Как опровергнуть претензию за недостачу груза?
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Как опровергнуть претензию за недостачу груза?

Ответ на претензию. Образец правильного написания

Между организациями довольно часто случаются разногласия и конфликты. Многие предпочитают выражать свое недовольство и требования в письменном виде, отправляя партнерам по бизнесу, клиентам или подрядчикам претензии. Иногда претензионным порядок разрешения спорных ситуаций прописывается даже в договорах, но и без этого каждая организация имеет право им воспользоваться.

Деловой этикет требует обязательного официального ответа, также в письменной форме.

Для чего нужен ответ на претензию

Даже если с точки зрения адресата, претензия не имеет под собой никаких оснований, ответить на нее необходимо, поскольку таким образом можно показать свое неравнодушие к высказанной проблеме, а также желание сохранить хорошие отношения и продолжать дальнейшее сотрудничество.

Кроме того, ответ, при дальнейшем развитии конфликта, может стать важным доказательством в суде.

Кто составляет ответ на претензию

В разных организациях этим занимаются разные сотрудники. Чаще всего это юристы или секретари, взаимодействующие со всеми отделами компании. Иногда составление подобных писем возложено на руководителей ответственных подразделений или же рядовых сотрудников. При этом не следует забывать о том, что чем выше должность автора ответа, тем более убедительным будет его содержание для второй стороны.

Правила написания ответа на претензию

Основное содержание ответа на претензию в каждом случае строго индивидуально. Однако, есть некоторые требования, которые следует соблюдать в любом таком письме. Во первых, сама форма – ответ лучше писать на фирменном бланке предприятия, это лишний раз докажет серьезность отношения к вопросу и уважение к партнеру. Но если фирменный бланк на предприятии отсутствует, ответ можно оформить и на обычном листе стандартного А4 формата. В обоих случаях важно указать, кому именно направляется письмо, а также его автора.

Письмо обязательно должно быть датировано и вот здесь медлить не надо, т.к. срок ответа на претензию установлен законом: от 10 до 30 дней с момента получения претензионного письма (в зависимости от конкретной ситуации).

Ответ необходимо обязательно подписать, предпочтительно, руководителем предприятия – это покажет заинтересованной стороне, что директор в курсе проблемы и также имеет желание ее разрешить, но если организация крупная, имеющая множество структурных подразделений, то заверить ответ может начальник того отдела, в компетенцию которого входит решение данных задач.

Оттиск печати ставить необязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право исключить из своей деятельности применение печатей и штампов. А вот зарегистрировать во внутреннем журнале исходящей документации ответ на претензию необходимо, поскольку он все же относится в официальному документообороту между двумя сторонами.

Надо ли соглашаться с претензией

В ответе на высказанные требования, соглашаться с ними совсем необязательно. Можно отправить вежливый отказ на претензию или согласится с ней частично. Единственное, о чем следует помнить всегда – любой ответ должен быть в рамках закона, поскольку автор претензии может воспользоваться этим документом, как доказательством в суде. Так что и формулировки надо подбирать крайне аккуратно, с применением, по возможности, ссылок на документы, законодательные акты и нормативы.

Инструкция по написанию ответа на претензию

Поскольку унифицированной формы ответа на претензию не существует, при их написании следует придерживаться правил и норм делопроизводства.

Часть первая

  • В «шапке» ответа на претензию нужно указать отправителя, а именно: полное название организации, ее фактический адрес, ИНН, КПП (последние два параметра можно взять из учредительной документации фирмы).
  • Далее следует внести данные об адресате: если письмо отправляется конкретному лицу, то его должность, фамилию, имя, отчество (последние два — в виде инициалов), опять же полное наименование компании, фактический адрес.
  • Затем надо пронумеровать документ в соответствии с внутренним документооборотом предприятия и поставить дату его составления.

Часть вторая

Вторая часть документа является основной: в ней нужно максимально корректно, составить подробный и аргументированный ответ.

