Идентификация личности при оплате ЖКХ
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Идентификация личности при оплате ЖКХ

УПРАВДОМновостиЖКХ

Все рубрики блога

Свежие комментарии

  • М к записи Как сменить управляющую компанию? Пошаговое руководство с образцами документов
  • Марина к записи Как сменить управляющую компанию? Пошаговое руководство с образцами документов
  • Зинаида к записи Узнать границы своего двора. Публичная кадастровая карта
  • Галина к записи Госдума одобрила новый порядок начисления ОДН
  • rossomaha к записи Как сменить управляющую компанию? Пошаговое руководство с образцами документов

Лучшие комментаторы

  • Зинаида (1)
  • М (1)
  • Марина (1)

СТАНЬ И ТЫ АКТИВНЫМ КОММЕНТАТОРОМ НА САЙТЕ

НАШ-УПРАВДОМ !

Лунный календарь

Читательница «АиФ–Новосибирск» Наталья Нифонтова обратилась в редакцию с жалобой. Она пришла в одну из касс городской платёжной системы новосибирского Академгородка, где много лет оплачивала коммунальные услуги, и хотела внести деньги. Однако у женщины попросили паспорт. «У меня не было его с собой, и тогда кассир отказалась проводить платеж, — возмущена Наталья Нифонтова. — Мне показали на информацию, вывешенную тут же. В ней ссылались на Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», который якобы предписывает предъявлять паспорт при оплате услуг. Тогда я пришла в банк, но и там не смогла заплатить! Потому что снова попросили паспорт и объяснили, что платёж должен пройти с идентификацией личности. А как же закон о защите персональных данных? Считаю, что это очередная дурь».

Мы позвонили по телефону, указанному в информационном листке, вывешенному рядом с кассой. Ответил оператор системы приёма платежей «Город», действующей на всей территории Новосибирской области. «Во всех организациях, которые работают с вышеназванной системой, уже введена идентификация, — пояснила оператор Яна. — В окне программы, в котором работает кассир, обязательно требуется внести серию и номер паспорта клиента. Причем это касается любой суммы — даже если речь идет о ста рублях».

Сотрудник также подчеркнула, что не только при оплате коммунальных услуг потребуется паспорт, но и Интернета, мобильной связи, штрафов, авиабилетов, интернет-игр. Это касается также электронных кошельков, ТСЖ, жилищных кооперативов, прочих некоммерческих организаций.

При оплате через терминалы самообслуживания, принимающие платежи по системе «Город», тоже придётся самостоятельно вводить серию и номер паспорта. «Если, к примеру, за коммунальные услуги платит не хозяин квартиры, а родственник или сосед, то он обязан вносить данные собственного паспорта, — уточнила оператор. — Принимая такие меры, мы опираемся на Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 110 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который направлен на усиление контроля за онлайн-платежами».

Не законно?

Вправе ли с нас требовать паспорт при оплате услуг? С этим вопросом «АиФ–Новосибирск» обратился к Павлу Яровому, председателю новосибирской коллегии адвокатов. «Действительно, закон предусматривает, чтобы организации, совершающие денежные операции, идентифицировали клиента. Они могут затребовать любые сведения. Но есть исключения: идентификация не нужна при операциях на сумму не более 15 тысяч рублей, либо в иностранной валюте на ту же сумму в рублёвом эквиваленте. То же касается покупки и продажи иностранной валюты на сумму не более 15 тысяч рублей. Правда, в том и другом случае работник, принимающий деньги, может потребовать паспорт, если у него возникает подозрение, что данная операция реализуется в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма». Но вряд ли это может касаться бабушки, вносящей деньги за квартиру. Проще говоря, если вы платите за услуги и сумма не превышает 15 тысяч рублей, то никаких законных оснований требовать паспорт нет».

По мнению Павла Ярового, ситуация, которая складывается с платежами, когда внесение даже мизерных сумм не обходится без установления личности, можно объяснить «суперперестраховкой» и боязнью, как бы чего не вышло. «Это незаконно, — подчеркнул адвокат. — Закон этого не предусматривает».

Если это так, почему же мы должны делать то, чего закон не предусматривает? Политолог Дмитрий Пучкин поделился своим мнением с читателями «АиФ–Сибирь»: «Это проявление тренда, что везде враги, — убеждён эксперт. — Этот тренд является одним из элементов квазитоталитарного строя, когда, с одной стороны, закручиваются гайки и, с другой, совершаются бессмысленные действия. В это время главная задача людей, от которых зависят рядовые граждане, — проявлять бдительность и действовать по принципу: лучше переусердствовать, чем недосмотреть. Естественно, в этой ситуации ущемляются наши права».

Похожие статьи

Если Вы считаете, что мой блог приносит людям пользу и информация размещенная на нем интересна, Вы можете заполнить форму подписки, и к Вам будут приходить новые статьи блога.

Присоединяйтесь в нашу команду “Наш-управдом”!

Защита ПДн при внесении их в платёжные документы и в ГИС ЖКХ

Мы продолжаем рассказывать о деятельности управляющих организаций и ТСЖ как операторов персональных данных жителей многоквартирных домов. Читайте о том, почему незапечатанные платёжные документы нарушают № 152-ФЗ и кто отвечает за защиту персональных данных, размещённых в ГИС ЖКХ.

В платёжных документах в силу закона указываются ПДн плательщиков

Обязанность УО выставлять платёжные документы в адрес собственников и нанимателей жилых помещений для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прописана в ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, п. 67 ПП РФ № 354.

Примерная форма такой квитанции, а также перечень обязательной для внесения в счёт информации прописаны в п. 69 ПП РФ № 354 и приказе Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, в платёжном документе обязательно указываются следующие сведения: адрес помещения, фамилия, имя и отчество собственника, наименование юрлица или данные об индивидуальном предпринимателе, сведения о задолженности, льготах и субсидиях, о количестве прописанных в помещении граждан и площади в собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 № 152-ФЗ, такая информация, напрямую или косвенно позволяющая идентифицировать человека, является его персональными данными. Управляющая организация, выполняющая условия договора управления многоквартирным домом, получает и обрабатывает такие данные в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ. На это ей не требуется согласие субъектов ПДн.

Такую позицию подтверждают и суды, в которые обращаются жители многоквартирных домов, считающие, что УО неправомерно используют их личные данные для выставления счетов за жилищно-коммунальные услуги. Например, в деле № 33-8182 Нижегородский областной суд отказал собственнику помещений в МКД в удовлетворении иска к управляющей организации.

Истец утверждал, что не давал согласия УО на обработку своих данных и указание их в ежемесячных квитанциях. Суд первой инстанции встал на сторону жителя дома и потребовал, чтобы организация убрала из платёжных документов ПДн истца. Но областной суд с такой позицией не согласился. Судья отметил, что обработка персональных данных необходима УО в силу закона – для выполнения условий договора управления. Согласия истца на это не требуется.

УО обязаны обеспечить защиту ПДн в квитанциях от случайного доступа к ним третьих лиц

УО не нужно получать согласие жителей многоквартирных домов на обработку их персональных данных при формировании платёжных документов для внесения платы за ЖКУ. Однако как оператор ПДн управляющая организация обязана не раскрывать третьим лицам эти данные, не распространять их и принимать меры для защиты ПДн от случайного доступа к ним (ст. 7, ч. 1 ст. 19 № 152-ФЗ).

Это напрямую касается защиты Пдн, указанных в квитанциях за ЖКУ. В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, УО выставляет жителям многоквартирных домов платёжные документы на бумаге или в электронном виде, размещая их в ГИС ЖКХ или иных информационных системах. Также счёт по письменному соглашению с собственником/нанимателем помещения может направляться ему по адресу электронной почты.

Ещё один способ получения жителем МКД платёжного документа – в информационном терминале. Это должно быть прописано в договоре управления или допсоглашении с конкретным собственником.

Электронная форма счёта – это новшество последних лет, которое обеспечивает максимальную защиту личных данных от доступа к ним третьих лиц. Но подобный способ доставки квитанций пока ещё не получил массового распространения.

Контрольные органы требуют конвертировать квитанции для защиты ПДн

Исторически сложилось, что УО и ТСЖ направляют жителям домов платёжные документы на бумаге по почте или разносят по почтовым ящикам самостоятельно. При этом чаще всего счёт представляет собой лист формата А4 (половину А4) в раскрытом виде.

Такой формат и способ доставки счетов не защищает персональные данные, указанные в квитанциях, от случайного доступа к ним сторонних лиц, особенно если часть почтовых ящиков в доме сломана. Это прямое нарушение требований конфиденциальности и безопасности личных данных жителей многоквартирного дома.

Платёжные документы должны быть запечатанными в конверт либо свёрнуты таким образом, чтобы указанные в них ПДн были скрыты. Именно такой позиции придерживаются контрольно-надзорные органы – Роскомнадзор и прокуратура. Например, к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за доставку счетов в незапечатанном виде была привлечена одна из УО Костромской области.

Читать еще:  Возврат тротуарной плитки

В судебной практике также можно найти примеры, когда суд признавал управляющую организацию виновной в распространении ПДн жителей многоквартирных домов, доставляя бумажные счета за ЖКУ в неконвертируемом виде.

В деле № 2-549 прокуратура подала иск с требованием обязать управляющую организацию обеспечить защиту личных данных, запечатав доставляемые платёжные документы в конверты. Прокурор отметил, что для доставки квитанций в открытом виде субъекты ПДн должны дать на это письменное согласие. В ином случае подобные действия являются нарушением норм № 152-ФЗ.

Суд согласился с доводами прокуратуры и обязал УО принять меры по защите ПДн жителей многоквартирного дома, а также получить их письменное согласие на обработку их личных данных. Подобные выводы приведены и в других судебных решениях, например, по делам № 2-2061/2013, № 2-1913/2013.

Персональные данные в ГИС ЖКХ должны размещаться в закрытой части

Персональные данные жителей многоквартирных домов управляющие организации также размещают в ГИС ЖКХ в составе информации, которую они обязаны раскрывать согласно приказу № 74/114/пр. Делают они это в силу закона, поэтому не обязаны получать на такую обработку ПДн согласие их субъектов.

Персональные данные содержатся в сведениях о собственниках и нанимателях помещений, в размещённых в системе протоколах общих собраний собственников, в платёжных документах.

В ГИС ЖКХ заносятся фамилия, имя и отчество собственника, адрес помещения в его собственности, место жительства, СНИЛС, пол, сведения о льготах и субсидиях, о задолженности и иные личные данные, которые относятся к ПДн. ТСЖ размещает в системе информацию, которая позволяет идентифицировать председателя, членов правления, членов товарищества.

При этом персональные данные, которые УО и ТСЖ размещают в ГИС ЖКХ в силу закона, должны заноситься в закрытую часть системы (пп. 12 п. 2 № 74/114/пр). При этом УО и ТСЖ, являясь операторами таких ПДн, несут ответственность за защиту личных сведений граждан, даже если какую-то информацию по агентскому договору вносит в ГИС ЖКХ подрядчик или расчётный центр.

Особенно внимательными УО необходимо быть при внесении в ГИС ЖКХ протокола ОСС и обязательных приложений к нему, ведь в этих документах содержится большой объём личных данных собственников помещений в доме: ФИО каждого собственника, сведения о собственности и адресе помещения, реквизиты правоустанавливающих документов. Протокол с приложениями вносится в закрытую часть системы.

За нарушение требований № 74/114/пр и № 152-ФЗ штрафуют по разным статьям КоАП РФ

Перед жителями многоквартирных домов за нарушения требований № 152-ФЗ при обработке персональных данных отвечает управляющая организация (ч. 5 ст. 6 № 152-ФЗ). Если у организации заключён договор с подрядчиком, по которому он размещает информацию в ГИС ЖКХ,то он несёт ответственность за свои действия с ПДн не перед субъектами данных, а перед управляющей организацией.

Нарушения в области работы с персональными данными в ГИС ЖКХ можно разделить на две группы: недочёты в ра­боте с ГИС ЖКХ и ошибки в работе с персональ­ными данными в системе.

При неполном размещении данных в системе или внесении недостоверных сведений УО могут оштрафовать по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Если УО нарушила правила работы с ПДн в системе, например, без согласия собственников передала их третьим лицам по агентскому договору, то её привлекают к ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.

При этом по первой статье протокол составляет орган ГЖН, а по второй – Роскомнадзор или прокуратура. Орган ГЖН не имеет права привлекать УО к ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. За одно нарушение организацию могут наказать только один раз по одной статье.

На заметку

Несмотря на то, что УО не обязана получать согласие жителей дома на обработку ПДн в силу договора управления она несёт ответственность за защиту их личных данных.

Поэтому, чтобы не оказаться в суде по иску надзорного органа о нарушении № 152-ФЗ от прокуратуры или одного из собственников, управляющей организации следует:

  1. Предусмотреть в договоре управления согласие жителей МКД на доставку платёжных документов в раскрытом виде в их почтовые ящики, либо же учесть траты на конвертирование счетов в размере платы за содержание помещения.
  2. В агентском договоре с расчётными центрами прописать пункты о защите персональных данных плательщиков при формировании и доставке квитанций за ЖКУ в почтовые ящики.
  3. Внимательно подходить к размещению информации, содержащей персональные данные, в ГИС ЖКХ, загружая их в закрытую часть системы. Даже при заключённом с подрядчиком договора на размещение данных в системе ответственность за защиту ПДн перед их субъектами несёт управляющая организация.

Все, что вы хотели знать про идентификаторы платежного документа ГИС ЖКХ: где взять и какую информацию они несут?

ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйств)– система многозадачная. В ней хранятся не только данные по жилым домам и объектам, не относящимся к жилым, но также получающим услуги от коммунального хозяйства. Очень важно понимать, каким образом осуществляется контроль в ее работе, и как эта система регулирует положение операторов приёма платежей?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Операторы по приему перечислений

Согласно известным данным, система ГИС ЖКХ состоит из двух частей: первой, открытой, к которой имеют доступ все физические лица, которые после прохождения процедуры регистрации на ресурсе. Эта часть позволяет пользователю узнать сведения о собственном жилом доме, его управляющей компании, а также – оплатить поступившие гражданину счета на оплату коммунальных услуг, воспользовавшись личным кабинетом.

Вторую часть информации могут видеть и изменять в пределах своей компетенции только те физические лица, что были идентифицированы и аутентифицированы в ЕСИА, а также организации (управляющие компании, ТСЖ) и представители органов государственной власти либо внебюджетных государственных фондов.

Логично будет предположить, что, раз у гражданина, пользующегося ГИС, имеется возможность оплатить коммунальные счета прямо в системе, то доступ к ней имеют также и операторы, которые занимаются приёмом платежей.

Это действительно так – операторы, принимающие платежи по коммунальным услугам, имеют доступ к ГИС ЖКХ.

По общему правилу, оператор системы размещает в ГИС перечень функций, доступных пользователям. В дальнейшем всё зависит от того, имеется ли информация, на основании которой оператору были выданы его полномочия, в соответствующем реестре.

Если она присутствует, все функциональные возможности становятся доступны пользователям-гражданам сразу же. Если таких сведений в реестре нет, то функции будут заблокированы. Лишь после поступления нужных данных в реестр у оператора появятся соответствующие полномочия.

Чтобы оператор по приёму платежей либо платежный агент получили полномочия в ГИС, им необходимо не только дождаться поступления данных в реестры системы, но и загрузить в неё самостоятельно электронные копии соглашений и иные требуемые данные для подтверждения полномочий.

Но они могут быть утеряны и раньше по следующим причинам:

  • отзыв;
  • тот, кто получил полномочия, от них откажется;
  • закончатся полномочия пользователя, от чьего имени совершались действия;
  • будут отсутствовать или прекратятся основания для того, чтобы такие полномочия действовали;
  • обнаружится факт того, что пользователь при подаче заявки на предоставление полномочий использовал не соответствующие действительности сведения.

Что содержит в себе 18-значный код?

В самом начале работы с системой появляется немало новых терминов, и словосочетание «идентификатор платёжного документа» вполне можно к ним отнести. Что же стоит понимать под этим понятием, и из каких составных частей оно складывается?

Это – информация о платёжной квитанции, передаваемая в ГИС в кодированном особым способом виде и содержащая в себе сведения о:

  1. Идентификаторе жилищно-коммунальной услуги.
  2. Самом платёжном документе.

Внешнее выражение самого идентификатора состоит из восемнадцати элементов, каждый из которых имеет собственное числовое либо буквенное выражение.

Первые тринадцать разрядов полностью соответствуют идентификатору жилищно-коммунальной услуги, четырнадцатый представляет собой знак дефиса, номера с пятнадцатого по восемнадцатый – номер документа в ЕЛС в следующем порядке: последняя цифра года, которым выписан документ, месяц (обозначение занимает сразу два разряда) и номер документа в этом месяце.

Где его взять?

С тем, что данное обозначение из себя представляет, мы разобрались. Возникает следующий, вполне закономерный вопрос: где его можно найти?

С внедрением системы ГИС и появлением новых идентификаторов изменились и шаблоны платёжных документов.

Если такой информации на полученной вами платёжной квитанции не имеется, вы имеете право обратиться в товарищество собственников жилья либо управляющую компанию (зависит от того, на какой основе осуществляется управление вашим домом) с требованиями об устранении недостатка платёжного документа и предъявлении принадлежащего ему платёжного идентификатора.

Читать еще:  Возврат НДС с автомобиля

На фото вы можете увидеть, как выглядит квитанция и где находится идентификатор платёжного документа на нем.

Какие бывают квитанции?

В ГИС ЖКХ существует Единый реестр платёжных документов, однако квитанции, находящиеся там, не единообразны и разделяются на несколько видов в соответствии с тем, для чего они предназначены. Так, в реестре вы сможете найти такие виды счетов на оплату, как:

  • за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • только за коммунальные услуги;
  • иные платёжные документы.

Каждый платёжный оператор с помощью функционала системы может воспользоваться шаблоном для создания квитанций, внеся в него все сведения, которые необходимы.

Полномочия и обязанности агентов системы

В начале стоит разобраться в том, кто выступает платёжным агентом, какие полномочия и обязанности имеет данное лицо.

Платёжный агент – это юридическая организация либо физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя. Их деятельность регламентируется ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В соответствии с нормами данного правового акта лицо, принявшее денежные средства, которые должны быть направлены на исполнение обязательства лица, передавшего денежные средства, перед поставщиком.

Агент, принявший средства, обязан зачислять их на специальный расчётный счёт.В последующем именно с него и будет совершена оплата квитанции гражданина, передавшего деньги.

Стоит заметить, что, вопреки первоначально складывающемуся мнению, организации, занимающиеся выдачей кредитов, к платёжным агентам не относятся.

В ГИС ЖКХ агенты регистрируются также, как это совершают операторы платежей
. Полномочия, им предоставляемые, также зависят от наличия данных в реестрах, и не могут быть дилегированы до тех пор, пока не поступит соответствующего подтверждения.

Срок, на который такие полномочия выдаются, а также условия использования ГИС, обязанности, взятые на себя агентом, и основания, из-за которых полномочия могут быть прекращены (в том числе досрочно), не имеют существенных отличий от положения платёжного оператора.

С развитием информационных технологий стало возможным не только моментально узнать информацию о жилом доме, но и о том, кто осуществляет им управление.

Активно внедряющаяся в сферу ЖКХ система ГИС предлагает своим пользователям достаточно широкий функционал в поиске необходимых сведений, так или иначе связанных с ЖКХ, и немаловажным становится возможность оплаты услуг прямо в системе.

О том, какие в ней действуют платёжные документы, как их идентифицируют и кто вправе принимать оплату – об этом было рассказано в данной статье.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Идентификация личности при оплате ЖКХ

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в связи с обращениями потребителей на работу платёжных агентов, в частности, на задержку полученных от плательщиков денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, разъясняет.

Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила № 354), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ (далее по тексту Закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно части 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Таким образом, из перечисленных норм следует, что потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.

Обращаем внимание потребителей ЖКУ, что поставщик ЖКУ обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей. А платёжный агент в месте приёма платежей обязан довести до плательщиков информацию о наименовании поставщика ЖКУ и реквизиты договора.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

Деятельность платёжных агентов не лицензируется!

Вопрос: Обязательно ли размещать единый лицевой счет, предназначенный для идентификации помещения и потребителя, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)

Обязательно ли размещать единый лицевой счет, предназначенный для идентификации помещения и потребителя, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормативно-правовые акты не обязывают указывать в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, единый лицевой счет, предназначенный для идентификации помещения и потребителя, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, равно как и не содержат запрета для включения этого идентификатора в реквизиты плательщика.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься либо на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационной системе. Такой информацией являются сведения о начислениях, размещенные в системе, а также содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. При этом ч. 2.3 ст. 155 ЖК РФ определено, что информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в информационной системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном потребителю. При несоответствии этих сведений достоверной считается информация, размещенная в информационной системе.

Читать еще:  Как произвести расчет коммунальных услуг в общежитии?

В п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее – Правила), также указано, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Данному правилу корреспондирует ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, предусматривающая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Из приведенных положений следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Одновременно с представлением платежного документа на бумажном носителе или в электронной форме обязательным является размещение информации о размере платы в ГИС ЖКХ. Но ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, определяющая последствия неразмещения платежных документов и информации о размере платы в информационной системе, начнет действовать только с 1 января 2018 г. (на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 1 января 2020 г.)*(1). И суть этих последствий заключается лишь в переносе срока внесения платы до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором в ГИС ЖКХ появилась соответствующая информация.

В связи с этим любая, в том числе и ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана в соответствии с п. 67 Правил предоставить потребителям платежные документы до первого числа месяца, следующего за предыдущим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Требования к содержанию платежного документа, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, установлены п. 69 Правил. Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также Методические рекомендации по её заполнению утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 N 924/пр (далее – Приказ). При этом ни Правила, ни Приказ не упоминают о таком обязательном реквизите платежного документа, как единый лицевой счет плательщика. Однако, учитывая, что форма платежного документа является примерной, ничто не препятствует исполнителю включить его в реквизиты плательщика (п. 2 Методических рекомендаций).

Согласно п. 115 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее – Порядок), единый лицевой счет – это уникальный идентификатор, представляющий собой цифровой и (или) буквенный и (или) символьный код в системе помещения лица, которое пользуется на праве собственности или ином законном основании помещением и за которое данное лицо в соответствии с жилищным законодательством обязано вносить плату (далее – потребитель). Он формируется ГИС ЖКХ автоматически и идентифицирует в совокупности следующие сведения: информацию о помещении и информацию о потребителе, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги. С 1 июля 2017 г. единый лицевой счёт входит в состав обязательной информации, необходимой для внесения платы за занимаемое потребителем помещение (пп. 2.1 п. 124 Порядка).

Платежный документ на бумажном носителе или в электронной форме выполняет иные функции. Он применяется для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем коммунальных услуг, доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, указание которой предусмотрено Правилами, и т.п. (п.п. 3, 4 Методических рекомендаций).

Соответственно, внедрение ГИС ЖКХ, на наш взгляд, не освобождает исполнителей коммунальных услуг от предоставления потребителям платежных документов, являющихся основанием для оплаты этих услуг, на бумажном носителе или в электронной форме (по согласованию). Не имея платежного документа с указанием соответствующей суммы и реквизитов для оплаты, потребитель коммунальных услуг лишен возможности своевременно проверить выставленные счета, лишен права выбора способа оплаты, а также лишен возможности произвести оплату коммунальных услуг иным способом, чем нарушаются его права, как потребителя (ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I “О защите прав потребителей”). В этой связи обратите внимание на судебную практику: решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2016 по делу N А55-9507/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 22.03.2017 по делу N 33-3065/2017, решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа Воронежской области от 09.02.2016 по делу N 2-379/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.04.2015 по делу N 33-5481/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 05.03.2015 по делу N 33-1002/2015. К тому же не все потребители имеют возможность пользоваться электронными ресурсами. Так, например, Левобережный районный суд г. Воронежа, обязывая исполнителя направлять потребителям платежные документы, исходил из того, что исполнитель не подтвердил наличие у потребителя технической возможности использования платежного документов в электронной форме, размещенного в системе (решение Левобережного районного суда г. Воронежа Воронежской области от 11.03.2016 по делу N 2-94/2016).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

*(1) Статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел “Правовая поддержка” (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу “Правовая поддержка” Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector