Как быть, если родители при детях нецензурно бранятся?
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Как быть, если родители при детях нецензурно бранятся?

Ребёнок и семейные скандалы

Все знают, что при детях ругаться нельзя. Но иногда об этом забывают .

Чем опасны семейные конфликты для развивающегося ребенка? Негативный опыт общения родителей может послужить основой для психологической патологии. Когда ребенок вырастет, и у него будет своя собственная семья, то, скорее всего, он будет строить отношения так же, как были построены отношения между его родителями. Другая негативная сторона – развивающееся неверие ребенка в то, что вообще могут существовать нежные или просто дружеские отношения между родителями.

Отрицательный опыт конфликтной семьи достаточно многоплановый. Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:

1. Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца.
2. Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка.
3. Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет.
4. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности.
5. Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей.

Семейные конфликты – достаточно болезненный и острый вопрос нашего времени. Как бы то ни было, следует помнить, что неразумные и необдуманные действия родителей могут привести к формированию истерического характера у детей. Эмоциональное здоровье семьи – это не просто прерогатива благополучной семьи, но и мудрое правило культурного и гармоничного уклада семейных отношений.

В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Например, психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных и беспокойных дети также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребёнка. Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью либо сторону – ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребёнка.

В условиях конфликтной семьи ребёнок приобретает отрицательный опыт общения, он видит, чувствует враждебные, недружелюбные взаимоотношения между родителями. Он перестаёт верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Он преждевременно разочаровывается в человеческих отношениях вообще и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни, в том числе и брачной. Различные дефекты семейного воспитания способствуют развитию и формированию различных нервно-психических расстройств у детей.

Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. К сожалению, в жизни встречается довольно много случаев, когда родители не любят своих детей, а дети враждебно относятся к родителям.

Таким образом, конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тёщей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. У ребёнка может возникнуть ощущение отчуждённости, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности. Более того у него может не сформироваться чувство дружелюбия к людям, не появиться настоящего, подлинного чувства любви к своим близким. А самое главное, всё это неизбежно скажется на создании собственной семьи.

Взаимоотношения между мужем и женой, при которых никогда не будет разногласий, могут быть достигнуты, только если они не будут общаться. Это в человеческой природе – бывать в плохом настроении, иметь в семье различные (иногда конфликтующие) точки зрения, испытывать неуместный гнев. И, в сущности, невозможно жить, все время помня о том, что дети анализируют каждое ваше движение. Что важно – так это после ссоры в присутствии детей извиниться друг перед другом и помириться в их же присутствии, давая им, таким образом, пример, как надо выходить из конфликта. (Правда, иногда это легче сказать, чем сделать!) Не случайные ссоры, а общая модель поведения супругов больше всего влияет на детей. Если вы ругаетесь каждый день, наверное, вам следует поискать совет для решения этой проблемы.

Советы, как сохранить душевное спокойствие:

– Определите проблему, пользуясь нейтральным языком, не «набрасывайтесь» друг на друга. Огульная критика и унижение друг друга не помогают.

– Скажите вашему супругу/супруге, что вы от него ожидаете, что он/она должен сделать.
Будьте точны. Объясните свои чувства, начиная предложения словами: «Мне хотелось бы» или «Я чувствую, что». Не пользуйтесь словами, вынуждающими обороняться, например, «Почему ты. », «Ты всегда. », «Ты никогда. ».

– Придерживайтесь возникшей проблемы (не говорите о прошлых). Спросите у супруга/супруги, каковы его/ее предложения по решению этой проблемы.

– Старайтесь «сдерживать» язык в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!

– Покажите, что вы себя уважаете,
поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.

– Старайтесь не обвинять ни супруга/супругу, ни других, лучше сконцентрируйтесь на решении проблемы.
Не создавайте у ребенка впечатления, что проблемы – это всегда чья-то «вина», лучше скажите: «Я тебя слышу, но я не согласна. Что нам придумать?» Такое поведение поможет ребенку понять ценность «переговоров»; кроме того, они приобретают чувство контроля над проблемами, которые надо решить. Таким образом, дети не будут чувствовать себя во власти обстоятельств.

– Не угрожайте попусту, т. е. не говорите то, что вы никогда не сделаете, например, «если ты еще раз так сделаешь, я никогда в жизни не буду с тобой разговаривать» (что опять же нелегко в разгар ссоры). Поймите: все, что вы говорите, иногда воспринимается совершенно буквально, если подслушано «маленькими ушками».

– Если вы еще не совсем опустошены и есть какие-то силы, пишите друг другу записочки, вместо того чтобы вступать в словесные перепалки. В таком случае вы можете «услышать» друг друга, не перебивая (и не вовлекая детей в ваше выяснение отношений).

– Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан.
Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.

– Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок.
Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.

– Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.

Женя сказала своему четырехлетнему ребенку: «Интересно, ты слышала, как утром мы с папой ссорились? Мы не могли решить, чья очередь идти в химчистку. Сначала мы оба говорили, что заняты, но потом все-таки договорились».

Разведенный отец считал полезным время от времени говорить своим детям: «Хотя папа с мамой больше не живут вместе, в этом совсем нет вашей вины. Мы оба вас очень любим и всегда будем рядом. Но зато, надеюсь, вы не будете больше слышать наших ссор».


– Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право).
Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом – это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.

– Вы будете ссориться реже, если поймете, что вовсе не обязательно ваш супруг/супруга должен все делать точно так же, как вы,
хотя очень хорошо, если вы будете согласованно решать основные проблемы. И детям очень полезно, если с самого раннего возраста они начнут учиться приспосабливаться к стилям жизни различных людей.

– Назначайте друг другу свидания!
Вы заслуживаете больше внимания друг к другу, чем несколько «торопливых моментов» в начале и в конце дня. Вам пойдет только на пользу, если вы иногда будете проводить время вдвоем, обращая внимание только друг на друга; да и вашим детям полезно видеть, что семейные отношения могут быть близкими и приносящими счастье и удовлетворение.

Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.

Родительское собрание на тему “Нецензурная брань в речи детей”.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Нецензурная брань в речи детей

Султанмуратова Эльвира Муратовна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№1 муниципального района города Учалы Республики Башкортостан

Цель: информировать родителей о причинах нецензурной брани в детской

речи; информировать о юридической ответственности за выражение

нецензурной бранью; корректировать личную позицию родителей

к нецензурной брани.

Задачи: поставить перед родителями проблему существования в речи школьников нецензурной речи, встречающимися у детей и проанализировать их причины. Убедить родителей помочь детям избавиться от нецензурной речи на личном примере.

Провести анонимное анкетирование детей.

Подготовить памятку для родителей «Ваша речь и Ваш ребёнок».

Взаимное приветствие родителей и учителя.

Родители садятся за «круглый стол».

Ход родительского собрания.

Тему этого родительского собрания я выбрала после того, как девочки нашего класса вместе шли домой с мальчиками и услышали нецензурную брань из уст одноклассника. Наш разговор пойдет о том, что засоряет и огрубляет нашу речь. Эти слова губительно влияют на самих говорящих, и на окружающих. К большому сожалению грубость и мат стали в речи некоторых обыденностью. Мы слышим бранную речь в магазинах, на улице, дома, в интернете. Один доктор филологических наук провел целое научное исследование, говорил: «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат-это своего рода «отбросы» нечистот, загрязнение речи»-полагает ученый. Он считает, что слова, которые сегодня считаются непристойными, в старину служили проклятиями и заговорами.

Читать еще:  Астма средней тяжести инвалидность

Чтобы понять истоки матерщины, совершим небольшой экскурс в прошлое. В древней Руси запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать – сыру – землю, Богородицу и родную мать человека. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернуться от своих родителей. Ребёнка, которого обругали «чёрным словом» с упоминанием чёрта, ведьмы и т.д. могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться при иконах, при печке (там обитал Домовой) так же не бранились в лесу, в поле, около водоёмов- ведь у каждого из них был свой покровитель и он мог наслать болезни и немочь. В дом, где бранятся, считали, что проникает дьявол, а ангелы покидают его.

Матерная речь берет свои корни в обрядах и носит ритуальный характер. Человек, произнося некоторые из них проклинает себя и своих близких. Существуют нецензурные слова, которые произносят имена бесов. Произносящий их, автоматически призывает беса на себя, на детей, на свой род. Они влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также взаимоотношения с другими людьми. Нельзя было сказать, что на Руси совсем не бранились, но не так как сейчас. Во-первых, бранились на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы. Во-вторых, на поле битвы, чтобы раззадорить себя и врага. Как же обстоят дела у нас в классе. Я опросила детей, вот таковы результаты анкетирования. Всего в классе 26 учеников.

1)Слышат нецензурную брань на улице:21 ученик.

2)Слышат дома:6 учеников(3 от мамы и папы,3 от брата и сестер)

3)Употребляют бранные слова сами:11 учеников(6 девочек, 5 мальчиков)

4)Выражались так:нечаянно-7 человек ; когда злился -3 человека; 1-когда упала.

5)Стыдились своей несдержанности-11 человек, было стыдно за других-2, никогда не будут матерится-9 человек.

Известные психологи считают, что ненормативную лексику употребляют те люди, которые не уверены в своих силах и чувствуют свою неполноценность. Человек уверенный в себе, который чувствует себя нужным в своей семье, который окружен любовью родителей никогда не будет употреблять нецензурную брань. Ученые сделали поразительные эксперименты на воде, результаты этих экспериментов были таковы: жидкость обругали матом, после чего полили семена пшеницы. В результате семена, которые поливали такой обруганной водой, всходили лишь 49 из 100. Те же семена, которые поливали водой над которой читали молитвы, говорили прекрасные слова прорастали в 98 случаях из 100.

Оказывается, бранные слова рвут цепочку ДНК, убивают гены и убивают хромосомы. Таким образом, сквернослов самый большой вред наносит себе и своему потомству. Осознанные причины:

стремление казаться взрослей среди сверстников;

провоцирование реакции взрослых ( часто возникает из-за недостатка внимания);

потребность скрыть свою слабость.

Косвенной причиной употребления нецензурной брани у детей может стать недостаток слов в словарном запасе , когда ребенок, не знакомый или забывший название предмета, обзывает его каким-то одним ругательным словечком.

– повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребенок проводит много времени;

– повторение за другими детьми.

Какие иные причины использования мата у детей?
Все зависит от возраста.

2 – 5 года – это простое подражание окружающим. Ограничьте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть.

5 -7 лет – это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл.

8 – 13 лет – ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше.

после 14 лет – нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляясь в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами-паразитами).

Ответственность за нецензурную брань .

Для любителей «острого словца» в присутствии публики, а в юридической терминологии – «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, –

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уважаемые родители расскажите и поделитесь, как вы боритесь с нецензурной бранью своих детей?

Борьба с нецензурной бранью:

никогда самим не браниться и по возможности ограждать ребенка от мата: смело пресекать брань посторонних в присутствии своего чада;

стоит попробовать никак не отреагировать на единожды сказанное ребенком «плохое» слово: возможно, не обнаружив никакой реакции, он не станет больше произносить его;

объяснять ребенку недопустимость ругани следует только наедине с ним, но никогда не при посторонних;

если брань из уст сына или дочери в детском возрасте стала частой, знакомство со словарем ненормативной лексики может иметь эффект: бранные слова потеряют для ребенка исключительность и, следовательно, важность;

обозначьте ребенку, что ругань – признак недалекого ума и является уделом людей, недостойных уважения; кроме того, использование нецензурной брани характеризует человека как неспособного повзрослеть, вынужденного оставаться в ребяческом возрасте;

если ваши методы не срабатывают, обратитесь к психологу, но о причине визита ребенку лучше сказать менее определенно, не делать акцент на том, что причина обращения к врачу – использование в речи мата;

если ваш ребенок уже начал ругаться, то купите ему побольше хороших книг , в которых исключены нецензурные слова;

когда ребенок называет какой-то предмет бранным словом, спокойно поправлять его, обязательно обозначая правильный термин, обозначающий этот предмет.

«Ваша речь и Ваш ребёнок»

1.Объясняйте детям, что люди используют нецензурную речь в случае, когда от отчаяния им не хватает слов, но это их не оправдывает.

2.Следите за собственной речью.

3.Если ребенок спрашивает о значении нецензурного слова, нужно честно сказать, что его значение настолько неприлично, что Вы не хотите его произносить.

4.Если ребенок интересуется, почему люди произносят эти слова, скажите, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или позлить человека.

5.Если в присутствии ребенка Вы нецензурно выразились, извинитесь, скажите, что, к сожалению, Вы не смогли сдержаться и поступили плохо. Дайте ему понять, что раскаиваетесь и впредь постараетесь держать себя в руках.

6.Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является частью нашего языка, не нужно навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, кому они обращены.

Завершить наш разговор хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера.

Ребёнок ругается матом: правильная реакция родителей и типичные ошибки

Какой бы благополучной ни была семья, ребёнка невозможно оградить от воздействия внешнего мира. И рано или поздно из уст малыша родители могут услышать нецензурное слово. У одних взрослых это вызывает шок, другие же посмеиваются над детским «лепетом». Как же правильно вести себя маме или папе, если их чадо ругается матом? Какие методы будут действенными, а что только усугубит ситуацию?

Причины употребления детьми нецензурных выражений

Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.

Подражание

Дети — это маленькие подражатели. Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.

Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.

Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка

Вербальная самозащита

У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии

Желание привлечь внимание

Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.

Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.

Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

Софья Шокотько, экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Самоутверждение

Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников. Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки). Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Вячеслав Аманацкий, психолог

https://news.tut.by/society/580626.html

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками

Читать еще:  Как сдать товар в ситилинке

Видео: почему дети матерятся (опрос прохожих на улице, в том числе самих детей)

Особенности ругани в разном возрасте

Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:

  1. 2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
  2. 4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо. Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).

В 4–5 лет малыш ругается матом уже вполне осознанно, понимает, что говорит плохие слова

Дети 6–9 лет с помощью нецензурной брани часто пытаются показать взрослым свою независимость, выразить протест против родительского контроля

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Софья Шокотько — экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

    Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.

Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

Видео: что делать, если ребёнок ругается матом (советы детского психолога Екатерины Кес)

Психолог указывает, что насильно заставить ругаться матом невозможно. Если бранными словами ребёнок бросает маме вызов («я здесь главный, и разговариваю, как хочу»), не нужно его принимать (угрожать дать в ответ по губам — так взрослый включается в эту игру). Нужно отвернуться и заняться своими делами. Другой вариант — сказать, что «туалетные» слова нужно говорить в туалете и предложить своему чаду туда отправиться.

Видео: советы семейного психолога Ольги Коноваловой

В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова. Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких. В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.

Видео: рекомендации психолога Татьяны Уховой

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

Видео: психолог Юлия Куколева предлагает свои приём отучения от брани

Если ребёнку от 2 до 4 лет, то можно пойти на хитрость — найти похожее слово, но без негативной окраски. Каждый раз, когда малыш ругается, нужно указывать, что он неправильно произносит это слово, а на самом деле нужно говорить другое (подсказывать слово-заменитель). При этом взрослому очень важно не показывать своих эмоций, а, наоборот, делать вид, что ему это безразлично. После 4 лет можно придумывать истории, что с детьми, которые ругаются, никто не хочет дружить.

Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.

Если ребёнок ругается матом, не нужно делать из этого трагедию. Прежде всего нужно проанализировать собственный лексикон и убрать оттуда нецензурные слова. В остальном же проблема решается в зависимости от возраста сына или дочери. Если ребёнок совсем маленький, то его внимание нужно просто переключить на что-то другое. В более старшем возрасте помогают разъяснительные беседы без чтения нотаций. Особую деликатность следует проявить с подростком. Некоторые же меры являются просто недопустимыми: это упрёки, угрозы, физическое наказание за брань.

Нецензурная брань
консультация (подготовительная группа)

Родиельское собрание в подготовительной группе детского сада

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_netsenzurnaya_bran_v_rechi_detey.doc 39 КБ
netsenzurnaya_bran.ppt 654.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Нецензурная брань в детской речи”

  1. Нецензурная брань детей.
  2. Психологические особенности детей 6 лет (выступление психолога).
  3. Результаты диагностики по разделам программы.
  4. Разное:

– выпускной детей (чаепитие);

– закрытие и открытие д/с;

– благодарственные письма родителям.

1. Нецензурная брань детей.

Сегодня речь пойдет о том, что засоряет и огрубляет нашу речь. Сегодня мат можно услышать везде: на улице, в СМИ, в автобусе. Но особо неприятно услышать неприличные выражения из уст собственного ребенка. Казалось бы, смешно, что то, чего мы должны стыдиться, выставляется напоказ.

Итак, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью. Почему так происходит? Не притязательное, но меткое сатирическое стихотворение “Порочный круг” А. Муратова как нельзя лучше демонстрирует причину такого положения на самом низком, “бытовом уровне”.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

К сожалению, все чаще дети начинают употреблять матерные слова, вызывая шок у родителей. Ругань противоестественна. Хотя ее можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи рямо противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У ругани цель иная: ее задача – не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что он должед держать дистанцию, знать свое место. И место это может оказаться самым ничтожным.

Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мы сегодня считаем матерными, восходят к яззыческому культу, но тем, что люди матерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознание обыкновенного человека. Этому своего рода “священодействию” соответствовал особый язык. Эта непотребная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во время языческого празднества.

Ситуация резко изменилась с принятием христианства. Тому языку, что славил Бога, не пристало блудить словами. Матерные слова должны были выйти из употребления. Однако этого не случилось.

В первые века христианства, матерщина была на Руси явлением более редким, поскольку воспринимались как преступление и сквернословом и обществом.

Нецензурная лексика – обычное явление российской повседневности. Судя по данным опроса, большинство наших сограждан – 72% – “часто”слышат ее на улицах, в транспорте, других общественных местах; 24% слышат, но “редко”, и лишь 2% “никогда”, по их словам не сталкивались в публичных местах с нецензурной бранью.

Говоря о себе, большинство респондентов признали, что время от времени им случаетсянецензурно выражаться (впрочем, 55% говорят, что такое случается “редко”; 13% не скрывают, что выражаются “часто”, а 30% “никогда”, по их словам, не используютнецензурные слова в своей речи).

Другая форма представления нецензурной лексики в российской повседневности – это непристойные надписи, на стенах зданий и заборах. 44% респондентов сказали, что они видят их “часто”, 36% – “редко” и лишь 13% – “никогда”.

Сейчас мат можно услышать из уст детей. Очень часто причиной проблемы является отсутствие внимания со стороны родителей. А ребенок, произнеся запретные выражения, тут же становится центром внимания. И даже если ребенка настигнет кара, все равно ему подсознательно становится комфортней, ведь родители рядом. Типично главенствующее положение отца, добыдчика и главы семейства, а если положение вещей нарушено, то ребенок не получает полноценного развития, замыкается в собственном мирке, или начинает подражать людям (сверстникам и взрослым), перенимая не всегда хорошие качества.

Если проблему не решить на корню сразу, это может осложниться в будущем. Матные выражения довольно быстро становятся словами-паразитами. А ведь у ребенка и словарный запас невелик, и матные слова становятся прекрасным средством передачи мыслей и эмоций.

Причины использования мата у детей: от двух до пяти лет – это простое подражание окружающим. Ограничте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть. От пяти до семи лет – это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл. С восьми до двенадцати-тринадцати лет ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше. После двенадцати-четырнадцати, нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляются в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами паразитами).

  1. Как бы вы поступили услышав от своего ребенка нецензурные (матные) слова?
  2. Как вы считаете, нужно ли ребенку разъяснять значение произнесенного им нецензурного слова?
  3. Как вы поступите, если ваш ребенок произнес нецензурное (матерное) слово на людях?
  4. Зачастую, “ваш” ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях. Как бы вы поступили в такой ситуации?
  5. Как вы считаете, с какой целью дети произносят нецензурные слова?

Что же делать, если Ваш ребенок стал употреблять матные слова, или вы боитесь, что бы дети не стали их использовать?

Для начала просто оградите его от источников нецензурных выражений. * Если вы в первый раз услышали матное слово, не проявляйте никаких реакций. Проследите за ребенком. Если он понимает смысл сказанного, он отреагирует сам. Не увидев реакцию, попробует вновь ее вызвать. Если опять ничего не произойдет, слово перейдет в категорию обычных и скоро исчезнет. Если ребенок не понял значения сказанного матного слова, то следует, что он просто где-то услышал его и непроизвольно воспроизвел. Такое слово скоро само исчезнет из его лексикона. *Если ребенок просит вам объяснить значение матного слова, спокойно растолкуйте ему, что слово плохое, ругательное, и использовать его нельзя. * При произнесении слова при людях, не налетайте на ребенка, лучше переведите все в шутку и только потом, наедине, поговорите с ним. * Если ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях, поговорите с ним, растолкуйте как правильно вести себя в гневе, или раздражении. * Если ребенок не понимает объяснений, ничего не помогает, то лучше обратитесь к детскому психолгу.

И напоследок о неправильных подходах. * Нельзя заперещать без объяснения, ведь запретный плод сладок. *Нельзя самим употреблять маты – будьте последовательны. *И ни в коем случае не отчитывайте ребенка при посторонних, это может стать причиной психологической травмы.

2. Психологические особенности детей 6 лет (выступление психолога).

  1. Результаты диагностики по разделам программы.

В конце учебного года, была провевена диагностика детей по следующим разделам программы:

– ознакомление с худ. литературой;

– развитие элементов логического мышления;

– подготовка к грамоте;

– развитие экологических представлений;

– развитие элементарных математических представлений.

– выпускной детей (чаепитие). Уважаемые родители 30 мая (время и место обсудить) мы хотели бы пригласить вас на чаепитие посвященное окончанию учебного года в старшей группе и выпуска нескольких детей из нашей группы в школу.

– закрытие и открытие д/с. С 3 июня – 17 июля + соскоб и справка от педиатора.

– благодарственные письма родителям. Ну а теперь о самом приятном. Мы хотели бы поблагодарить родителей, за активное участие в жизни группы и д/с в течение года. За ваше активное участие нам хотелось бы вам вручить эти Благодарственные письма. И сказать, что все что делалось вами в течение года, а именно участие на выставках, субботниках, праздниках, все это делалось не только для нас воспитателей и д/с, но и для благоприятного прибывания ваших детей в ДОУ.

Следующий учебный год будет таким же плодотворным и активным. И хочется, чтобы родители, также активно принимали участие во всех запланированных в новом у.году мероприятиях, выставках и т.д.

Наше родительское собрание подошло к концу, спасибо за внимание!

Папа матерится: последствия матерного слова

Папа начал отталкивать детей и недовольно материться. Жена тоже была рядом, но увидев настроение мужа, хотела как-то сгладить ситуацию.

— Устал, да? Кушать хочешь? — спросила она.

— Да, хочу! — выпалил с обидой, помыл руки и прошел в комнату.

— Опять вы свои игрушки разбросали! — матом выругался папа.

Когда жена пригласила мужа ужинать, он успокоился. Но увидев, что жена сделала что-то не так, снова выругался матом.

Почему люди матерятся

Если мы зададим этот вопрос гуглу, то последует ответ, что люди матерятся из-за отсутствия культуры. Нецензурная брань — защита для психики в стрессе. Значит, у человека есть проблемы психологического характера.

Такое поведение отца можно понять — он устал на работе, накопилось внутреннее напряжение, которое требует разрядки. Но это не повод выливать его на детей, да еще материться.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана отвечает на выше заданный вопрос таким образом: мат снимает запрет на секс и убийство. Мат высвобождает агрессию и дает возможность убивать врага — не медлить, а быстро реагировать на опасность. Поэтому его применение оправдано во время войны.

Все матерные слова говорят об интимном. Если человек в мирное время ругается матом, то это указывает на его неудовлетворенность сексуальной жизнью.

Есть ли польза от мата

Польза от мата может быть только на войне, где надо победить врага. А в обычной жизни мат вредит. Публичный и легитимный мат обесценивает сексуальность и уничтожает способность создавать крепкие, долгосрочные парные отношения.

Интимная жизнь превращается в животную случку, как у собачек. Даже если в отношениях чуть-чуть плохо, то это «чуть-чуть» портит все. Когда мужчина ругается матом, это воспринимается женщиной как угроза. По этой причине женщина становится неспособной к получению удовольствия в постели. Отношения разрушаются, но причина этого разрушения не осознается. Мат убивает радость от интима.

Каждое произнесенное человеком слово несет определенный смысл. А мат уничтожает культурный слой. Мат относится к ненормативной лексике, и разговаривать им некультурно. Матерное слово наносит непоправимый вред не только тому, кто говорит, но и окружающим. А для женщины или девочки со звуковым вектором мат может особенно резать слух и убить желание иметь близость с любимым человеком.

Как влияет мат на детей

В природе существует табу на сексуальные отношения с детьми. Нарушение этого табу в первобытные времена каралось изгнанием из стаи. Так как человек не может выжить в одиночку, это означало смерть. В современном мире мужчина, нарушивший запрет, подвергается социальной обструкции.

Между родителями и детьми существует табу на инцестуальные отношения. Сексуальные отношения с детьми неприемлемы и запрещены природой, поэтому мат при детях нарушает психологические границы между ребенком и родителем. Матерные слова со стороны родителя нарушают табу — не на уровне тела, а в психическом.

Чувство стыда является регулятором отношений между людьми. Когда ребенок слышит от отца мат, это приводит к тому, что стыд исчезает там, где он должен быть, и появляется в том месте, где его быть не должно. Это приводит ребенка к большим проблемам в общении с ровесниками, в будущем ему будет сложно создать отношения.

Разговоры матом при детях со стороны родителей приводят к той или иной степени ущерба в будущих сексуальных отношениях их ребенка, вынуждая его защищаться в отношениях со своим партнером. Это ведет как минимум к невозможности в полной мере раскрыть свой сексуальный потенциал в парных отношениях.

Услышав мат от родителя, ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, которое является основой психологического и физического здоровья ребенка и его правильного развития.

Дети впитывают каждое слово, произнесенное родителями, и учатся у взрослых. Когда дома разговаривают матом, ребенку не стыдно разговаривать так же и со сверстниками и учителями в школе. Привычка изъясняться матом является одной из причин агрессивного поведения и жестокости среди подростков.

Как оградить себя и своих детей от мата

Когда человек не удовлетворяет свои настоящие желания, в том числе сексуальные, или не реализован в социальном плане, возникает состояние фрустрации. В его психике накапливается напряжение, которое он выливает на окружающих. Выражает свою агрессию матом.

Эту проблему можно решить, если осознать свои желания и устранить причины, по которым они не удовлетворяются.

Говорить матом публично и слушать матерную речь вредно! Публичная ругань вызывает враждебность и агрессию и у того, кто вынужден ее слушать, даже если она не направлена на этого человека. Поэтому желательно сказать вашему собеседнику, что вы не хотите слушать из его уст мат. Рассказать, каким образом мат влияет на человека и какие имеет последствия.

Люди, которые прошли тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», знают, насколько разрушительно матерная речь влияет на психику человека, особенно на детскую. Многие успешно избавились от привычки разговаривать матом и помогли близким людям избавиться от этого.

Узнайте намного больше на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана по ссылке.

Автор Екатерина Дубинина
Редактор Татьяна Фарафонова
Корректор Алла Антипина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector