Инспекторы ГАИ пытаются навешать все на меня
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Инспекторы ГАИ пытаются навешать все на меня

Что ожидает водителя, если он убежал от ДПС в 2020 году

При управлении машиной могут возникать различные ситуации. Например, когда водитель начинает перестраиваться, основное внимание он уделяет другим автомобилям и может просто не увидеть взмах жезла сотрудника ГИБДД, стоящего на обочине. А если машина продолжит движение, такое действие будет трактоваться как нарушение ПДД. Рассмотрим, что будет, если убежал от ДПС в 2020 году.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Какие могут применяться меры по задержанию

Если водитель проигнорирует сигнал сотрудников ГИБДД и не остановится, может быть организовано его преследование на патрульной машине. Также данные о нарушителе передаются следующему посту ДПС для принятия мер по задержанию. То есть, если водитель сбежал от ДПС, рано или поздно его остановят. Но тогда придется отвечать не только за нарушение ПДД, но и за неподчинение требованиям сотрудников Госавтоинспекции.

В ходе преследования инспекторами ГИБДД могут быть применены допустимые меры физического воздействия, а также специальные средства по задержанию, вплоть до огнестрельного оружия. Тогда водитель столкнётся с риском получения морального, материального и физического ущерба, компенсировать который ему не удастся.

В лучшем случае нарушитель получит почтовое уведомление о необходимости посещения отделения ГИБДД для разбирательства по факту содеянного. При неявке дело будет рассмотрено без присутствия водителя. Тогда однозначно придётся заплатить максимальную сумму штрафа по соответствующей статье.

Отказ остановиться по требованию инспектора, основанный на объективных причинах

То, что автолюбитель, несмотря на требование инспектора Госавтоинспекции, продолжил движение, не всегда будет трактоваться как нарушение закона. Существуют и объективные причины. Самые распространённые из них такие:

  • требование об остановке предъявил человек, идентифицировать которого как сотрудника ГИБДД было сложно;
  • события происходили в тёмное время суток на малоосвещённом участке автодороги.

Даже возможный штраф не побуждает опытных водителей останавливаться в таких случаях. Лучше перестраховаться, чем попасть в руки уголовников или связаться с мошенниками.

Бывают ситуации, когда водитель продолжает движение после требования инспектора остановиться из-за нежелания грубо нарушать ПДД – например, под знаком «Остановка запрещена». Однако следует учесть, что в данном случае остановка не будет рассматриваться как противоправное действие.

Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД

Отечественное законодательство за неостановку по требованию инспектора Госавтоинспекции предусматривает штраф.

Нарушитель обязан заплатить необходимую сумму в госказну в течение 2 месяцев.

В п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ оговорен важный момент: если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за это был выписан штраф, то оплатить можно половину от требуемой суммы при условии погашения задолженности в 20-дневный срок с даты вынесения постановления об административном наказании. При просрочке, наоборот, подлежащая внесению в госказну сумма увеличивается вдвое. Если судья придет к заключению, что автолюбитель намеренно укрывается от выплаты штрафа, к нему может быть применено более серьёзное наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС – до 50 часов принудительных работ или арест сроком до 15 суток.

Пройдите социологический опрос!

Размер штрафа

В п. 2. ст. 12.25 КоАП РФ сказано, что размер штрафных санкций за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД колеблется в диапазоне 500 – 800 рублей.

Сумму штрафа устанавливает инспектор ГИБДД в зависимости от обстоятельств, сопровождающих нарушение ПДД.

Например, водитель не остановился по взмаху жезла инспектора, но прекратил движение после того, как его догнала патрульная машина. В этом случае штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД будет максимальным – 800 рублей. Конечно, сумма небольшая, однако игнорировать требование сотрудников правоохранительных органов не стоит. Обычно законопослушному водителю остановка инспектором никаких неприятностей не несёт.

Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Чтобы обжаловать постановление инспектора ГИБДД, нужно обратиться в суд или в вышестоящий орган Госавтоинспекции. Второй вариант менее хлопотный и затратный с точки зрения сбора подтверждающих документов. Однако ввиду того, что на принятие решения могут влиять ведомственные интересы, доказать водителю свою невиновность будет непросто (если убежать он, действительно, не собирался).