  • Здесь следует обязательно указать точную дату получения претензии, коротко обозначить ее суть и при наличии финансовых требований, вписать сумму (цифрами и прописью). Если есть документ, в рамках которого действует отправитель претензии (например, договор) – нужно указать его номер и дату подписания.
  • Потом пишется собственно ответ — при его составлении следует руководствоваться пунктами договора, законодательными нормами и правилами (и обязательно указывать на них ссылки). Если претензия состояла из нескольких пунктов, отвечать нужно также – отдельными пунктами.
  • После написания ответа необходимо подвести резюме, то есть емко, в одном-двух предложениях высказать мысль о том, что претензия принимается полностью, частично, или вовсе отклоняется.
  • В завершение ответ на претензию должен подписать ответственный сотрудник предприятия с обязательной расшифровкой подписи.

Утрата груза при перевозке

Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.

Первое, что должен сделать грузополучатель — составить в присутствии водителя акт об обнаруженном расхождении количества прибывшего груза грузосопроводительным документам. Требования к актам и порядок их составления устанавливается разделом VII Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272. В акте обязательно следует указать состояние грузового отсека транспортного средства (с повреждениями, без повреждений), наличие или отсутствие пломбы, соответствие номера пломбы на прибывшем транспортном средстве с номером пломбы, указанным в 6-ой графе транспортной накладной. Акт об утрате груза составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц принимало участие в его составлении. Если водитель отказывается принимать участие в составлении акта или отказывается его подписать, об этом делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.

После того, как факт недостачи груза зафиксирован в акте, следует либо направить перевозчику претензию с требованием возместить стоимость утраченного при перевозке груза, либо, если в договоре не предусмотрено соответствующего запрета, направить уведомление о зачёте однородных требований (ст. 410 Гражданского кодекса РФ).

Если же дебиторская задолженность грузовладельца или экспедитора перед перевозчиком превышает стоимость утраченного при перевозке груза, обязательство перевозчика возместить стоимость груза может быть частично исполнено зачётом, а частично в претензионном или судебном порядке.

Исковое заявление об утере груза перевозчиком может быть подано только после соблюдения претензионного порядка разрешения спора, об этом гласит пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ. Из содержания статьи 41 УАТиГНЭТ вытекает, что право подачи иска к перевозчику или фрахтовщику при утере груза возникает при полном или частичном отказе перевозчика возместить стоимость утраченного при перевозке груза, а также при отсутствии ответа на претензию в течение 30 дней с момента её получения.

Аналогичные сроки и условия применяются при утрате груза экспедитором.

Ответственность перевозчика за утерю не ограничивается одной лишь стоимостью утраченного груза, а дополняется его обязанностью возвратить провозную плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (пункт 3 статьи 796 Гражданского кодекса РФ).

Следует отметить, что для экспедитора предусмотрена большая ответственность за утрату груза, которая предусматривает не только возмещение реального ущерба, но и возмещение упущенной выгоды, связанной с утратой груза (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Помимо того, договором транспортной экспедиции может быть установлена обязанность экспедитора вернуть ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного или недостающего груза (пункт 3 статьи 7 того же Федерального закона).

Ответственность водителя за недостачу груза.

Часто грузополучатель пытается получить стоимость недостающего груза прямо на выгрузке непосредственно с водителя. Это грубейшая ошибка, причем, как для получателя, так и для перевозчика (разумеется, исключая случай, когда водитель является индивидуальным предпринимателем, который заключил договор перевозки и фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной).

Дело в том, что ответственность за недостачу груза, в соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса, несет перевозчик. Статья 2 УАТиГНЭТ дает определение понятия “перевозчик” — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Водитель в подавляющем большинстве случаев не является перевозчиком. Правилами дорожного движения РФ определено, что водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Пытаясь получить возмещение стоимости недостающего груза с водителя, сотрудник грузополучателя, перестаравшись, может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ). С другой стороны, если сумма недостающего груза невелика и водитель рассчитается за него на месте, это не означает, что к перевозчику не может быть предъявлено претензий за недостачу груза — редко кто утруждается надлежащим оформлением факта возмещения утраченного груза.

При отсутствии непосредственной вины, ответственность водителя перед работодателем ограничивается средним месячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Однако, если недостача груза возникла непосредственно по вине водителя (говоря проще, если водитель его украл), то он обязан возместить работодателю полную стоимость украденного имущества (ст. 238 ТК РФ). Право на предъявление требований о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, может быть предъявлено в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ст. 392 ТК РФ).

Читать еще:  Имею ли я право на неприватизированный дом?

Мнимая недостача груза.

Вопросы из серии “на выгрузке обнаружили недостачу при целой пломбе и теперь мне не оплачивают перевозку” с завидной регулярностью появляются на тематических форумах. Да, мир не идеален. Грузополучатель и грузоотправитель предпочитают не разбираться в причинах недостачи груза, а просто “повесить” мнимую недостачу на перевозчика, ведь часто перевозчик не отстаивает свои права, а молча соглашается с тем, что недостача груза произошла по его вине, и не важно, что кузов транспортного средства был опломбирован, а недостача груза обнаружилась при вскрытии запечатанной коробки, находящейся на обмотанном целлофаном паллете.

Одна из причин такого поведения перевозчика — относительно малые суммы, которые ему предъявляют к оплате, вернее, просто вычитают из ставки за перевозку. На это же делают ставку посредники, которые уверены в том, что перевозчик не будет отстаивать свои права.

Как показывает практика, случаи воровства водителем груза из кузова автомобиля скорее относятся к исключениям, нежели к обычному положению дел. Внутритарная недостача груза никак не может быть вменена в вину перевозчику и, соответственно, не может быть компенсирована за счёт перевозчика.

Часто перевозчику отказываются оплачивать перевозку даже за вычетом спорной суммы недовезённого груза, объясняя это тем, что грузовладелец “разбирается”. Как нетрудно догадаться, “разбор” может длиться сколь угодно долго и выгоден он кому угодно, но только не перевозчику.

Обращаясь за юридической помощью, перевозчик не только отстаивает свои права и имущественные интересы, он также способствует оздоровлению всей отрасли в целом. ГрузКонсалт предлагает перевозчикам отстаивать свои законные интересы и не дарить диспетчерам и грузовладельцам деньги, по праву принадлежащие перевозчику. Защита прав перевозчиков осуществляется всеми доступными способами, включая претензионную работу, телефонные переговоры, личные встречи с неплательщиком; при необходимости отстаивание интересов перевозчика осуществляется в суде.

Претензия о недостаче груза

1.1. Груз был задекларирован 25 тонн в Китае и принят на судно прибыл с недостачей 1230 кг что делать? Кому предоставлять претензии о недостачи груза.Составляйте акт и претензию предъявляйте транспортной компании.

2.1. конкретизируйте содержание вопроса более детально

3.1. Смотрите условия договора.

4.1. Ответы на задачи на платной основе.:sm_ad:

5.1. Сдача груза в пункте разгрузки по количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят в пункте погрузки. Груз, прибывший в исправном транспортном средстве, прицепе, а также отдельных секциях грузового отсека транспортного средства, с неповрежденными таможенными пломбами, сдается в пункте разгрузки без проверки состояния груза и количества грузовых мест.Согласно п. 1 ст. 486 ГК: “Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.”
Согласно п. 1 ст. 516 ГК: “Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.”
Согласно п.3 ст. 486 ГК: “Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
Если в накладных на груз не поставлена запись грузоотправителя ” Принято без внутреннего пересчета мест под пломбу №. ” доказать потом свою невиновность в недостаче очень трудно. Даже при целой пломбе, крайний будет водитель.

6.1. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ст. 10 УАТ).
По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза (УАТ).
Однако, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ГК это подтверждается и судебной практикой).

7.1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
“Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”
(с изменениями от 21 апреля 2011 г.)

“Статья 40. Порядок рассмотрения претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
1. Перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии”.

8. Прошу Вас дать оценку данному исковому заявлению, а также ответить на следующие вопросы:
1)Есть ли какие-либо замечания
2)Роспотребнадзор привлекается после подачи искового заявления в суд или до?
3)Возможен ли положительный исход данного дела?
В районный Суд области

Истец:,
Адрес по месту жительства:
Представитель:
Адрес по месту жительства:,
Тел.:
e-mail:
Ответчик: ОАО Авиакомпания «ЮТэйр»
Место нахождения:
Телефон.
Иск о взыскании с авиаперевозчика убытков в связи с повреждением багажа и о выплате компенсации морального вреда цена иска: 150 000 руб. 00 коп.

… октября 2…. года, я, , совершала перелет по маршруту.. (копия билета прилагается). При мне находился багаж с личными вещами весом 23 кг (копия багажной бирки прилагается). Стоимость перевозки багажа была включена в стоимость билета.
У сотрудников ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр» , я уточнила, нет ли опасности сдавать должным образом упакованный телевизор, в багаж. Меня заверили, что багаж долетит в целости и сохранности, так как они наклеят на него маркировку «Осторожно: хрупкое!», указывающую на способ обращения с грузами, согласно ГОСТ Р 51474-99. Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом ИСО 780-97 Packaging. Pictorial marking for handling of goods. В ручную кладь багаж принять отказали, так как по нормам провоза ручной клади ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр», ручная кладь не должна превышать в сумме трех измерений не более 115 см. Габариты моего багажа составляли в сумме трех измерений составляли 125,5 см.
В аэропорту города Калининграда, я получила свой багаж. Багажная сумка на внешний вид существенных повреждений не имела и я покинула здание аэропорта. По прибытии в место назначения и распаковав багаж, я обнаружила пробитую матрицу телевизора. Сделала фотографии поврежденного багажа. Позвонила на горячую линию. Проконсультировавшись у представителей ПАО «Авиакомпанию «ЮТэйр», мне было заявлено, что в моем случае составление коммерческого акта не имеет смысла, так как повреждение было обнаружено после распаковки багажа и достаточно будет посадочного талона и багажной бирки. Была отправлена претензия в ПАО «Авиакомпанию «ЮТэйр» 18.11.2015 г через сайт электронно и 19.11.2015 г заказным письмом с уведомлением о вручении (копия прилагается). В письмо с претензией были вложены фотографии поврежденного багажа, копии багажных билета и бирки, акт дефектации. 01.12.2015 г я получила ответ, где у меня запрашивали следующие документы: подлинный отрывной талон багажной бирки, подлинный коммерческий акт.
04.12.2015 г я вынуждена была поехать в аэропорт для составления коммерческого акта. Мне прищлось идти в ремонтную мастерскую, где находился мой телевизор, забрать его и ехать на такси (копия квитанции об оплате прилагается) – аэропорт находится в 20 км от города ………. в аэропорт ………. Сотрудники аэропорта, в присутствии представителей ПАО «Авиакомпанию «ЮТэйр», составили коммерческий акт (копия прилагается) в трех экземплярах и подтвердили факт повреждения телевизора.
08.12.2015 года я получила письмо (копия прилагается) от ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр», в ответ на свою претензию (исх……….), в которой мне сообщалось о том, что в возмещении денежных средств мне отказано, потому что: 1) сумма причиненного ущерба должна быть доказана заинтересованным лицом; 2) согласно статье 125 Воздушного Кодекса Российской Федерации право на предъявление требований в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а так же просрочки его доставки имеет пассажир при предъявлении багажной бирки или коммерческого акта.
На сайте ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр», в Правилах перевозки гл.12 Порядок предъявления претензии и иска п. 12.1.6 Общих требований прописано: «Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска».
Так же мне пришел ответ с ремонтной мастерской о невозможности найти матрицу, подходящую для данного телевизора в России. Запрос был направлен в официальные дилеры фирмы ……. Запрос был отправлен в Китай. Стоимость доставки оттуда, сопоставима с покупкой нового телевизора.
Была отправлена повторная претензия с копиями коммерческого акта, квитанцией за услуги такси, актом дефектации и ответом на обращение с ремонтной мастерской группы компаний «……..» (копия прилагается).

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, глава Х, пункт 138, гласят: «Не допускается к перевозке багаж, вес, количество мест, размер, упаковка или содержимое которого не соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка багажа, или правил перевозчика»-следовательно, мой багаж соответствовал всем требованиям.

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, глава VI, пункт 88: «После регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика».

Читать еще:  Как сделать возврат излишне уплаченной госпошлины в ГИБДД?

Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением услуг по перевозке осуществляется Главой 40 ГК РФ, Воздушным Кодексом РФ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей».
Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (ст. 102 ВК РФ).

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа установлена ст.ст.796 ГК РФ, 116, 119 ВК РФ.
Согласно ст.796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Помимо компенсации вреда, причинённого последствиями небрежного отношения к обязанностям авиаперевозчика или невыполнения их надлежащим образом федеральных авиационных правил, также прошу возместить согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем (уполномоченной организацией) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Мне были доставлены крайние неудобства-пришлось идти в ремонтную мастерскую за телевизором. Везти его в аэропорт ……….. Поднимать 23 кг багаж и ходить с таким весом по всему аэропорту. Не дождавшись коммерческого акта, высланного мною по почте, ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр», прислала ответ на обращение с отказом в денежной компенсации. Также мне неоднократно приходилось приходить в ремонтную мастерскую за соответствующими письмами о стоимости ремонта и за поступившими ответами от дилеров, участвующих в поиске. В ответе на обращение ПАО «Авиакомпании «ЮТэйр», ссылается на то, что я была предупреждена на этапе оформления багажа мне были даны разъяснения об ограниченной ответственности перевозчика за перевозку багажа, а также предложено оформить багаж, как ручную кладь. Однако, этого не могло быть, так как габариты превышали установленную норму габаритов в трех измерениях.
Интересы истца в судебном заседании представляет. действующая по нотариально удостоверенной доверенности от …..2015 года, которой согласно договора оказания юридических услуг от ….2015 года, договора поручения от ….2015 года и квитанции №…. от ….2015 года.. оплатила 30000 рублей за составление искового заявления и представительство интересов в суде. Для оплаты данных услуг.. пришлось использовать свой вклад по приобретению жилья по системе жилищных строительных сбережений (ЖСС), открытый в ОАО «Сбербанк России» на шесть лет по специальной программе, проводимой в Республике Башкортостан. Потеряны проценты, начисленные за него. Данный вклад нельзя активировать вновь. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости работы (услуги) или подлежащей взысканию суммы, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 года (в ред. от 25.06.2012 г.) «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, ….) за несоблюдение в добровольном порядке, удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов суммы, присуждаемой судом в пользу потребителя.

Приложения: (копии).
Копия паспорта 2 шт.
Доверенность.
Электронный билет.
Посадочный талон.
Багажная бирка.
Фотографии поврежденного багажа.
Акт дефектации.
Ответ на обращение от дилера ………
Претензия.
Уведомление о вручении.
Коммерческий акт.
Квитанция об оплате услуг такси.
Письмо о присутствии Роспотребнадзора.
Ходатайство о присуждении расходов на оплату услуг представителя.

Недостача груза при перевозке

Одна из проблем, с которой сталкиваются перевозчики и грузовладельцы при осуществлении перевозки – недостача груза.

Как и все инциденты, имеющие место в логистике, недостача требует надлежащего документального оформления.

Недостача может выражаться как в частичном отсутствии грузомест, единиц груза, так и отклонения от нормы в весовом выражении.

Проблемы при смешанных и многоэтапных перевозках
При смешанных или многоэтапных перевозках возникает необходимость определения момента возникновения недостачи и виновных лиц. При этом пострадавшей стороной может оказаться именно последний из перевозчиков, при выдаче груза которым и обнаружится недостача. В случае, если перевозчик при приеме груза от предыдущего участника транспортировки не зафиксировал факт несоответствия груза товаросопроводительным документам и не сделал в них соответствующую отметку, вина практически со стопроцентной вероятностью ляжет на него.

Проблемы перевозки в опечатанном отсеке автомобиля
В случае недостачи во время перевозки в опечатанном отсеке автомобиля с претензиями в большинстве случаев следует обращаться к отправителю, при этом порядок документального оформления недостачи неизменен. Даже при целостной пломбе необходимо проводить полную проверку груза на предмет соответствия условиям договора и товаросопроводительным документам, фиксация выявленной недостачи значительно облегчит дальнейшие разбирательства относительно обстоятельств возникновения недостачи и ее последующего возмещения.

Решение проблемы недостачи груза для участников процесса

Общее правило фиксации факта недостачи – осмотр и составление отчета, желательно с участием третьих лиц (экспертов) и обязательно с участием представителя перевозчика.

Грузоотправителю

Грузоотправители по факту недостачи груза:

  • Осуществляют комиссионную приемку груза.
  • Привлекают сторонних специалистов для фиксации факта недостачи и составления сюрвейерского отчета, что практически исключает вероятность допущения ошибок в документальном оформлении факта недостачи, а значит значительно упрощает процесс дальнейшего возмещения размера недостачи виновной стороной в добровольном или принудительном порядке.

Грузополучателю

Способы контроля прибывшего груза грузополучателем для обнаружения недостачи:

  • Осмотр внешней упаковки груза на предмет нарушения целостности упаковки или пломбы, выборочная проверка грузомест.
  • Взвешивание. С учетом отклонений в пределах установленной погрешности груз принимается у перевозчика с замечаниями или без таковых.
  • Тщательный осмотр со вскрытием всех грузомест и досмотром содержимого. В данном случае логика грузополучателя сводится к тому, что оплата простоя перевозчика во время выгрузки обойдется ему дешевле, чем последующее доказывание факта недостачи. Но все же такой порядок приемки встречается довольно редко, особенно при перевозке особо крупных партий неоднородного груза.

Перевозчику

Вина перевозчика при утрате или частичной недостаче груза признается по умолчанию (презюмируется).

Перевозчик будет нести ответственность за любую недостачу, возникшую по его вине, за исключением недостачи, возникшей под действием обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Вопреки убеждениям некоторых перевозчиков – недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами, не относится к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика и не может являться основанием для освобождения от ответственности. Сложившаяся судебная практика подтверждает данную точку зрения, Пленум Верховного Суда поставил жирную точку в этом вопросе еще в середине 2018 года, разъяснив, что хищение имущества во время перевозки является риском перевозчика, который последний в состоянии предусмотреть.

Экспедитору

Экспедитор отличается от перевозчика степенью вовлеченности в процесс транспортировки и разнообразием оказываемых услуг, связанных с такой транспортировкой. Экспедитор чаще всего является организатором перевозки, в отличие от перевозчика, который обычно оказывает услуги по перевозке собственными силами.

Размер ответственности экспедитора за недостачу в целом не отличается от ответственности перевозчика. И экспедитор и перевозчик заинтересованы в надлежащем документальном оформлении причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, так как в силу законодательных особенностей они вынуждены занимать оборонительную позицию, доказывать отсутствие своей вины.

Страховщику

Страховщик, как сторона, ответственная за возмещение убытка в пределах оговоренной договором страхования суммы, все чаще выражает желание присутствовать при осмотре и фиксации размера ущерба, особенно при инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами. Кроме того, страховая компания, как правило, не лишена возможности проводить самостоятельные осмотры с целью оценки причиненного ущерба и определения размера страховой выплаты.

Предъявляя претензии по факту недостачи груза, следует помнить, что законодательство, регулирующее отношения по перевозке и транспортной экспедиции, предполагает довольно жестко регламентированный порядок действий. Пренебрегая надлежащим осмотром и документальным оформлением происшествия – будь то недостача, частичная утрата или повреждение груза, пострадавшая сторона рискует не получить возмещение убытков в дальнейшем.

Правовая позиция по делу о недостаче груза

Правовая позиция

Грузоперевозчик – _____________________________________в своем ответе с исх. № ________________ от ______________________ на претензию с исх. № _____________ от _______________________ не оспаривает факта заключения договора перевозки, отказывая при этом в возмещении ущерба, ссылаясь на недоказанность размера причиненного ущерба, не истребует документы в его подтверждение,

Указанные доводы не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку:

I / Нормативное основание ответственности грузоперевозчика:

1) «В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, предусмотренной транспортным уставом или Кодексом.

Читать еще:  Запись в копии трудовой книжки оригинал трудовой хранится

…суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в перечисленных выше договорах и выставленных на их основании счетах-фактурах наименования перевозимого груза, веса и маршрута перевозки, что делает невозможным установить, какой именно товар подлежал перевозке (погрузке/разгрузке). Также суд обоснованно отклонил ссылку истца на сводные ведомости выполненных работ, не подписанные сторонами, товарно-транспортные накладные от 12.07.2011, транспортные накладные от 09.02.2012, ведомости погрузки/выгрузки материалов, из содержания которых не усматривается, что они имеют отношение к перевозке резервуаров, приобретенных ООО “Трансспецстрой” у ООО Газпром инвест Восток” по договору поставки от 01.12.2010 N ГИВ 10/11/01-850. (см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Седьмого Арбитражного Апелляционного Суда от 4 мая 2016 г. N 07АП-2409/2016 по Делу N А67-7647/2015);

2) Так, «Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса РФ и части 5 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или Кодексом).

Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные доказательства, исследовав спорные правоотношения сторон, суд первой инстанций пришел к выводу о том, что именно Б.Е. несет ответственность за несохранность груза. Представленными в материалы дела документами подтверждается как недостача груза, так и размер причиненного ущерба. (Апелляционное определение Верховного Суда РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) от 23 декабря 2015 г. по делу N 33-4935/2015);

II /Судебная практика:

  1. «В рассматриваемом случае стоимость утраченного груза подтверждается спецификациями и счетами-фактурами, оформленными между изготовителем товара – Обществом с ограниченной ответственностью “ИК Энерпред-Ярдос” (грузоотправитель) и собственником груза – Обществом с ограниченной ответственностью “ТСК “Промтехногаз” (плательщик)» (см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 8 октября 2015 г. N 09АП-32094/2015-ГК по делу N А40-128145/2014).

II I /ОБОСНОВАНИЕ расчета размера причиненных убытков

  1. Документы:
  1. Согласно претензии «БМВ Русланд Трейдинг» №………………..2016 в адрес «Армадилло Бизнес Посылка», ЗАО на основании Товарно-транспортной накладной «…………………………….», ООО № ……………….. от ………………2015 был принят Товар для грузополучателя «………………», ООО в адрес ………………………….. (в Манифесте на рейс – ………«………………»)

В претензии, что отсутствовали 8 единиц товара:

Наименование грузополучателя –не указано;

Стоимость – не подтверждена;

Ссылаясь на Акт от …………………. г., от подписи в котором водитель отказался.

№ позиции= С указанием кодов продукции по ТТН № ………………… от ………………..2015

Наименование груза, масса

Цена за ед./товара, руб.

Кол-во отсутствующего товара, ед.

Общая стоимость утерянного товара, руб.

Колесо в сборе зимн. л/с диск Spike

Колесо в сборе, зимнее, легкоспл. диск

  1. 840, 04
  1. Согласно претензии «Армадилло Бизнес Посылка», АО с исх. №………….. от ……………….. г. в адрес «………………», ООО – по отправке ………………… на сумму 243 840, 04 руб. – без подтверждающих стоимость посылки документов по указанной отправке, несмотря на следующее:

а) по Манифесту на рейс – количество мест =2 по отправке …………… – в адрес ……..«………………», вес- 0 кг;

б) согласно п. 10.2.- договора от …………….. 2014 г. – «При составлении Акта перечень поврежденных вложений и/или недостач составляется по отгрузочным спецификациям/упаковочным листам, счетам-фактурам, товарным накладным, находящимся , в которой обнаружена недостача». Далее – «О составлении акта Заказчиком и Перевозчиком делается отметка в ТН».

  1. Согласно Акту об обнаружении повреждения груза от …………………….. г. между ООО «БМВ Русланд Трейдинг» и …………………. по № наклейки ……………….. – 2 места со следующими номерами (наклеек):

Наименование груза, масса

Цена за ед./товара

Кол-во отсутствующего товара

Общая стоимость утерянного товара, руб.

1) Так, «Отсутствие в товарно-транспортных накладных информации о стоимости груза не опровергает факт принятия груза к перевозке. Кроме того, указание стоимости груза в товарно-транспортной накладной не является обязательным реквизитом данного документа» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТого АРБИТРАЖНого АПЕЛЛЯЦИОННого СУДа от 8 октября 2015 г. N 09АП-32094/2015-ГК по делу N А40-128145/2014)

2) «Моментом наступления страхового случая является событие, когда груз по договору экспедирования не прибыл в место назначения, что и явилось причиной обращения ООО “…” в правоохранительные органы. Все документы, составленные органами предварительного следствия, в силу положений ст. 9 Федерального закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, не могут рассматриваться для определения момента наступления страхового случая, за исключением самой даты обращения в правоохранительные органы при выявлении стороной страхового случая…. Количество принятых (сданных) экспедитору грузов определяется количеством мест, указанных в товарно-транспортных документах. … Срок действия договора – с момента уплаты страховой премии, объем ответственности, в пределах срока действия договора, начинается с даты отгрузки – , которая сторонами была согласована, о чем было непосредственно указано в тексте полиса страхования. … Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 года N 4015-1 (в редакции от 28.11.2015 года, с изменениями от 30.12.2015 года) “Об организации страхового дела в Российской Федерации” страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. …. Основанием возникновения обязательства страховщика по выплате страхового возмещения является наступление предусмотренного в договоре страхования события – страхового случая (пункт 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 9 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”). … Поскольку ни одна из сторон на момент заключения договора страхования не располагала данными об утрате груза, то моментом наступления страхового случая является событие, когда груз по договору экспедирования не прибыл в место назначения. … Все документы, составленные органами предварительного следствия, в силу положений статьи 9 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, не могут рассматриваться для определения момента наступления страхового случая, за исключением самой даты обращения в правоохранительные органы при выявлении стороной страхового случая.

Органы предварительного следствия определяют и восстанавливают события совершения преступления, для правильной его квалификации и наказания лиц виновных в совершении преступления. Факты установленные предварительным следствием не могут вступать в противоречия с обстоятельствами, которые сложились между сторонами на момент заключения договора страхования, так как действия предварительного следствия и действия по заключению договора страхования проходят в разные промежутки и имеют различную субъективную составляющую. ( ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМа ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 10 марта 2016 г. по делу N 44-г-18);

3) суд отказал заказчику во взыскании убытков, так как с момента передачи груза получателю до момента уведомления экспедитора о его повреждении прошло пять дней –

«12 января 2009 года при выгрузке груза из контейнера было обнаружено повреждение товара. Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании суммы реального ущерба и упущенной выгоды. Однако не представил доказательств того, что грузополучатель во время выдачи ему груза уведомил в письменной форме экспедитора о повреждении груза. Претензия не была принята в качестве надлежащего доказательства, «поскольку с момента передачи груза получателю (12.01.2009) до момента уведомления экспедитора о его повреждении (16.01.2009) груз находился в распоряжении истца в течение 5 дней , поэтому в данном случае экспедитор не несет ответственность за повре

Однако указанная норма содержит оговорку «если не доказано иное». То есть если груз по поручению экспедитора сдал перевозчик и сведения о недостаче, повреждении груза были указаны в акте и транспортной накладной, то эти документы и будут служить доказательством, что экспедитор извещен о несохранной перевозке груза. Соответственно, есть основания, чтобы выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба экспедитору, который в последующем может в порядке регресса перевыставить претензию фактическому перевозчику (при наличии его вины).

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление . (См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2010 г. по делу № А19-11435/09).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector