Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.
Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.
Стаж государственной гражданской службы – что это
Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).
А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.
Какие привилегии дает
Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.
В числе таких привилегий:
право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.
Требования к стажу
В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):
замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
несение воинской службы по контракту;
работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).
Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.
В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.
В частности, в их числе, помимо перечисленных:
периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
работа в таможне, налоговой полиции;
служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
профсоюзная работа и др.
Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.
Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.
Исчисление стажа государственной службы
Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.
Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.
Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.
Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.
Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.
Список документов, необходимых для подтверждения стажа
Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.
В частности, таковыми документами могут служить:
трудовая книжка (по сути, основной документ);
трудовые и служебные контракты (договоры);
военный билет;
справки из военного комиссариата;
справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.
Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.
В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:
Как учитывается стаж на государственной гражданской службе
Стаж государственной гражданской службы является важным показателем как для служащего, так и для госучреждения. На основе него принимаются различные решения, связанные с назначением на должности, начислением пенсий, надбавок, дополнительных отпусков.
Что такое стаж на госслужбе
Стаж государственной гражданской службы – это полный период времени, на протяжении которого служащий осуществлял трудовую деятельность в системе государственного управления. С помощью данного показателя регламентируются различные организационные и финансовые вопросы, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника госучреждения.
Стаж является необходимым критерием для осуществления следующих действий:
отбор кандидатов на должности госслужбы;
расчет поощрительных выплат и премий к основному окладу;
определение продолжительности добавочного отпуска;
начисление пенсии госслужащего.
Госслужба гражданского назначения делится на федеральную и службу субъекта РФ. Нормы права, касающиеся стажа федерального служащего, отражены в федеральном законе. Для госслужащего в субъекте РФ возможны иные требования, установленные региональными властями.
Вопросы, связанные со стажем гражданской госслужбы, отражены в следующих законах и актах:
Закон No58-ФЗ;
Закон No79-ФЗ;
Закон No166-ФЗ;
Указ Президента No1532;
Указ Президента No1141.
На что он влияет?
Должности
Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.
Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего.
Группа должностей
Стаж на госслужбе (лет)
Стаж по специальности (лет)
ВЫСШИЕ
6
7
ГЛАВНЫЕ
4
5
ВЕДУЩИЕ
2
4
СТАРШИЕ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ
МЛАДШИЕ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Дополнительные выплаты к основному окладу
На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.
Доплата (%)
Стаж (лет)
10
1-5
15
5-10
20
10-15
30
Более 15
Добавочный финансируемый отпуск
Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.
Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.
Дополнительная пенсия
Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:
Выслуга 15 лет и более.
Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
Законное увольнение с госслужбы.
Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.
Какие периоды работы госслужащего учитываются?
Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:
Федеральные;
Муниципальные;
Региональные;
Военные;
Правоохранительные;
Иные.
По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.
В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:
в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
в организационном отделе стройотряда;
в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
на должности председателя колхоза;
в кооперативах;
частным предпринимателем;
в роли подрядчика;
в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
в коммерческих организациях.
В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:
в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
в системе управления СССР;
в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.
Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.
Перечь документов для подтверждения
Документом, удостоверяющим стаж гражданской госслужбы, считается трудовая книжка. Если ее нет, то подтвердить продолжительность своей государственной работы можно с помощью архивной справки. К ней необходимо приложить копии приказов о вступлении на должность и снятие с нее.
Также необходимо подтвердить, что занимаемая должность имеет отношение к госуправлению. Для этого требуются следующие документы:
трудовая книжка;
положение о госучреждении, где осуществлялась профессиональная деятельность;
инструкция о должностных обязанностях.
Как производится расчет
Для того, чтобы рассчитать служебный стаж, необходимо сложить все периоды работы в сферах, относящихся к госслужбе. Полученное количество дней переводится в количество полных лет и месяцев.
Служба в армии также включается в служебный срок, при этом существует нескольковариантов:
если военная служба проходила на контрактной основе, то в стаж идет 1 рабочий день за 1 день армейской службы;
если военная служба осуществлялась в призывном порядке, то в зачет идет 2 дня гражданской службы за 1 день армейской службы;
если призывник принимал участие в боевых действиях или находился в госпитале, то каждый день приравнивается к 2-м дням срочной военной службы.
Пример
Гражданин Иванов И. И. был депутатом региональной думы от района с 4 февраля 2004 года по 3 февраля 2008 года. С 20 мая 1999 года до 20 октября 1999 года проходил срочную службу в армии. С 21 октября 1999 до 20 июля 2000 года находился в горячей точке.
Стаж его гражданской госслужбы высчитывается:
4 года в качестве депутата (4 февраля 2004 – 3 февраля 2008), в стаж записывается 4 года.
5 месяцев 1 день (с 20 мая до 20 октября 1999) – срочная служба в армии. Так как 1 день призывника в армии равен 2-м дня гражданской госслужбы, то в стаж записывается 10 месяцев и 2 дня.
9 месяцев 4 дня (с 21 октября 1999 до 20 июля 2000) – служба призывника в горячей точке. 1 день боевых действий равен 2-м дням срочной службы, а 1 день службы в армии по призыву равняется 2-м дням гражданской госслужбы. В стаж записывается 3 года 16 дней.
Суммарный стаж гражданской госслужбы Иванова И.И составляет 7 лет 10 месяцев 18 дней.
Порядок действий по подсчету стажа при поступлении на гражданскую госслужбу:
Заседание комиссии.
Рассмотрение документов, подтверждающих стаж.
Протокол комиссии.
Издание правового акта (приказ, распоряжение).
Какие еще периоды могут учитываться?
В исключительном порядке в стаж госслужащего могут быть внесены периоды руководящей работы в организациях, которые способствовали набору знаний и навыков для выполнения функций на занимаемой государственной должности. Максимальной период в таком случае должен быть не больше 5-и лет.
Включить в стаж госслужащего иные периоды трудовой деятельности может руководство госоргана на основании заключения специализированной комиссии.
Документы, необходимые для включения иного периода:
Заявление, согласованное с непосредственным руководителем госслужащего.
Копия должностного регламента по занимаемой должности.
Копия трудовой книжки.
Документы, содержащие информацию о должностных обязанностях, выполняемых в период, предлагаемый к включению в стаж гражданской службы (например, должностная инструкция, трудовой договор, положение или устав учреждения, приказ о распределении обязанностей).
Вашему вниманию видео с подробной и познавательной информацией об истории государственной службы от истоков до современности.
Особенности расчета стажа государственной гражданской службы в 2020 году
Как ни странно, мало кто из государственных гражданских служащих знает, что имеет право на досрочный выход на пенсию. Однако такая возможность существует: закон исчисляет стаж государственной гражданской службы по особым правилам, которые отличаются от тех, что регулируют расчет стажа обычного работника.
Что такое стаж государственной гражданской службы?
Под государственной службой понимают особый вид профессиональной деятельности граждан России на установленных законодательством должностях. Она бывает двух видов:
федеральная госслужба (включает службу в вооруженных силах, полиции, национальной гвардии, прокуратуре);
федеральная государственная гражданская служба (это служба в налоговых органах, Роспотребнадзоре, ФССП, аппаратах судов, Росстате; также к ней приравнивают службу в органах субъектах федерации и муниципалитетах).
На что он влияет?
Продолжительность госслужбы влияет на целый ряд особенностей обеспечения служащего денежным довольствием и на режим труда и отдыха. Вот что определяется исходя из него.
Размер надбавки к должностному окладу. Если общая продолжительность работы от одного года до пяти лет, она будет составлять 10% оклада, если от пяти до десяти лет – 15%, от десяти до пятнадцати – 20%, а если гражданин проработал на различных должностях госслужбы свыше пятнадцати лет, то надбавка будет равна 30%.
Размер премий. Действующее российское законодательство предусматривает выплату госслужащим денежных поощрений за безупречно выполненную работу, а также за выполнение особо сложных задач. Чем больше времени они проработали, тем больше размер таких выплат.
Продолжительность отпуска. Гражданские служащие имеют право на отпуск, который составляет тридцать календарных дней. Однако за стаж этой категории работников полагаются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску. Градация здесь напоминает градацию надбавок к окладу: за выслугу от одного года до пяти лет к отпуску прибавляют один день, от пяти до десяти лет – пять дней, от десяти до пятнадцати лет – неделю, при выслуге пятнадцать лет и более – десять календарных дней.
При большой выслуге лет повышается шанс получить статус ветерана труда. Как правило, для этого требуется заработать одну из ведомственных наград, которые вручаются за длительную работу в одной государственной организации. Звание «Ветеран труда» дает его обладателю право досрочного выхода на пенсию и предоставляет некоторые льготы.
Что входит в стаж государственной службы?
В соответствии с положениями части 1 статьи 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе» и нормами указа Президента от 20 сентября 2010 года № 1141 в стаж гражданской службы входит:
время прохождения госслужбы других разновидностей (военная служба, работа в прокуратуре, полиции, некоторых других ведомствах);
работа на государственных должностях федерального и регионального уровня (например, на должности губернатора, депутата);
работа на должностях гражданской службы регионов;
выполнение обязанностей судьи любого уровня;
работа на муниципальных должностях;
работа на профсоюзных должностях;
труд в межгосударственных органах, обеспечивающих функционирование Содружества независимых государств;
работа на государственных должностях и прохождение госслужбы в период существования СССР.
Какие-либо иные квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы не установлены.
Как производится расчет?
Стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, определен приложением № 2 к Федеральному закону «О пенсионном обеспечении». По состоянию на 2019 года он равен 16 годам и 6 месяцам. Однако до 2025 года его планируют постепенно увеличить. Так, после завершения увеличения в 2026 году он составит двадцать лет. При этом необходимо соблюсти ряд условий:
после того, как служащий отработает необходимое количество лет, он должен быть уволен только по положительным основаниям (например, по соглашению с нанимателем);
на одной должности гражданин должен проработать не менее года.
Какие документы необходимы для подтверждения?
Подтверждать время работы в госорганах для получения дополнительных дней к отпуску или надбавок к окладу не нужно – за работника это сделает кадровое подразделение. А вот для досрочного выхода на пенсию придется доказывать свою выслугу. Вот с помощью каких документов это можно сделать:
копия служебного контракта;
копия трудовой книжки;
выписка из лицевого счета Пенсионного фонда;
справка из кадрового подразделения ведомства, где работал человек;
свидетельские показания.
Следует отметить, что даже при наличии необходимого стажа Пенсионный фонд неохотно назначает госслужащим пенсию за выслугу лет. Нередко приходится доказывать свое право на нее в судебном порядке или подавать жалобу в вышестоящее подразделение Пенсионного фонда.
Подробнее узнать о выходе на пенсию по выслуге лет с гражданской службы можно из этого видео:
Таким образом, для госслужащих установлено особое исчисление времени работы, которое влияет на несколько обстоятельств. Так, от него зависит продолжительность отпуска и надбавки к окладу. Кроме того, работник вправе досрочно выйти на пенсию. Решение о ее назначении принимает Пенсионный Фонд.
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 455-12-46
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 455-12-46
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82
Что входит в стаж муниципальной службы
Одним из важнейших юридических фактов, с которым федеральное законодательство связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, в том числе и муниципальных служащих, является трудовой стаж. Понятие «стаж трудовой» (фр.
stage, от позднелат. stagium — временное пребывание) — это время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.
В юридическом словаре трудовой стаж определяется как продолжительность трудовой деятельности работника, исчисляемая в установленном порядке и порождающая для него определенные правовые последствия — право на пенсию, на пособие, льготы и т.д. 1 Однако данное понятие больше свойственно трудовому праву.
Но в ТК РФ, к сожалению, не урегулирован порядок исчисления трудового стажа и не раскрывается его определение. Одна из немногих статей кодекса, посвященных вопросу трудового стажа (ст.
314), закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, прежде всего тем, которые относятся к законодательству о социальном обеспечении.
Исходя из обобщения норм этого законодательства понятие трудового стажа — это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым закон связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.
Среди специальных законодательных актов, регулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, необходимо выделить федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и ряд других. Таким образом, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс нормативных актов.
Однако это больше недостаток, чем достоинство, поскольку большое количество нормативных актов вызывает много проблем при применении их на практике.
В теории социального обеспечения выделяется несколько видов трудового стажа 2 . Среди них: общий (в настоящее время — страховой, введен в 1996 г.), специальный и непрерывный. Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со
Юридический энциклопедический словарь. — М., 2004. — С. 353. Никонов Д.А. Право социального обеспечения России / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов, С.В. Крюков. — М., 2004. — С. 8.
специфическими юридическими фактами, с возникновением которых закон связывает те или иные виды социального обеспечения.
Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественнополезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Уже из самого определения «специальный трудовой стаж» понятно, что речь идет о специфической работе (в определенных условиях труда, на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, с которыми связано льготное обеспечение трудовыми пенсиями) [1] . Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии — момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе. Для каждого из трех видов трудового стажа закон предусмотрел особый порядок исчисления, утраты и т.д.
Особым видом специального трудового стажа является выслуга лет. Но в отличие от специального стажа выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия за выслугу лет.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении дал четкое определение самому понятию «выслуга лет», указав, что «выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы». Таким образом, получить стаж за
выслугу лет можно, только замещая должности определенного вида службы, установленной федеральным законом. Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк.
В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие, государственные и муниципальные служащие.
Правовое значение стажа по выслуге лет на муниципальной службе (далее — стаж муниципальной службы) для муниципального служащего определяется необходимостью стабильной работы квалифицированного должностного лица по должности муниципальной службы. Такая служба государством стимулируется.
В Федеральном законе № 25-ФЗ определяется, что «в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации» (ст. 25).
С учетом установленной федеральным законодательством (федеральные законы № 79-ФЗ (ст. 7) и № 25-ФЗ (ст.
5)) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы гражданского служащего (ст. 25).
Пенсия госслужащим в 2020 году
Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.
Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.
Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях”.
К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет
В федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 летдля мужчин, и 63 года – для женщин.
Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин – с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.
Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2020 году – 17 лет.
Так, в 2018 году минимальный стаж для назначения пенсии составлял 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году – 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) – см. таблицу ниже.
Год назначения пенсии за выслугу лет
Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году
Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.
Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.
Так, в 2017 году возраст получения пенсии госсдужащими для женщин составлял 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;
В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;
В 2019 году – для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;
В 2020 году – для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года;
В 2021 году – для женщин – 57,5 лет, для мужчин 62,5 лет.
И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).
ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ
Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 8 и статьями 30 – 33 Федерального закона “О страховых пенсиях”
Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы
2032 и последующие годы
Размер пенсии госслужащим по выслуге лет
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Что включается в стаж государственной гражданской службы
Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):
Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
Должности прокурорских работников.
Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами – участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Что включается в среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих
Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.
Среднемесячный заработок – это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;
Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 818.
В соответствии с вышеуказанными правилами для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее – должностной оклад);
месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
ежемесячное денежное поощрение;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.
Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12.
В случае если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).
Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.