Если одноклассник угрожает однокласснице по смс
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Если одноклассник угрожает однокласснице по смс

Что делать, если тебе угрожают в школе

Школьные конфликты — это не редкость в любом классе, даже если это самая элитная школа найдётся пара сверстников, которые будут демонстрировать превосходство в физической силе над окружающими или прикрываться влиянием своих родителей. Такое поведение неблагоприятным образом отражается на психологическом состоянии других детей, которые начинают бояться чужих угроз и отказываются ходить на занятия. Задача каждого родителя – защитить своего ребёнка, а значит, они должны знать, что делать, если тебе угрожают в школе.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с угрозами ребенку в школе, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с угрозами, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Ребёнку угрожают: что нужно сделать в первую очередь

Самое первое, что нужно сделать в этой ситуации – обратить внимание классного руководителя и администрации учебного заведения на то, что такие ситуации имеют место быть. На имя директора школы пишется заявление с просьбой оградить вашего ребёнка от учеников, проявляющих криминальные наклонности, и принять меры по устранению подобного поведения впредь. Как правило, на основании такого обращения проводятся встречи руководства школы с родителями детей, угрожающих другим, беседы психолога непосредственно с теми, на кого поступила жалоба и прочие воспитательные меры. Часто этого бывает достаточно, чтобы уладить ситуацию, т. к. образовательные учреждения не желают распространения конфликта.

Чтобы успокоить своего ребенка и обеспечить ему постоянную поддержку и защиту, можно купить мобильный телефон с функцией слежения и встроенной тревожной кнопкой.

Важно! Первое время, пока ситуации утихнет, лучше встречайте ребёнка по дороге из школы домой. Если речь идет о подростке, который в силу возрастного периода категорично отказывается от этого, сделайте встречи «случайными», периодически чередуясь с родственниками.

Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

Если обращение к директору результата не принесло и ребенку угрожают в школе или обижают по-прежнему, то можно написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних. В документе необходимо объяснить ситуацию и попросить специалистов принять соответствующие меры. Нередко эта мера быстро даёт желаемый результат, т. к. при вмешательстве данной структуры начинают бояться уже родители тех детей, которые угрожают другим, как и сами подростки.

Стоит ли обращаться в полицию, если угрожают в школе

Если перечисленные меры не помогли, что тоже нередко случается, когда речь идет о подростках-старшеклассниках, а угрозы при этом стали более жестокими, то следует перейти к более решительным действиям. Стоит вспомнить, что угроза – это разновидность психологического насилия, а законодательство РФ предусматривает разные меры защиты граждан от данного рода посягательств. Поэтому, если школьнику угрожают сверстники или старшеклассники, можно рассчитывать на помощь правоохранительных структур. Только перед обращением к ним лучше всего обратиться к юристу, который оценит правовую сторону ситуации. Ведь есть случаи, за которые предусмотрено даже наказание по Уголовному кодексу (если, конечно, обидчикам более 16 лет).

Для подачи заявления необходимо прийти в отделение полиции, здесь его обязан принять участковый. В документе нужно четко, без лишних эмоций изложить причину обращения и суть просьбы. Пишется заявление на имя начальника отдела, составляется в двух экземплярах (на одном из них, который остается у вас, проставят отметку о принятии документа).

Что делать, если угрозы и запугивания закончились появлением синяков или ссадин

Если ребенку угрожают, и после очередного учебного дня он пришел из школы с синяками или ссадинами, необходимо срочным образом обратиться в ближайший травмпункт. Врач зафиксирует наличие телесных повреждений (побоев), даже если они лёгкой степени тяжести, и эту справку нужно будет приложить к заявлению в полицию.

Важно! Если угрозы перешли в рукоприкладство, то полиция не оставит дело без внимания, а в зависимости от степени вреда, причиненного здоровью ребёнка, возможна и дальнейшая подача иска на возмещение ущерба (за несовершеннолетнего такую ответственность несут его родители).

Угрозы и запугивания в законодательстве

Законодательством предусмотрены разные методы борьбы с запугиванием, но все зависит от обстоятельств и от того, чем конкретно угрожают ребёнку. Например, если запугивание касалось причинения тяжкого телесного вреда, и при этом были абсолютно реальные основания не сомневаться в их реализации, то это деяние рассматривается как «преступное» и подлежит ответственности по ст. 119 УК РФ.

Не любое запугивание и не каждый случай того, когда школьнику угрожают (одноклассник, старшеклассник, работник школы или родители другого ученика) подводится под уголовно-правовую оценку. Здесь важным нюансом становится определение, является ли угроза достаточной для возбуждения дела? Один из критериев — насколько реально потерпевший ребенок воспринимает серьезность угроз и уверен в их выполнимости. Ведь тяжким вредом здоровью называют потерю органа (или прекращение его функционирования), обезображивание лица, серьёзное повреждение головы, потерю способности самостоятельно передвигаться и пр. Нередко тот, кто запугивает и угрожает, для подтверждения реальности своих угроз прибегает к нанесению небольших телесных повреждений, показывая, что это только «начало». В обязательном порядке эти повреждения должен зафиксировать врач.

Почему без юриста не обойтись

Нередко школьникам угрожают также изнасилованием, обезображиванием, а случается, что запугивание используют для вымогательства денег. Иногда причиной становятся хулиганские побуждения, а иногда – ненависть по национальной или религиозной принадлежности. Поэтому у данного дела может быть слишком много нюансов и видов воздействия на основании разных статей УК. Опытный юрист обязательно поможет вам разобраться, как поступить дальше, т. е. если ребенку в школе угрожают и к кому обращаться или что делать вы не знаете – начните с него, юридическая консультация нужна, чтобы действительно защитить своего ребенка.

Что делать если ребенку угрожают физической расправой в школе?

Вашему ребенку угрожают физической расправой в школе? Не всегда возможно сразу разобрать, насколько угрозы реальны. Но в любом случае, в каждой ситуации необходимо разбираться досконально, ведь подобные ситуации могут не только негативно сказаться на нормальном развитии несовершеннолетнего, но и иметь реальные последствия в виде причинения вреда здоровью.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с угрозами ребенку, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Моему ребенку угрожают в интернете, куда обращаться?

Жестокость современных подростков изощрена, и не стоит пытаться просчитывать их поведение, когда речь идет о защите собственного ребенка. Угрозы, поступающие через интернет (в социальных сетях, по электронной почте), можно зафиксировать. Тот, кто пишет сообщения с давлением, фактически собственноручно собирает на себя негативное досье.

Алгоритм действий достаточно простой:

  1. В обязательном порядке зафиксируйте все тексты (как минимум, сделайте скриншоты переписки, если речь идет не о письмах электронной почты, которые не могут удалиться отправителем). Если вы настроены серьезно, вплоть до того, чтобы довести дело до суда, потребовать возмещения морального ущерба и т.д., необходим нотариально заверенный скриншот. Для этого у нотариуса составляется «Акт осмотра страницы в сети «Интернет».

Пытаться в ответ пригрозить принятием каких-либо мер – бессмысленно. Это лишь раззадорит хулигана, а вам могут вменить ст. 5.61 КоАП, как минимум, посчитав ваши несдержанные посылы в адрес ребенка оскорблением, и обвинить встречно в угрозе.

Для более быстрого и грамотного разрешения конфликта советуем сразу обратиться за помощью к опытному юристу.

Если угрожают в школе – алгоритм действий для родителей

Первое, что советуют сделать в таких случаях – поговорить с самими подростками-хулиганами. Однако делать этого наедине не стоит, так как в противном случае вас могут обвинить в угрозах несовершеннолетним. Если общаться с данными лицами, то только в присутствии педагогов или родителей.

Прежде всего, необходимо связаться с классным руководителем учебного заведения, директором школы. Вопрос можно поставить и на родительском собрании, чтобы все были в курсе происходящего – резонанс, во многих случаях, приструняет агрессивное поведение хулигана.

Возможна личная либо в присутствии представителя школы беседа с отцом или матерью каждого ребенка, угрожавшего потерпевшему. Но это действует лишь при адекватности родителей и готовности идти на диалог.

В более сложных ситуациях следует сразу:

  • обратиться с заявлением в правоохранительные органы – полицию. Официально, чтобы зафиксировали факт в специальном журнале (еще лучше, если на вашем экземпляре будет поставлен номер и дата входящего документа);
  • обратиться в прокуратуру, можно сразу на личный прием к начальнику отдела по делам несовершеннолетних и молодежи.
Читать еще:  Возможно ли отчисление из института по собственному желанию?

И орган внутренних дел, и орган прокуратуры вправе 30 дней рассматривать ваше обращение согласно Приказу МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказу Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», однако в подобных ситуациях, меры принимаются в короткие сроки.

Угрозы, поступающие в школе от подростков, не всегда просто доказать. Как правило, всё строится на свидетельских показаниях, а свидетелями, зачастую, выступают несовершеннолетние.

В обоих ситуациях – и при угрозах в школе, и при угрозах в сети интернет – в возбуждении уголовного дела по ст. 119 Уголовного кодекса РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) отказывают, если не было предпринято активных действий на осуществление высказанной угрозы. Но хулиганские действия однозначно будут пресечены. Все хулиганы будут поставлены на учет в полиции и в отделе по делам несовершеннолетних. Кроме того, можно будет обратиться в суд в частном порядке к родителям хулиганов за компенсацией морального вреда.

Если у вас остались вопросы относительно того, что делать в случае, если вашему ребенку угрожают в школе, обратитесь за помощью к нашим специалистам, которые проанализируют ситуацию и помогут разрешить конфликт в краткие сроки, окажут содействие в защите прав и интересов вашего ребенка.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Что делать и куда обращаться, если угрожают ребенку физической расправой в школе

Конфликты между школьниками — достаточно распространенное явление. Они возникают даже в элитных учебных заведениях. Но подобные ситуации могут сопровождаться запугиванием человека. Сын или дочь могут бояться выходить из дома, посещать занятия. Родителям необходимо знать, что делать, если ребенку угрожают в школе.

Порядок пресечения запугивания в школе

Если законный представитель несовершеннолетнего столкнулся с запугиванием подопечного, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выяснить, кто именно и каким образом его обижает;
  2. Если у несовершеннолетнего имеются синяки или ссадины, зафиксировать их в медицинской организации;
  3. Донести эти сведения до классного руководителя и руководства школы, написав заявление;
  4. Обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, если беседы с руководством образовательной организации не помогли.

Если запугивание исходило от старшеклассников, достигших возраста уголовной ответственности, родитель вправе обратиться в полицию с заявлением.

Первоочередные действия

В первую очередь необходимо выяснить у сына или дочери, кто именно и каким образом его запугивает. Эти сведения нужно донести до руководства образовательного учреждения и классного руководителя.

Для этого потребуется написать заявление. Документ можно оформить в свободной форме, но важно указать следующие сведения:

  • Ф. И. О. директора, на имя которого оформляется документ;
  • сведения о заявителе;
  • информацию об ученике;
  • подробное описание сложившейся ситуации с отражением Ф. И. О. лиц, которые обещали нанести увечья;
  • просьбу о принятии мер для пресечения подобного поведения;
  • дату и личную подпись.

В большинстве случаев на этом этапе запугивание пресекается, поскольку образовательная организация не пожелает распространения информации о ситуации за пределы школы.

Будут проведены встречи с родителями проблемных учеников, беседы с привлечением психолога.

Совет! Чтобы успокоить ребенка и обеспечить психологическую поддержку, следует первое время встречать его со школы. Если несовершеннолетний учится в старших классах и не желает подобной опеки, можно организовать «случайные» встречи с родственниками после занятий.

Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

Если обращение к администрации школы желаемого результата не принесло, целесообразно написать жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних. В тексте документа также необходимо указать:

  • информация о заявителе;
  • сведения о пострадавшем;
  • данные обидчиков;
  • подробное описание сложившейся ситуации с указанием конкретных угроз;
  • просьбу о принятии мер для пресечения негативного воздействия;
  • дату и личную подпись.

Эта мера зачастую дает результат, поскольку родители детей, которые нарушили законодательство, не желают вмешательства этого органа.

Обращение в правоохранительные органы

Если вышеперечисленные меры не помогли, и обещания расправы исходят от учащихся старших классов, целесообразно привлечь правоохранительные органы.

Угроза — это психологическое насилие. Законодатель предусмотрел меры воздействия на нарушителей.

Если угрозы исходят от детей — следует обратиться в отделение полиции и подать жалобу в ПДН, в которой указываются:

  • данные начальника отдела;
  • данные заявителя;
  • сведения о школьнике и лицах, от которых исходят обещания расправы;
  • подробное изложение причины обращения;
  • просьба о принятии мер;
  • дата и подпись.

Если же угрозы поступают от взрослых — заявление подается участковому или через дежурную часть.

Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на руках у обратившегося.

Если угрозы сопровождались побоями, необходимо обратиться в травмпункт и зафиксировать их.

Важно! Если к несовершеннолетнему применялось насилие, полиция не вправе оставить без внимания такую жалобу. Законные представители имеют право в дальнейшем взыскать причиненный ущерб посредством подачи иска в суд.

Законодательная основа уголовной ответственности за угрозы

Законодатель устанавливает уголовную ответственность, если гражданин угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, в статье 119 УК РФ.

При этом угроза может осуществляться в:

  • устной форме, посредством звонков или высказываний лично;
  • письменной форме в виде писем, сообщений.

Для данного деяния характерны следующие черты:

  • нечасто реализуется при свидетелях;
  • действия угрожающего должны быть умышленны и направлены на исполнение обещанного;
  • угрожающий может находиться в неадекватном состоянии;
  • лицо, которому угрожают, должно воспринять и поверить в обещания причинения вреда или лишения жизни;
  • обещание расправы часто сопряжено с другим преступным деянием, к примеру, побоями или вымогательством.

Скачать для просмотра и печати:

Вред этим преступлением наносится психическому состоянию потерпевшего. Поэтому для квалификации обещаний расправы по ст. 119 важно доказать, что он воспринял их всерьез и опасался наступления последствий.

Виды угроз

Для применения данной статьи необходимо, чтобы человеку угрожали физической расправой или причинением тяжкого вреда здоровью. Понятие подобных повреждений содержится в статье 111 УК РФ. Это могут быть действия, которые повлекут:

  • утрату органа или части тела;
  • потерю слуха, зрения, речи;
  • обезображивание лица;
  • расстройство психики;
  • иные серьезные последствия.

Обещание причинить вред, который не будет классифицирован, как тяжкий, не повлечет уголовной ответственности.

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Возраст уголовной ответственности по данному преступлению наступает с 16 лет. Поэтому осуждены за подобные действия могут быть только учащиеся старших классов. Однако, если сына или дочь запугивает одноклассник, младше 16 лет, или в его словах не было обещания причинить тяжкий вред, родителям также необходимо предпринять активные действия для пресечения негативного воздействия.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли. Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях. Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям. А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Читать еще:  Как не включать в приватизацию несовершеннолетнего ребенка

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

За партой с агрессором. Что делать, если одноклассник вашего ребёнка “псих”?

Фото: © EAST NEWS

В самой обычной школе может учиться совсем не обычный ребёнок. Он здоров, может, умён, но он не просто мешает учиться детям, он угрожает, плюётся, он вовсе не похож на других. Такие дети далеко не всегда учатся в коррекционных классах, они могут оказаться за одной партой с любым. Лайф — о том, как можно справиться с малолетним агрессором легально и “по-детски”.

Одноклассник сына обещал заколоть его вилкой

Мишу не принимали за своего. Ребята называли его противным и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой. В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал. В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным “творчеством”. Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов. К третьему классу это становилось уже не так легко. Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону. При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку один день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то, что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

— Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, — с волнением рассказывает мама одноклассника. — Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: “Убью”.

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

— Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, — рассказывает Лайфу мама одноклассника грозного Миши. — На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних. Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Читать еще:  Управление общественным транспортом

Когда не знаешь, чего ожидать

— Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик — Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше — то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил. У кого длинные косички — привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, — рассказывает мама третьеклассницы Алины. — Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки. Он у них “талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык”.

На родительских собраниях гвоздём программы всегда был Илья, но и у него было алиби — справка. Тем не менее “адекватный” третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

— Мой сын очень впечатлительный, — говорит мать одноклассника Ильи. — Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, “запачкать”.

По ту сторону баррикад

— Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать “Не кричи на меня!” и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра “узаконенного” агрессора.

— С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в “свой мир”: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его “другом”, которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка — и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

— Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра.

Забудьте о “правиле школьного двора”, но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, — первые шаги к реальной агрессии в обществе.

— По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате. Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр. Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный — в частности, умение сопереживать. И последний недоразвит не только у детей, — говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

— Первые два класса — это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу. Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, — говорит Варская. — Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки “хорошим справкам”, родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

— Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, — рассказывает специалист.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

— Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях — это не значит ябедничать или предавать. Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, — это абсолютное право каждого, — советует Варская. — Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи — спорный вопрос. Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

— Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, стоит.

— Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, — говорит психиатр. — Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

— В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ. — Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: “Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей”. Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

— Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы.

— Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребёнок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей, — объясняет директор.

Каждый случай — это отдельная история со своими особенностями и моментами.

— Перевод ребёнка в другой класс — это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор. — Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector