили довольно много времени на получения направления на АГС от военкомата и скрываться от службы не намерены.
Мифы об альтернативной службе
К сожалению, военкомат не особо афиширует сведения о праве на АГС, а СМИ не распространяют эту информацию. Из-за этого возникает много додумок и мифов об альтернативной службе. Развеем некоторые из них.
На самом деле, заменить военную службу альтернативной может не только глубоко верующий, но и любой гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).
Никакой связи права на альтернативную службу с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.
К заявлению на альтернативную службу прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учёбы. Никаких других документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы только по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).
Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).
Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).
В качестве заключения
Если вы по каким-то причинам не желаете проходить военную службу по призыву, вы вправе заменить ее альтернативной гражданской службой. Срок службы увеличится, но зато изменятся условия прохождения службы, вы сможете даже совмещать прохождение АГС с получением образования по заочной или вечерней форме обучения. Но стоит отметить, если вы не годны к службе по состоянию здоровья, то и на АГС вас не имеют права призвать. Если вы сомневаетесь, пройти АГС или попробовать найти у себя непризывное заболевание, прочитайте нижесказанное. Исходя из нашего опыта работы с 2009 года, большинство призывников может иметь заболевания, освобождающие от призыва, но не у всех парней есть достаточная история болезни, чтобы быть списанным в запас по состоянию здоровья, да и за медицинской помощью обращаются единицы, только в крайне тяжелых случаях. К примеру, история от одного из наших консультируемых. Парень в 17 лет катался на мотороллере, упал, повредил колено, но к врачам не обращался и думал, что ничего страшного не произошло. Документов о травме такой призывник не имел, следовательно, в военкомате посчитали его полностью здоровым и уже готовились отправить служить на Дальний Восток. Но стоило призывнику пройти несколько независимых обследований, сделать необходимые анализы и заручиться поддержкой юристов, как оказалось, что повреждение оказалось настолько серьезным, что призывника в армию не взяли и списали в запас.