Но в обоих случаях для объяснения неостановки можно предъявить следующие аргументы:

  • действия инспектора из-за стоявших на обочине ТС не были замечены;
  • в плотном потоке автомобилей непонятно, кто из участников дорожного движения должен остановиться;
  • жест, требующий остановку, был невыразительным/неправильным;
  • в ночное время на инспекторе не было светоотражающей формы, и он не имел светящегося жезла.

Подтвердить эти факты можно с помощью записей видеорегистратора или свидетельских показаний.

Заключение

Остановка автомобиля сотрудником Госавтоинспекции возможна, если на то имеются основания. Их перечень содержится в п. 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказе №664. Неподчинение требованию прекратить движение допускается, когда для этого необходимо выполнить манёвр с грубейшим нарушением ПДД. Если сотрудник Госавтоинспекции потребовал прекратить движение, подозревая, что водитель угнал автомобиль, неостановка может привести к серьёзному материальному и моральному ущербу, компенсировать которые не удастся.

В каких случаях имеет право остановить ДПС: видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Новое в блогах

Если работник ГИБДД пытаются навешать вам лапшу-не прогибайтесь

Иногда работники ГИБДД пытаются инкриминировать водителям нарушения, которых те на самом деле не совершали. Здесь мы рассмотрим несколько таких ситуаций и подскажем, как вести себя в подобных случаях.

«А я у вас документов не брал!»

Особо следует упомянуть о том, как обычная проверка документов для законопослушного водителя может обернуться серьезными неприятностями.

В данном случае речь будет идти о явном злоупотреблении своим служебным положением со стороны работника ГИБДД, сопряженном с обыкновенной человеческой подлостью. Кратко сие деяние можно выразить фразой: «А я у вас никаких документов не брал!» Этот прием недобросовестные работники ГИБДД любят применять по отношению к «особо грамотным» водителям. Еще относительно недавно он был распространен только в Москве и некоторых других крупных городах, однако сейчас с подобным автомобилист может столкнуться в любой точке России. По информации, которая имеется у Коллегии правовой защиты автовладельцев, в настоящее время подобных инцидентов только в Москве ежемесячно случается около пятидесяти.

Вот характерный пример. Автоинспектор останавливает водителя и требует для проверки документы, не представившись должным образом. Водитель делает замечание сотруднику ГИБДД по поводу того, что необходимопредставиться по полной форме (то есть сообщить фамилию, звание и должность). А «оборотень в погонах» в отместку просто кладет документы водителя себе в карман и заявляет, что ничего у него не брал и, поскольку у водителя нет при себе документов — вызывает эвакуатор для транспортировки автомобиля на штрафную стоянку. В такой ситуации у несчастного водителя не остается иного выхода, кроме как попытаться откупиться и заплатить в карман инспектору столько, сколько тот скажет.

К великому сожалению, даже юристы и правоведы подобную ситуацию считают для водителя почти безнадежной. С ними согласны и высокие чины ГИБДД: доказать, что водитель действительно передавал инспектору документы, практически невозможно (ведь под расписку их никто не передает, да и выглядело бы это абсурдно!).

Поэтому вы сможете доказать свою правоту только в перечисленных ниже случаях.

  1. Если у вас есть свидетель (или несколько свидетелей), которые могли бы подтвердить факт передачи вами документов автоинспектору. Помните, что в качестве свидетелей могут выступать пассажиры вашего автомобиля, а также ваши близкие, родственники и знакомые, которые случайно находились рядом с местом событий.
  2. Если вы сумели записать ваш разговор с автоинспектором на диктофон (помните, что встроенным диктофоном снабжены многие модели современных мобильных телефонов).
  3. Если факт передачи вами документов автоинспектору запечатлен на видеосъемке. Например, вы передали ему документы в центре города, и этот факт случайно зафиксировала видеокамера внешнего наблюдения, установленная кем угодно — милицией, службой охраны какого-то расположенного рядом учреждения и т. п. В данном случае вашей задачей будет каким-то образом добыть эту видеозапись.

ВНИМАНИЕ Непременно запомните бортовой номер служебного автомобиля, если «оборотень в погонах» был на патрульной машине!

При наличии на руках доказательств противоправной деятельности работника ГИБДД или заручившисьподдержкой свидетелей, вы можете обратиться в органы собственной безопасности. Телефон ДСБ МВД РФ: (495) 239-07-30, УСБ ГУВД Москвы — (455) 255-96-57, УСБ ГУВД Московской области — (495) 317-24-66. Приведенные телефоны актуальны на момент написания данной статьи.

Движение без остановки… разрешено

Некоторые ретивые автоинспекторы устанавливают перед стационарным постом ГИБДД знак «Движение без остановки запрещено» (то есть «STOP»). Делается это с той целью, чтобы все проезжающие автомобили останавливались перед постом ГИБДД, и только после этого двигались дальше.

Как говорится, для полного счастья остается лишь поставить возле такого знака большую коробку с надписью «Для пожертвований нуждающимся работникам ГИБДД». Сделал пожертвование — поехал дальше, не сделал — как минимум, обеспечена проверка документов… Пока еще мы рассматриваем это как шутку, но кто знает — ведь все течет, все меняется…

Иными словами, если водитель не остановился перед этим знаком, его через какое-то расстояние останавливает инспектор ГИБДД и инкриминирует ему неподчинение требованию дорожного знака. Однако в соответствии с действующими Правилами дорожного движения, водитель в данном случае и не обязан останавливаться перед знаком «Движение без остановки запрещено».

Дело в том, что обязательным условием установки данного знака является наличие стоп-линии, а при ее отсутствии — края пересекаемой проезжей части; также этот знак может быть установлен перед железнодорожным переездом или перед карантинным постом. Во всех остальных случаях установка данного знака является нарушением Правил дорожного движения, а также существующих на этот счет государственных стандартов.

Итак, если перед постом ГИБДД нет стоп-линии или этот пост не является карантинным, вы имеете полное право игнорировать знак «Движение без остановки запрещено». Если же вас остановит инспектор ГИБДД и попытается инкриминировать вам неподчинение требованию дорожного знака, вы можете твердо заявить, что наказание предусмотрено за неподчинение законному требованию дорожного знака. А поскольку знак установлен с нарушением действующего законодательства — никто наказывать вас не имеет права. Если автоинспектор настаивает на своем — требуйте составления протокола и в разделе объяснений четко излагайте свою позицию.

Красный свет — проезда нет!

Нередко спорные ситуации возникают при проезде перекрестка, регулируемого светофором. Например, вы въезжаете на перекресток на мигающий зеленый сигнал, а завершаете маневр уже под желтым или красным сигналом светофора. За перекрестком вас останавливает инспектор и сообщает, что вы проехали перекресток на красный свет, следовательно — будете наказаны в соответствии с действующим законодательством. В данной ситуации ни в коем случае не соглашайтесь с инспектором; если он составляет протокол — в разделе объяснений четко излагайте свое видение ситуации, пишите «Виновным себя не признаю» и расписывайтесь. Будет назначено дальнейшее разбирательство, и доказать вашу вину работнику ГИБДД будет весьма проблематично.

«Липовое» нарушение правил остановки и стоянки

Часто сотрудники ГИБДД инкриминируют водителю нарушение правил остановки и стоянки там, где таковое отсутствует в принципе. Вот характерный пример: водитель остановил машину под знаком «Место стоянки», под которым установлена табличка «Только для автотранспорта департамента Х». К нему подходит сотрудник ГИБДД и заявляет, что произведена остановка в неположенном месте, поскольку на табличке указано, кто имеет право оставлять здесь свой автомобиль.

Однако здесь сразу возникают вопросы. Что считается автотранспортом департамента Х? Машины, учтенные на его балансе? Или машины сотрудников? Или авто, на котором приезжают посетители? В действующих Правилах дорожного движения ответа на эти вопросы нет, поэтому действия водителя полностью правомерны, и вообще — подобные таблички зачастую можно игнорировать.

Или вот аналогичная ситуация. Возле какого-нибудь кафе висит знак «Место стоянки», а под ним — табличка: «Только для посетителей кафе». Но кто является посетителем кафе — тот, кто зашел на минуту и ничего не купил или тот, кто в нем плотно пообедал? Ни в одном законе это не оговаривается. Поэтому, даже если перед прилегающей к кафе стоянкой есть знак «Место стоянки», а под ним — табличка с текстом «Только для посетителей кафе», вы вправе припарковаться на стоянке, заглянуть для приличия на минуту в кафе и, ничего не купив, оставить машину хоть на целый день.

Особого упоминания достойны самовольные знаки, таблички и т. п., устанавливаемые кем угодно: гражданами, организациями, коллективами и т. д. Их можно увидеть, например, на бесплатной стоянке перед каким-либо учреждением или организацией: с помощью таких табличек (часто они стоят на «треногах», являются переносными и на них написано название организации — «ИМНС», «ФСБ», «ГИБДД», и т. п.) как бы бронируются стояночные места для сотрудников. По закону вы имеете полное право проигнорировать подобные знаки. Например, можно просто отставить их в сторону, поставив на освободившееся место свою машину. В данном случае никто не вправе применить к вам никаких санкций, хотя некоторые ретивые инспекторы ГИБДД любят «развести» водителей на деньги в подобных случаях якобы за нарушение правил остановки и стоянки.

Что делать если вас остановил инспектор ДПС

Понадобилось мне узнать информацию о правах водителя на дороге и вот что я нашел. Довольно полезный текст. То что надо делать и то что не надо.

1. Не выходИте из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят.

В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185(ДСП №186) п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
– нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
– нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Вывод: Инспектор, не что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.

2. Обращайте внимание, представился ли Вам инспектор.

П.20 Административного регламента гласит:
«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. В Инструкции приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он, при Вашем желании, может понести ответственность. Так вот «Представиться» – это одна из первых его обязанностей.

3. Обращайте внимание на наличие у инспектора нагрудного знака.

Нагрудной знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому, при его отсутствии, Вы можете заподозрить инспектора в самодеятельности.

4. Обращайте внимание на то, в каком месте и как стоит служебный автомобиль инспектора.

Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо обозреваемым участниками дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, то он, тем самым, нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при Вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД.

5. Блокируйте двери своего автомобиля.

Блокируйте двери и включайте диктофон.
Бывают случаи, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГАИ), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно и обязательно пред этим заблокируйте двери!

6. Не опускайте полностью дверные стёкла.

В том случае, когда водитель грамотный, да ещё и записывает на диктофон неправомерные действия инспектора – инспектор может выхватить диктофон через полностью раскрытое окно автомобиля. А дальше… дальше события будут развиваться только по желанию инспектора.

7. Пользуйтесь диктофоном и видеорегистратором.

Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник милиции(ныне полиции). Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется « Законом о Полиции» деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей 8. Открытость и публичность. Кроме того, согласно ст. 25. Административного регламента Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Руководство ГИБДД неоднократно заявляло о том что водителю, для того чтобы предотвратить или не допустить противоправные действия сотрудников ГАИ – разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.

8. Не тыкайте диктофоном инспектору в лицо.

Помните! Ситуации на дороге бывают разные. В одном случае – в центре города, посреди белого дня, наличие диктофона может напомнить инспектору о хороших манерах при общении с водителем. В другом случае – ночью, на трассе, Ваш диктофон может быть расценен как попытка к бегству со всеми вытекающими последствиями…
И потому, совет: не тычьте диктофоном инспектору в лицо. Просто поместите его в нагрудной карман рубашки. Пока инспектор будет направляться к вашей машине – наговорите на диктофон дату, время и место остановки. Помните что диктофон, это не щит от инспектора, а небольшая страховка для грамотного водителя. Неграмотного водителя, да еще и лезущего на рожон – инспектор поставит на место, и никакие разговоры о том, что я, где то прочитал, что могу пользоваться диктофоном – такому водителю не помогут.

9. Интересуйтесь причиной остановки.

Выясняйте причину остановки.
В пункте № 63 Административного регламента» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
– установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-
транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
– наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
– необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
– необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
– выполнение распорядительно-регулировочных действий;
– необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
– необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
– проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий
транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
– проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на
стационарных постах ДПС).
О проведении спецопераций у инспектора должно быть соответствующее распоряжение на
бумаге, с которым Вы имеете полное законное право ознакомиться. Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.

10. Требуйте предъявить служебное удостоверение.

Инспектор ДПС – это милиционер. Он, так же как и все другие сотрудники милиции, обязан, по первому требованию, предъявить своё служебное удостоверение. Если инспектор вам в этом отказывает, знайте что перед вами оборотень в погонах (ряженый бандит). Немедленно блокируйте все двери, поднимайте окна, звоните «02» «112» и заявляйте о личности переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.

11. Требуйте предъявить удостоверение в развернутом виде.

Внимательно ознакомьтесь с удостоверением инспектора.
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать Вам наличие удостоверения, он обязан раскрыть его, так чтобы можно было понять, с кем именно Вы разговариваете (ФИО инспектора, его специальное звание, подразделение). Эта информация Вам ещё пригодится при обжаловании противоправных действий инспектора. Кроме того, Вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы (мало ли, вдруг вы их потом не досчитаетесь, на дороге всё бывает!).

12. Требуйте подольше подержать удостоверение.

Если инспектор раскрыл Вам своё удостоверение и подержал 3 секунды, это не считается,

Уловки и хитрости ДПС. Исповедь инспектора ГИБДД

© ООО Издательство «Питер», 2014

Введение

Инспектор ГИБДД останавливает машину. Водитель открывает окно и заискивающе произносит:

– Здравствуйте, товарищ инспектор! Вот, пожалуйста, мои права, техпаспорт, вот доверенность, страховочка, само собой, документики все на месте. Ведь у меня все в порядке, правда?

С заднего сиденья доносится детский голос:

– Папа, а где же козлы?

Отношения водителя и автоинспектора – тема до банального вечная и неисчерпаемая. О том, как они нескрываемо «любят» друг друга, слагают анекдоты, легенды, выпускают памфлеты и фельетоны. Вроде, пока только романы не пишут. Вашему же вниманию предлагается небольшая книга, раскрывающая некоторые секреты профессии автоинспектора.

Кто такой современный автоинспектор? Бездушный автомат, работа которого направлена исключительно на выколачивание денег из невинных бедняжек водителей, или строгий, но справедливый блюститель порядка на российских дорогах?

Говоря откровенно, авторы этой книги придерживаются последнего мнения. Как бы мы все ни ругали сотрудников ГИБДД, как бы ни возмущались их действиями или бездействием, не следует забывать: их работа сложная и ответственная, и именно от автоинспекторов в определяющей степени зависит наша с вами безопасность на дороге.

В своей деятельности инспекторы ГИБДД периодически используют некоторые малоизвестные приемы и хитрости. Иногда подобные уловки могут обернуться серьезными неприятностями даже для вполне добропорядочных водителей (причем не обязательно по злому умыслу сотрудника ГИБДД, а просто по стечению обстоятельств). Но не следует забывать о том, что в рядах ГИБДД еще встречаются нечистые на руку автоинспекторы, готовые пойти на все, лишь бы доказать виновность водителя даже при отсутствии таковой, и стремящиеся представить любую ситуацию с выгодой для себя.

О наиболее распространенных секретных приемах, которыми на условиях анонимности с нами любезно поделились некоторые сотрудники ГИБДД, мы и расскажем в данной книге.

При изучении книги следует учитывать, что все приводимые в ней примеры условны, а любые совпадения носят случайный характер.

Глава 1. Инспектор ГИБДД предупреждает, или Это должен знать каждый

– Почему вы остановились под знаком «Остановка запрещена»?

– Ой, товарищ инспектор, так всего же на минуточку, простите, пожалуйста!

– Почему на перекрестке повернули, если висит знак «Движение прямо»?

– Ой, простите, пожалуйста, не заметил!

– А почему по мобильному телефону разговариваете во время движения?

– Ой, извините, срочный звонок с работы был!

– А почему вы вообще без машины?

Существуют положения, нормы и рекомендации, о которых должен знать каждый водитель.

В этой главе мы остановимся на тех положениях, которые с точки зрения инспектора ГИБДД являются самыми важными и непосредственно влияют на безопасность дорожного движения.

Как вести себя с инспектором ГИБДД

Инспектор ГИБДД останавливает машину:

– Вы что, знака не видели?!

– Простите, не заметил спьяну.

Многие проблемы в отношениях водителя и инспектора возникают из-за того, что водитель просто-напросто не знает своих гражданских прав и чувствует себя полностью беззащитным перед инспектором. По этой причине всегда помните известное правило: предупрежден – значит вооружен.

Искусство общения с инспектором

Добрая половина российских сотрудников ГИБДД берет взятки, а злая половина – еще и отбирает водительские права.

Остановка транспортного средства по требованию автоинспектора может иметь одинаково серьезные последствия как для водителя, так и для сотрудника ГИБДД. По этой причине отнеситесь к этой главе очень серьезно.

Помните, что останавливать транспортное средство без необходимости, в том числе для проверки документов, инспектор ГИБДД не имеет права. Во всех случаях эти действия инспектора должны расцениваться не иначе как нарушение служебной дисциплины. Но почти всегда объяснить остановку он может, например, проведением специальной операции и т. п.

В каких же случаях автоинспектор может остановить ваш автомобиль? Приведем пункт 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (этот документ утвержден Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 и является основным документом, регламентирующим деятельность ДПС ГИБДД).

Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

? установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

? наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

? наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

? необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

? необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

? выполнение распорядительно-регулировочных действий;

? необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

? необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

? проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

? проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

Если инспектор остановил транспортное средство, то эта остановка должна быть максимально короткой. Следующий по маршруту общественный транспорт не рекомендуется задерживать более чем на 1–2 минуты.

После того как инспектор остановил автомобиль, он обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также сообщив причину остановки. Это прописано в пункте 20.

Помните, что на дороге существуют места, в которых инспектор ГИБДД не имеет права останавливать транспортные средства. К ним относятся, например, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрестками, пешеходными переходами, зоны железнодорожных переездов и др.

Как аукнется, так и откликнется – отношения между водителем и автоинспектором во многом зависят от того, насколько водитель умеет понять психологию сотрудника ГИБДД. Ведь даже при исполнении служебных обязанностей автоинспектор остается обычным человеком. И вполне естественно, что вам может в нем что-то не понравиться. Однако поведение водителя тоже вызывает у сотрудника ГИБДД ту или иную реакцию.

По этой причине всегда, в любом случае будьте вежливы и сдержанны, даже если вам кажется, что инспектор в чем-то не прав. С самого начала беседы стремитесь создать позитивную атмосферу.

Не следует отрицать свою вину и спорить с инспектором в случае, если вы действительно нарушили Правила дорожного движения. Во-первых, это просто непорядочно. Во-вторых, если инспектор видел ваше нарушение – доказать отсутствие нарушения будет сложно. В-третьих, у представителей ГИБДД есть технические способы доказательства вины водителя, известные далеко не всем. И, наконец, в-четвертых: если вы будете до последнего отпираться и отрицать свою очевидную вину – не сомневайтесь: максимальные санкции за нарушение не заставят себя ждать.

Аргументированно возражать инспектору, если он в чем-то не прав, вы сможете только в том случае, если отлично знаете Правила дорожного движения и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок дорожного движения. При этом помните: доказывать свою позицию и демонстрировать знания нужно тактично, ни в коем случае не задевая самолюбия сотрудника ГИБДД.

Рекомендуется постоянно иметь в машине брошюру с Правилами дорожного движения, а также Кодекс об административных правонарушениях РФ. Это позволит быстро расставить все точки над i при возникновении спорной ситуации с автоинспектором.

Однако и сотрудник ГИБДД обязан проявлять тактичность и уважение по отношению к водителю, даже если тот вольно или невольно нарушил Правила дорожного движения.

Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Если инспектор начал нравоучительным тоном выговаривать вам в присутствии, например, жены и детей, вы можете прервать его и потребовать ведения беседы в более доброжелательном тоне и не в присутствии близких, а в стороне.

Если вы уверены в своей правоте, а инспектор все равно инкриминирует вам совершение правонарушения – можете сказать ему, что обжалуете его действия в установленном законом порядке. При этом ни в коем случае не грозите сотруднику ГИБДД своими связями «где надо», это ни к чему хорошему не приведет. Помните, что в силу специфики своей работы автоинспекторам часто приходится выслушивать подобные угрозы, но если работник ГИБДД действует в рамках закона – ему бояться нечего. А если у вас действительно имеются какие-то связи, то без лишней шумихи воспользуйтесь ими позже.

Не все водители знают, что при возникновении спорной или конфликтной ситуации сотрудник ГИБДД по требованию участника дорожного движения обязан сообщить ему номер своего нагрудного знака и предъявить служебное удостоверение. Запомните, что выпускать удостоверение из рук инспектор не имеет права: он должен держать его в руках, а водитель в это время может прочитать или переписать данные удостоверения. Кроме того, инспектор должен по требованию водителя подробно разъяснить ему порядок обжалования своих действий в установленном законом порядке.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД, вы имеете полное право оставаться в автомобиле – инспектор сам подойдет к вам. Однако в некоторых случаях закон все же обязывает водителя покинуть машину после остановки его автоинспектором. В соответствии водитель обязан покинуть транспортное средство в перечисленных ниже ситуациях:

? в случае необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

? при наличии у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

? для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

? для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

? когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

? когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Во всех остальных случаях требование работника ГИБДД покинуть автомобиль – незаконно.

Если вы совершили нарушение Правил дорожного движения, инспектор составит протокол об административном правонарушении.

О том, как вести себя при составлении протокола в спорных ситуациях, рассказывается в следующем подразделе.

Не бойтесь протокола!

Два приятеля разговаривают:

– Слушай, после работы подвезешь меня домой?

– Так у тебя своя машина есть.

– Машина есть, а прав уже нет, инспекторы отобрали…

5 грубых ошибок в разговоре с сотрудником ДПС

Остановка машины сотрудником ДПС зачастую вызывает у водителя волнение. С ходу выстроить диалог с инспектором получается не у всех. Риск переступить тонкую грань между легким недопониманием и жарким спором довольно велик. Уладить разногласия и сохранить эмоциональное равновесие поможет закон. Выясним, как себя вести с инспектором ГИБДД и можно ли избежать трений?

Не грубите

В пунктах 43 и 44 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем. К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы». Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.

Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо — так уладить все разногласия будет в разы проще.

Не требуйте

«Немедленно сообщите , почему вы меня остановили ! » — не самая лучшая формулировка , согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный , высокомерный тон , то каши уже явно не сваришь .

Инспектор обязан представиться , назвав свою должность , звание и фамилию , а также , если вы об этом попросите , показать удостоверение , затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться , а также пояснить причину остановки . Главное — выражать свои просьбы тактично .

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования , замечания , основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста , суть нарушения и конкретную норму закона , на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп . 43 , 45 , 50 Административного регламента ). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя — прямая обязанность сотрудника ДПС . «Качать права» — не лучшее решение , куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента .

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП , ФЗ « О безопасности дорожного движения » и Административного регламента. Каждый , кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения ( п . 11 Административного регламента и п . 1 . 3 ПДД ).

Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД . Нюансов много . К примеру , автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины : достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать , когда инспектор подойдет к вам ( п . 48 Административного регламента). Правда , если есть объективные обстоятельства , по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно , он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации . Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93 . 2 Административного регламента) . Раздражаться , удивляться , спорить в таких случаях не стоит , ведь это право сотрудника ДПС , которым он может воспользоваться . Кроме того , в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто .

Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).

Еще один из важных аспектов касается документов . Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том , чтобы они были без обложек , удерживающих устройств , лишних предметов , денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента) . Знание основных правил поможет избежать недопониманий .

Не оправдывайтесь

Водитель бывает в корне не согласен с тем , что он нарушил ПДД . Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило , он либо оправдывается , либо красноречиво доказывает , что ничего не нарушал . Хотя первое , что нужно сделать , это потребовать доказательства своей вины . К примеру , данные фото- видеосъемки , на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните , что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст . 1 . 5 КоАП РФ).

Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции . Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя ( п . 1 ст . 51 Конституции ).

Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт. В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени. Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой « С нарушениями не согласен . ПДД не нарушал ». Корректно настаивайте на том , чтобы в документе фигурировал термин « водитель », а не «нарушитель» . И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ). Не теряйтесь , не робейте , не идите на конфликт , просто запомните , на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем .

Не будьте голословными

Спор без фактов лишен смысла . Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы . Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно . Скажем , если вас остановили и утверждают , что во время движения вы были не пристегнуты , то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео , на которых будет четко видно , что это так . Если доказательств нет , а упор сделан на то , что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты , то можно ссылаться на ст . 12 . 6 КоАП РФ , в которой четко сказано , что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля . Из чего прямо следует , что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины , чтобы извлечь , к примеру , документы из кармана .

Если в машине есть видеорегистратор , который одновременно снимает и происходящее в салоне , и за его пределами , это подтвердит вашу позицию . Если же камеры нет , так же как и доказательств , а инспектор все равно настаивает на своем , попросите составить протокол и укажите все свои доводы , отметив , что прямых доказательств вашей вины нет .

Случаются также ситуации , когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть) . В этом случае тоже не стоит паниковать . Нужно объяснить сотруднику ДПС , что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец , если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности , то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов , опираясь на конкретные факты , а не на голословные заявления . Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций , какой бы ни была ситуация . Залог успешного диалога — вежливость и знание норм права .

Читать еще:  Затягивание дела кредитором и финансовым управляющим
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector