Действия при смене руководителя в бюджетном учреждении
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Действия при смене руководителя в бюджетном учреждении

Действия при смене руководителя в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы пошаговые действия (инструкция) при изменении названия автономного учреждения?

Наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества, включается в уставе автономного учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, далее – Закон N 174-ФЗ).
Утверждение устава автономного учреждения и внесение в него изменений относится к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением (п. 1 ст. 9 Закона N 174-ФЗ). Предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения рассматриваются наблюдательным советом учреждения (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ). Последний дает рекомендации по соответствующему вопросу, а окончательное решение принимается учредителем автономного учреждения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета (ч. 2 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, решение об изменении наименования автономного учреждения и о внесении соответствующих изменений в устав учреждения должно быть принято учредителем в лице Министерства социального развития Московской области (п. 5 постановления Правительства Московской области от 15 декабря 2010 г. N 1111/58, п. 662 приложения к постановлению Правительства Московской области от 29 ноября 2016 г. N 892/44, Порядок внесения изменений в уставы государственных учреждений Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 9 декабря 2010 г. N 1091/57 (п.п. 27-30 указанного Порядка)).
В едином государственном реестре юридических (далее – ЕГРЮЛ) содержатся, в частности, сведения о полном и сокращенном (если таковое имеется) наименовании, а также фирменном наименовании для коммерческих организаций на русском языке (пп. “а” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, далее – Закон N 129-ФЗ). Если иное не установлено Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Организация считается переименованной со дня внесения регистрирующим органом сведений в ЕГРЮЛ. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ), а моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, смотрите также материал: Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица).
Утвержденные учредителем изменения в устав учреждения или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Для государственной регистрации изменений в уставе учреждению согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:
– соответствующее решение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
– заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), подписанное заявителем. Заявителем в этом случае выступает руководитель автономного учреждения (пп. “а” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ); если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
– изменения, вносимые в устав учреждения, или новая редакция устава учреждения;
– документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 рублей – пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр, направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, устав в новой редакции или изменения, внесенные в устав, с отметкой регистрирующего органа направляются регистрирующим органом учреждению в порядке и способами, указанными в п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, а информация о внесении записи в ЕГРЮЛ размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
После государственной регистрации новой редакции устава (изменений в устав) учреждения в срок не позднее десяти рабочих дней автономное учреждение обязано представить в Министерство социального развития Московской области и в Министерство имущественных отношений Московской области (п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. N 842/27) копии новой редакции устава (изменений в устав) с отметкой о государственной регистрации, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельств о регистрации всех изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы учреждения, выданных по месту регистрации (п. 30 вышеупомянутого Порядка).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Обязательны ли причины, чтобы сменить руководителя бюджетного учреждения?

Автор: Слесарев С. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Обязательно ли нужны причины, чтобы сменить руководителя бюджетного учреждения? Или учредитель может принять безмотивное решение о расторжении трудового договора с руководителем?

1. Руководитель бюджетного учреждения такой же работник, как все, только с особым статусом, потому к его увольнению применимы общие положения ТК РФ с учетом особенностей, установленных в его гл. 43 ТК РФ (ст. 273 ТК РФ). Так трудовой договор с руководителем может быть расторгнут (ст. 77, 278 ТК РФ):

по инициативе самого руководителя («по собственному желанию») – для этого руководитель предупреждает работодателя об увольнении не позднее чем за один месяц (ст. 80, 280 ТК РФ);

по обоюдному согласию – по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);

по инициативе работодателя, в том числе за совершение руководителем виновных действий – дисциплинарных проступков, например прогула;

по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), – призыв на военную службу, лишение свободы по приговору суда, смерть и т. п. ;

истечение срока срочного трудового договора (ст. 79 ТК РФ).

Помимо этого в ст. 278 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания для прекращения трудовых отношений с руководителем организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. В частности, руководитель БУ может быть уволен в связи:

Читать еще:  Как получить выигрыш от букмекерской конторы?

с принятием соответствующего решения учредителем БУ;

несоблюдением установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников учреждения. В этом случае решение принимается по итогам годового отчета или проверки деятельности учреждения с указанием в решении ссылки на соответствующие документы, которые подтверждают нарушение «правильного» соотношения зарплат;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Для увольнения руководителя применяется общий порядок расторжения трудового договора. Приказ об увольнении может быть издан учредителем с указанием основания (причин) увольнения и документов, подтверждающих обоснованность увольнения. Например, заявление руководителя БУ об увольнении по собственному желанию, решение учредителя (уполномоченного органа) о расторжении трудового договора.

2.Если учредитель желает сменить руководителя без наличия виновных оснований, то есть по иным мотивам, например, взять на работу руководителя с большим уровнем квалификации и опыта, то он может использовать два варианта:

1) предложить уволиться по соглашению сторон.

По смыслу ст. 78 ТК РФ работодатель вправе обратиться к работнику с предложением о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон на определенных условиях. Работник может согласиться, отказаться или выдвинуть встречное предложение об условиях увольнения. В предложении учредителя не должно быть прямых или косвенных угроз, давления в иной форме. При этом надо помнить, что сумма выплат выходных пособий и иных выплат при увольнении не может превышать трехкратный средний месячный заработок руководителя (ст. 349.3 ТК РФ);

2) принять решение о расторжении трудового договора с руководителем по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ.

Это более предпочтительный вариант. Учредитель учреждения назначает его руководителя (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и вправе освободить руководителя от занимаемой должности без наличия на то виновных оснований по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ. Увольнению по этому основанию не является мерой юридической ответственности и не предполагает противоправного поведения руководителя (Постановление ВС РФ от 15.03.2005 № 3-П). Законодатель предоставил право на такое легкое расставание с руководителем, чтобы дать возможность собственнику (учредителю) свободно владеть, пользоваться и распоряжаться свои имуществом, в том числе определять способы управления организацией, оперативно реагировать на изменения в организации.

Основанием для увольнения руководителя в этом случае является оформленное решение учредителя об освобождении от должности. Однако надо различать названное решение и приказ об увольнении как кадровый документ. Это два разных документа, которые нельзя путать. Решение не оформляет увольнение, а лишь запускает процедуру расторжения трудового договора, которое оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ). То есть решение учредителя – основание для издания такого приказа.

3. Решение об увольнении руководителя может быть принято в любой момент, даже во время нахождения руководителя на больничном или в отпуске, поскольку само по себе решение еще не оформляет увольнение. А вот собственно процедуру увольнения с изданием приказа и т. п. следует проводить в период, когда руководитель выйдет из отпуска, с больничного.

В решении желательно все же указать причины, послужившие основанием для его принятия. Такими причинами могут быть, например, недостижение плановых показателей, неэффективное использование имущества. При этом не обязательно устанавливать вину конкретных лиц, поскольку такое увольнение, повторим, не является мерой ответственности.

Причины важно указать потому, что в судебной практике встречаются случаи, когда суд признал незаконным безмотивное увольнение руководителей муниципальных (государственных) учреждений (организаций).

Например, суд посчитал увольнение директора учреждения по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ необоснованным, распоряжение незаконным: глава муниципального образования лично не является собственником имущества учреждения, поэтому при принятии решения обязан соблюдать публичные интересы муниципального образования и обосновать необходимость досрочного расторжения трудового договора с руководителем. При отсутствии такого обоснования у уволенного возникает право требовать это обоснование, в том числе в судебном порядке.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 15.03.2005 № 3-П, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации (п. 4.3 Постановления № 3-П).

Таким образом, налицо злоупотребление правом, данным главе муниципального образования трудовым законодательством, при отсутствии какого-либо обоснования правомерности и соответствия увольнения руководителя муниципального учреждения общественным интересам населения муниципального образования. Увольнение не может быть признано законным.

В другом деле суд также восстановил работницу в должности директора, потому что за время руководства у нее не было нареканий, она обладала высокой профессиональной квалификацией, жалоб со стороны коллектива и родителей на организацию труда и воспитательно-образовательного процесса не поступало, она неоднократно поощрялась за достижения. В таких обстоятельствах администрация муниципального района должна была иметь веские основания и серьезные обстоятельства для увольнения работника. Отсутствие обоснования увольнения расценено судом как злоупотребление правом.

Рассмотрим ситуации, когда решения были мотивированными и руководители учреждений не смогли доказать незаконность их увольнения. Например:

учреждение не смогло выполнить муниципальное задание в установленные срок и объемы, хотя финансирование на это получило (Апелляционное определение Омского областного суда от 15.08.2019 по делу № 33-5216/2019);

росла кредиторская задолженность, оборудование не использовалось для осуществления уставной деятельности (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.06.2017 по делу № 33-6764/2017).

Но есть и судебные решения, в которых признано обоснованным увольнение руководителя учреждения без указания мотивов в решении учредителя. Так, апелляционная коллегия отметила, что увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ может быть признано незаконным, только в том случае, если решение о расторжении трудового договора принято уполномоченным лицом с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда. В то же время отсутствие мотивов и веских причин для увольнения директора, не имеющей дисциплинарных взысканий, являющейся высококвалифицированным специалистом, свидетельствует не о дискриминации и злоупотреблении правом, а о реализации закрепленного в ТК РФ и не являющегося мерой юридической ответственности дополнительного основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Следовательно, отражать мотивы увольнения в решении не обязательно, в том числе по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, но это повышает шансы на то, что решение «устоит» в суде, если руководитель учреждения оспорит увольнение.

Смена руководителя. Пошаговая инструкция

1.Решение о смене руководителя Общества и подготовка документов для регистрации изменений

    Общее собрание участниковакционеров (или единственный участникакционер) принимает решение о прекращении полномочий текущего руководителя и назначении нового.
    Исключение: в Уставе Общества принятие данного решения может быть отнесено к компетенции наблюдательного совета. В этом случае необходимо его решение.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ:

  • Решение (протокол) о смене руководителя
  • Заявление в рег.орган по форме р14001
2.Заверение документов у нотариуса
  • Решение (протокол) о смене руководителя В некоторых случаях требуется нотариальное заверение документа.

  • Заявление в рег.орган по форме р14001 Заявление должно быть подписано назначенным (новым) руководителем и заверено нотариусом.
    Новый руководитель ставит подпись на заявлении по форме р14001 в присутствии нотариуса.
    Нельзя самостоятельно скреплять листы. Это сделает нотариус, когда будет заверять документ.
    • Нотариусу понадобится следующий пакет документов:

      1. «Cвежая» выписка из ЕГРЮЛ (как правило, выданная не более 30 дней назад. Однако, существуют нотариусы, требующую выписку выданную не более 5 дней назад)
      2. Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН);
      3. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН)
      4. Действующий Устав Общества со всеми изменениями
      5. Решение (протокол) о прекращении полномочий текущего руководителя и избрании нового руководителя
      6. Актуальный список участников Общества

      Приведён стандартный пакет документов. Некоторые нотариусы могут требовать предоставление дополнительных сведений.

    3.Процедура государственной регистрации изменений

      Новый руководитель лично (либо представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности) в течение 3х дней с момента принятия соответствующего решения должен подать документы в регистрирующий орган.

    Документы, представляемые в регистрирующий орган:

    • заявление по форме р14001 Согласно действующему законодательству Решение (протокол) о смене руководителя в регистрирующий орган представлять не требуется. Однако, мы рекомендуем его прикладывать к заявлению. В случае утери или иных споров можно будет запросить копию принятого решения.

    Кто осуществляет государственную регистрацию изменений
    Государственная регистрация изменений осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. В Москве – это МИФНС № 46

    Оплата государственной пошлины
    Данный вид регистрации пошлиной не облагается.

    Срок государственной регистрации
    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
    Моментом государственной регистрации считается, внесение соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, именно регистрирующим органом.

    По факту регистрации изменений в налоговой службе вы получите:

    • Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

    При осуществлении регистрационных действий выписка из ЕГРЮЛ регистрирующим органом больше не выдаётся (с 2014 года).

    4.Подготовка внутренних документов и передача полномочий новому руководителю
      На основании принятого решения о смене руководителя издаются:

      1. Приказ об увольнении текущего руководителя
      2. Приказ о назначении нового руководителя

      Обращаем внимание, что если в штатном расписании Общества должность главного бухгалтера не предусмотрена, то обязанности по осуществлению бухгалтерского учёта необходимо возложить на генерального директора.
      Со старым руководителем расторгается трудовой договор и вносится соответствующая запись в трудовую книжку.
      Старый руководитель передаёт новому руководителю все документы и дела, печать Общества.
      Рекомендуем оформить письменный акт приёма-передачи, котором следует указать перечень бухгалтерской, налоговой, учредительной, кадровой и иной документации и приложить к нему реестры отчётности, реестры замечаний и недостающих документов. Акт заверить подписью старого и нового руководителей, печатью фирмы и подписями членов комиссии
      С новым руководителем заключается трудовой договор.

    5. Уведомление банка о смене руководителя
      По завершению процедуры государственной регистрации необходимо уведомить банк о смене руководителя и обязательно заменить/обновить банковскую карточку, электронный ключ доступа к счёту.
      Для этого в банк необходимо представить документы, подтверждающие смену руководителя:

      1. Выписка из ЕГРЮЛ (содержащая сведения о новом руководителе);
      2. Решение (протокол) о назначении нового руководителя
      3. Приказ о вступлении в должность нового руководителя
      4. Свидетельство о госрегистрации (ОГРН);
      5. Свидетельство постановки на учёт в налоговом органе (ИНН)
      6. Устав Общества со всеми изменениями
      7. Банковская карточка с образцами подписи нового руководителя

    (список документов может незначительно отличаться – в зависимости от требований банка)

    6. Уведомление деловых партнёров о смене руководителя

      Никакие другие государственные органы уведомлять о смене директора компании не нужно. Фонды ФСС, ПФР, ФОМС, получают эту информацию через службу одного окна, в электронном виде.

    Очевидно, процедура по смене руководителя не особо сложная, но несмотря на это, требует внимательности и некоторого знания текущего законодательства.

    Юристы Делового центр «ДИНЕКА» готовы оказать содействие и сопровождение на всех этапах прохождения процедуры по смене руководителя Общества.

    Обязательны ли причины, чтобы сменить руководителя бюджетного учреждения?

    Автор: Слесарев С. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Обязательно ли нужны причины, чтобы сменить руководителя бюджетного учреждения? Или учредитель может принять безмотивное решение о расторжении трудового договора с руководителем?

    1. Руководитель бюджетного учреждения такой же работник, как все, только с особым статусом, потому к его увольнению применимы общие положения ТК РФ с учетом особенностей, установленных в его гл. 43 ТК РФ (ст. 273 ТК РФ). Так трудовой договор с руководителем может быть расторгнут (ст. 77, 278 ТК РФ):

    по инициативе самого руководителя («по собственному желанию») – для этого руководитель предупреждает работодателя об увольнении не позднее чем за один месяц (ст. 80, 280 ТК РФ);

    по обоюдному согласию – по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);

    по инициативе работодателя, в том числе за совершение руководителем виновных действий – дисциплинарных проступков, например прогула;

    по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), – призыв на военную службу, лишение свободы по приговору суда, смерть и т. п. ;

    истечение срока срочного трудового договора (ст. 79 ТК РФ).

    Помимо этого в ст. 278 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания для прекращения трудовых отношений с руководителем организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. В частности, руководитель БУ может быть уволен в связи:

    с принятием соответствующего решения учредителем БУ;

    несоблюдением установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников учреждения. В этом случае решение принимается по итогам годового отчета или проверки деятельности учреждения с указанием в решении ссылки на соответствующие документы, которые подтверждают нарушение «правильного» соотношения зарплат;

    по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

    Для увольнения руководителя применяется общий порядок расторжения трудового договора. Приказ об увольнении может быть издан учредителем с указанием основания (причин) увольнения и документов, подтверждающих обоснованность увольнения. Например, заявление руководителя БУ об увольнении по собственному желанию, решение учредителя (уполномоченного органа) о расторжении трудового договора.

    2.Если учредитель желает сменить руководителя без наличия виновных оснований, то есть по иным мотивам, например, взять на работу руководителя с большим уровнем квалификации и опыта, то он может использовать два варианта:

    1) предложить уволиться по соглашению сторон.

    По смыслу ст. 78 ТК РФ работодатель вправе обратиться к работнику с предложением о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон на определенных условиях. Работник может согласиться, отказаться или выдвинуть встречное предложение об условиях увольнения. В предложении учредителя не должно быть прямых или косвенных угроз, давления в иной форме. При этом надо помнить, что сумма выплат выходных пособий и иных выплат при увольнении не может превышать трехкратный средний месячный заработок руководителя (ст. 349.3 ТК РФ);

    2) принять решение о расторжении трудового договора с руководителем по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ.

    Это более предпочтительный вариант. Учредитель учреждения назначает его руководителя (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и вправе освободить руководителя от занимаемой должности без наличия на то виновных оснований по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ. Увольнению по этому основанию не является мерой юридической ответственности и не предполагает противоправного поведения руководителя (Постановление ВС РФ от 15.03.2005 № 3-П). Законодатель предоставил право на такое легкое расставание с руководителем, чтобы дать возможность собственнику (учредителю) свободно владеть, пользоваться и распоряжаться свои имуществом, в том числе определять способы управления организацией, оперативно реагировать на изменения в организации.

    Основанием для увольнения руководителя в этом случае является оформленное решение учредителя об освобождении от должности. Однако надо различать названное решение и приказ об увольнении как кадровый документ. Это два разных документа, которые нельзя путать. Решение не оформляет увольнение, а лишь запускает процедуру расторжения трудового договора, которое оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ). То есть решение учредителя – основание для издания такого приказа.

    3. Решение об увольнении руководителя может быть принято в любой момент, даже во время нахождения руководителя на больничном или в отпуске, поскольку само по себе решение еще не оформляет увольнение. А вот собственно процедуру увольнения с изданием приказа и т. п. следует проводить в период, когда руководитель выйдет из отпуска, с больничного.

    В решении желательно все же указать причины, послужившие основанием для его принятия. Такими причинами могут быть, например, недостижение плановых показателей, неэффективное использование имущества. При этом не обязательно устанавливать вину конкретных лиц, поскольку такое увольнение, повторим, не является мерой ответственности.

    Причины важно указать потому, что в судебной практике встречаются случаи, когда суд признал незаконным безмотивное увольнение руководителей муниципальных (государственных) учреждений (организаций).

    Например, суд посчитал увольнение директора учреждения по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ необоснованным, распоряжение незаконным: глава муниципального образования лично не является собственником имущества учреждения, поэтому при принятии решения обязан соблюдать публичные интересы муниципального образования и обосновать необходимость досрочного расторжения трудового договора с руководителем. При отсутствии такого обоснования у уволенного возникает право требовать это обоснование, в том числе в судебном порядке.

    Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 15.03.2005 № 3-П, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации (п. 4.3 Постановления № 3-П).

    Таким образом, налицо злоупотребление правом, данным главе муниципального образования трудовым законодательством, при отсутствии какого-либо обоснования правомерности и соответствия увольнения руководителя муниципального учреждения общественным интересам населения муниципального образования. Увольнение не может быть признано законным.

    В другом деле суд также восстановил работницу в должности директора, потому что за время руководства у нее не было нареканий, она обладала высокой профессиональной квалификацией, жалоб со стороны коллектива и родителей на организацию труда и воспитательно-образовательного процесса не поступало, она неоднократно поощрялась за достижения. В таких обстоятельствах администрация муниципального района должна была иметь веские основания и серьезные обстоятельства для увольнения работника. Отсутствие обоснования увольнения расценено судом как злоупотребление правом.

    Рассмотрим ситуации, когда решения были мотивированными и руководители учреждений не смогли доказать незаконность их увольнения. Например:

    учреждение не смогло выполнить муниципальное задание в установленные срок и объемы, хотя финансирование на это получило (Апелляционное определение Омского областного суда от 15.08.2019 по делу № 33-5216/2019);

    росла кредиторская задолженность, оборудование не использовалось для осуществления уставной деятельности (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.06.2017 по делу № 33-6764/2017).

    Но есть и судебные решения, в которых признано обоснованным увольнение руководителя учреждения без указания мотивов в решении учредителя. Так, апелляционная коллегия отметила, что увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ может быть признано незаконным, только в том случае, если решение о расторжении трудового договора принято уполномоченным лицом с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда. В то же время отсутствие мотивов и веских причин для увольнения директора, не имеющей дисциплинарных взысканий, являющейся высококвалифицированным специалистом, свидетельствует не о дискриминации и злоупотреблении правом, а о реализации закрепленного в ТК РФ и не являющегося мерой юридической ответственности дополнительного основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

    Следовательно, отражать мотивы увольнения в решении не обязательно, в том числе по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, но это повышает шансы на то, что решение «устоит» в суде, если руководитель учреждения оспорит увольнение.

    НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ

    • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

    Сайт использует
    госсервисы:

    Необходимая при заполнении форм информация:

    Смена директора 2020 самостоятельно, бесплатно, пошаговая инструкция, форма Р14001 образец смены директора ООО

    Из данной статьи Вы узнаете, как сменить директора самостоятельно не прибегая к услугам юридических фирм. Мы рассмотрим наиболее популярный вариант смены руководителя – смена генерального директора на примере общества с ограниченной ответственностью, но стоит упомянуть, что представленная процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой единоличного исполнительного органа также актуальна и для юридических лиц с иной организационно-правовой формой.

    Чтобы подготовить пакет документов на смену директора ООО нам понадобятся:

    1. Паспортные данные нового директора;

    2. ИНН нового директора (при наличии);

    3. ИНН старого директора (при наличии).

    Чтобы сменить директора ООО нам необходимо будет подать в налоговый орган следующие документы:

    1. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, заверенное нотариусом (Р14001);

    2. Решение (протокол) о назначении нового генерального директора ООО (не обязательно).

    Необходимые документы нотариусу при смене директора ООО:

    1. Выписка из ЕГРЮЛ (свежая);

    2. Устав общества;

    3. Свидетельство ОГРН;

    4. Свидетельство ИНН;

    5. Решение (протокол) о смене директора.

    – Как правило, оригиналов вышеуказанных документов более чем достаточно. Вы можете уточнить список документов, необходимых для смены директора ООО, непосредственно у Вашего нотариуса.

    – Перед походом к нотариусу обязательно закажите выписку из ЕГРЮЛ. Как заказать выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно читайте в статье Получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    Смена директора пошаговая инструкция 2020:

    1. Подготавливаем протокол о смене директора ООО. В случае если участник один, то соответственно подготавливается решение о смене директора ООО.

    Законом не предусмотрено обязательное предоставление протокола или решения о смене руководителя организации при государственной регистрации данных изменений. Обычно достаточно заверенного нотариусом заявления по форме Р14001. В частности Московская налоговая не требует протокол или решение при смене директора ООО, инспекции в других регионах тоже не должны их запрашивать, но часто это случается, поэтому рекомендуется иметь при себе оригинал данного документа.

    Возможная причина данному требованию – повод собрать штраф с заявителя в случае нарушения сроков подачи заявления. Заявление Р14001 на смену директора должно быть подано не позднее 3х дней с момента принятия соответствующего решения. Таким образом, дата на протоколе или решении на момент подачи документов на госрегистрацию должна быть актуальной. В случае нарушения сроков подачи заявления должностному лицу грозит штраф в размере 5000 руб. (ч.3 ст.14.25 КоАП РФ).

    2. Скачиваем актуальный бланк заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц – форма Р14001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец смены директора ООО 2020 по форме Р14001 с пояснениями. Для просмотра образца Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader.

    – В случае заполнения формы заявления вручную – заполнение осуществляется ручкой с чернилами черного цвета заглавными печатными буквами. Заполнение с использованием программного обеспечения должно выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

    – Оригинал или копия ИНН при подаче документов на госрегистрацию смены директора не требуется. Однако, при наличии ИНН указание его в заявлении обязательно, не корректное указание или его отсутствие может повлечь за собой отказ в регистрации! В случае, если руководитель не получал ИНН, оставляете поле ИНН пустым. Чтобы узнать наличие и номер ИНН по паспотным данным воспользуйтесь сервисом ФНС – Узнать свой ИНН.

    – Двусторонняя печать документов, представляемых в регистрирующий орган, запрещена.

    – Перед подачей на госрегистрацию в соответствующей строке листа Р заявления Р14001 заявитель (новый генеральный директор ООО) ставит свою подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поля Ф.И.О. и подпись заявителя заполняются только от руки ручкой с чёрными чернилами и только в присутствии нотариуса. Заявление по форме Р14001 прошивает нотариус.

    – Присутствие участников ООО у нотариуса и в налоговой инспекции не требуется.

    – С 05 мая 2014 года в случае подачи заявления доверенным лицом, необходима нотариальная доверенность (Федеральный закон N 129-ФЗ, Глава III, ст.9, пкт.1, второй абзац).

    – За государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001 госпошлина не взимается.

    Необходимая при заполнении формы Р14001 информация:

    3. Новый директор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р14001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

    4. Далее новый директор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р14001 – 1шт., решение (протокол) о назначении нового директора ООО – 1шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

    5. Через неделю (5 рабочих дней) новый директор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о смене генерального директора ООО.

    – Вместо свидетельства о регистрации изменений в ЕГРЮЛ теперь выдается лист записи ЕГРЮЛ (Приказ ФНС от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@), выписка из ЕГРЮЛ более не выдается (Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 139н). Как заказать выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно читайте в статье Получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    – После получения в налоговой листа записи ЕГРЮЛ необходимо уведомить банк о смене директора ООО.

    Быстрые ссылки по теме:

    Подготовить комплект документов на смену директора по форме Р14001 онлайн

    Хотите внести изменения в ЕГРЮЛ, но нет желания разбираться в тонкостях заполнения формы Р14001 и боитесь получить отказ? Воспользуйтесь онлайн-сервисом оформления документов, который поможет Вам подготовить документы на регистрацию изменений без ошибок! Наши юристы проверят подготовленные документы и дадут необходимые консультации и ответы на любой вопрос.

    Ваши замечания и предложения по улучшению данной статьи оставляйте в комментариях.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector