Что делать, если мне отказали в предоставлении жилья?
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Что делать, если мне отказали в предоставлении жилья?

Нет своего жилья — куда обращаться и что предпринять?

Многие десятилетия «квартирный вопрос» остаётся насущными для подавляющего большинства граждан нашей страны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75 . Это быстро и бесплатно !

Несмотря на бурно развивающееся в последние годы жилищное строительство и систему ипотечного кредитование, решение проблемы с квадратными метрами этим путём доступно далеко не каждой семье.

Если нет своего жилья – куда обращаться?

Когда не имеется бабушки, оставившей в наследство квартиру, или достаточных доходов, позволяющих приобрести жильё самостоятельно, законом предусмотрена обязанность государства помочь своему гражданину в получении жилья.

Для этого гражданин, нуждающийся в жилье, должен обратиться в местную администрацию (районную или городскую) или уполномоченный госорган с заявлением и подтверждающими нуждаемость справками.

Необходимость обращения к местной администрации или соответствующему государственному органу обуславливается основанием, по которому нуждающееся лицо претендует на квадратные метры.

Что такое договор социального найма?

Это договор, по условиям которого имеющим право на предоставление жилья одинокому лицу или семье выделяется квартира из муниципального или государственного жилищного фонда в пользование, для постоянного в ней проживания.

Условия договора социального найма

По договору социального найма собственник жилищного фонда (государство или муниципальное образование) через специально уполномоченные им органы предоставляет гражданину и членам его семьи жильё.

Чаще всего предоставляется квартира, но также на аналогичных основаниях может быть выделен жилой дом или его часть, часть квартиры, комната.

Гражданин со своей семьёй имеет право проживать и пользоваться в указанных целях предоставленной квартирой. Договор найма социального жилья заключается бессрочно.

За предоставленное жильё наниматель обязан вносить плату, размер которой устанавливается актом местного совета народных депутатов.

Квартиру можно также бесплатно оформить в собственность – приватизировать, в соответствии с положениями соответствующего закона.

Обязательства нанимателей

Наниматель, а также вселённые на жилплощадь и проживающие на ней лица обязаны:

  1. Использовать квартиру исключительно по её прямому назначению, то есть только для проживания. Не допускается заниматься на данной жилплощади какой-либо предпринимательской деятельностью.
  2. Обеспечивать сохранность и надлежащее состояние квартиры.
  3. Проводить в квартире текущий ремонт. Оплачивать платежи за капремонт обязан собственник квартиры, то есть местная администрация.
  4. Оплачивать без задержек предоставляемые коммунальные услуги, а также пользование жилплощадью.

Кого государство обеспечивает бесплатным жильём?

Получить жильё из социального фонда может далеко не каждый нуждающийся в нём одинокий гражданин или семья. Закон устанавливает категории лиц, которые могут претендовать на получение социального жилья.

Граждане на особом положении

В случае нуждаемости в улучшении жилищных условий должны быть обеспечены квартирами:

  • Инвалиды, семьи, воспитывающие ребёнка, имеющего инвалидность;
  • Военнослужащие, прослужившие более десяти лет;
  • Лица, получившие заболевание или инвалидность на Чернобыльской АЭС;
  • Герои труда, Советского Союза и России, а также кавалеры орденов Славы и Трудовой славы;
  • Члены семей скончавшихся участников, инвалидов и ветеранов Великой отечественной войны, боевых действий;
  • Работникам угольной промышленности, трудившиеся на Крайнем Севере или приравненных к нему районах, проработавшим не менее десяти лет и вышедшим на заслуженную пенсию, при ликвидации мест добычи и переработки угля.

Малоимущие граждане

Малоимущие граждане, доход на каждого из членов семьи которых меньше установленного в регионе их проживания, могут претендовать на выделение жилплощади.

Признание малоимущими имеет следующие особенности:

  1. Статус малоимущего лица может быть признан исключительно местной администрацией. Порядок признания малоимущим устанавливается в каждом субъекте РФ своими региональными законами.
  2. Конкретный размер прожиточного минимума устанавливается региональными властями в каждом субъекте Российской Федерации. Для каждой категории граждан устанавливается свой размер минимально необходимой ежемесячно денежной суммы – несовершеннолетний, взрослый трудоспособный человек, пенсионер. Периодичность установления — как правило, ежеквартально. Для определения того, относится ли семья к малоимущим, необходимо установить размер прожиточный минимум на текущий квартал в своём регионе проживания, сложить прожиточный минимум на каждую категорию члена семьи, разделить на количество членов семьи. В результате получится среднедушевой доход, который и необходимо сравнить с установленным в конкретном регионе проживания.
  3. Учитываются все виды доходов – заработная плата, пенсии, получаемые алименты, пособия, стипендии, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды от ценных бумаг и проч. Из данного расчёта исключаются уплачиваемые алименты.
  4. Обязательно учитывается стоимость имущества, которым владеет каждый из членов семьи, претендующих на признание малоимущими. Из данного расчёта исключаются уплачиваемые алименты.
  5. В некоторых регионах проводится повторная проверка уровня доходов и имущества граждан, признанных малоимущими и принятых на учёт в качестве таковых на приобретение жилья, чтобы предотвратить случаи злоупотребления своими правами и намеренного занижения своих доходов для получения социальной квартиры.

Условия для получения квартиры малоимущими

Но для получения квартиры недостаточно получить статус малоимущих.

Для определения того, имеет ли право семья с низким доходом претендовать на социальные квадратные метры, необходимо принимать внимание следующее:

  1. Ни у кого из членов семьи не должно быть другого жилья как собственного, так и по социальному найму.
  2. Семья или одинокий гражданин проживают в жилом помещении, которое у них в собственности или по социальному найму, однако площадь этого жилья мала настолько, что на каждого проживающего приходится менее той нормы, которая установлена местным нормативным актом в городе (районе) проживания.
  3. Проживают в многоквартирном жилом доме, который специальной комиссией отнесён каварийным и запланирован под снос.
  4. Квартиру, которая в собственности или по соцнайму, занимают несколько семей, в одной из которых имеется больной с такими заболеваниями, которые создают угрозу для здоровья совместно проживающим лицам, а другого жилья не имеется. К таким заболеваниям относятся открытая форма туберкулёза, эпилепсия с припадками, хронические психические заболевания с частыми обострениями, злокачественные опухоли или кожные заболевания с выделениями, гангрена конечностей и некоторые другие.

Как получить квартиру по договору социального найма?

Для того, чтобы получить жилое помещение из социального фонда необходимо, чтобы соответствующий орган признал, что одинокий гражданин или семья не имеют достойных жилищных условий, нуждаются в том, чтобы получить социальное жильё и подпадают под категории, установленные законом.

После этого такие лица принимаются на специальный учёт (в народе это именуется «встать на очередь на квартиру»).

Необходимые документы

Для принятия на учёт необходимо предоставить в администрацию следующие документы:

  1. Заявление (образец можно получить в администрации).
  2. Документы, свидетельствующие о том, что гражданин или семья имеют право на выделение социального жилья.

В зависимости от основания, по которому гражданин претендует на квартиру, предоставляются:

  • справки о доходах семьи, подтверждающие статус малоимущих;
  • справки об инвалидности;
  • документы о прохождении службы в Вооружённых силах;
  • справки о заболеваниях или инвалидности, полученных в связи с нахождением на территориях Чернобыльской АЭМ;
  • документы, подтверждения звания героев труда, Советского Союза, России, наличие орденов;
  • документы об участии челнов семьи в ВОВ, боевых действиях, их инвалидности.
  • документы о работе в угольной промышленности.

Сроки

Администрация должна вынести решения о принятии на учёт или отказе в принятии не позднее месяца с момента предоставления ей документов. Когда документы поданы через многофункциональный центр, данный срок необходимо отсчитывать со дня, когда они переданы администрации непосредственно на рассмотрение.

О принятом решении гражданин уведомляется в течение трёхдневного срока с момента принятия решения.

После постановки на учёт жилье будет предоставлено в порядке очерёдности. Нередко сроки выделения жилья затягиваются на десяток лет.

После постановки на учёт нужно запастись терпением, поскольку квартира может быть выделена через несколько лет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная консультация юриста в сфере недвижимости

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Верховный Суд РФ допускает возможность внеочередного предоставления жилья сироте после 23 лет

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Таганрог)

Мне 26 лет, я сирота, за незнанием законов своевременно не обратилась в органы опеки для постановки на жилье. Сейчас обратилась и они говорят – делайте запросы в БТИ и Юстицию – нет ли у лишенных прав родителей жилья. Хотя за мной никакое жилье не числиться, я прописана в деревне в доме без документов и не пригодного для жилья. 1,5 года назад уехала в город с дочкой, работаю, снимаю жилье, дочка в сентябре пойдет в 1 класс. Могу ли я рассчитывать на помощь государства?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Альфии (г. Самара)

Мой знакомый стал сиротой в 13 лет, а о том что ему положено предоставление жилья узнал в 27 лет. Он обратился в администрацию по месту прописки, где ему сказали собрать определенные документы. Однако, после того, как он привез все нужные документы, у него их принимать не стали, сославшись на возраст. Однако, когда он попросил их написать отказную, чтобы обратиться в прокуратуру, они не стали этого делать и сказали, что он должен был встать на рег. учет по месту рождения. Но я узнала, что если не имеется закрепленного за ним жилого помещения, то ему должны предоставить жилье по месту жительства. Посоветуйте, пожалуйста, что делать и куда обратиться?

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергей (г. Новосибирск)

Имею ли я право на получения жилья, как сирота в 26 лет? Я не знал, что только до 23 лет надо вставать на учет. Я в 24 года пришел и мне отказали! Я живу на койке место, но по праву, как сироте, мне должны предоставить отдельное жилье. Как мне быть?

Мне на почту приходят много писем от граждан, достигших возраста 23 года, которые своевременно не были обеспечены жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Разъясняю действующее законодательство и судебную практику.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).

23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Читать еще:  Как получить возврат денег из интернет магазина?

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).

В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.

В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.

Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.

При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.

Получить персональную консультацию Евгения Гаврилова в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Отказ в получении квартиры по договору социального найма: причины, можно ли оспорить в 2020 году

Договор социального найма закрепляет право пользование гражданами жилым помещением в соответствие с установленными условиями. В статье мы разберем, возможен ли отказ в получении квартиры по договору социального найма, каковы возможные причины отказа, можно ли его оспорить и в каком порядке.

Понятие договора социального займа

Основным документом, регламентирующим отношения по договору социального найма, является Жилищный кодекс РФ, в частности раздел III.

Правоотношения, регулируемые договором социального найма

Согласно условий данного договора владелец (собственник) жилого помещения передает в пользования гражданину РФ жилое помещение с целью проживания в нем.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Основными участниками данного вида правоотношений выступают:

  • наймодатель: государственный либо жилищный фонд;
  • наниматель гражданин РФ.

Иностранные граждане (не граждане РФ) не могут быть нанимателями. Фактически законодательно им запрещено заключать договора социального найма.

Договор социального найма могут заключить только лица, стоящие на учете нуждающихся в жилищных помещениях.

Предметом договора выступает жилой дом либо квартира, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности. Согласно действующего законодательства жилой объект недвижимости должен быть предоставлен гражданину по месту его проживания.

Договор социального найма не может быть заключен, если не соблюдаться норма площади на одного человека с учетом всех членов семьи.

Договор социального найма заключается на бессрочной основе. В договоре отсутствует пункт с указанием срока действия право пользования данным объектом недвижимости.

Заключение договора социального найми и его особенности

Форма договора является типовой (утверждена государством). Договор заключается в письменной форме и не подлежит государственной регистрации.

Государственные либо муниципальные органы выносят решение о необходимости подписания договора соцнайма. Только после принятия данного решения договор может быть заключен.

К основным реквизитам договора можно отнести:

  • идентификационные данные наймодателя и нанимателя;
  • описание объекта жилой недвижимости (адрес, площадь, состояние);
  • права и обязанности нанимателя и наймодателя;
  • параметры прекращения действия договора.

Бланк договора социального найма можно скачать здесь ⇒ Договор социального найма жилого помещения

Договор может быть прекращен по согласованию обеих сторон в оговоренные сроки. Также договор считается расторгнутым после смерти нанимателя если он проживал один. Если договор расторгнут и наниматель отказывается освобождать жилое помещение, выселение происходит в принудительном порядке на основании решения суда.

Бланк соглашения о расторжении договора социального найма можно скачать здесь ⇒ Соглашение о расторжении договора социального найма

Права и обязанности сторон

В договоре зафиксированы основные права и обязанности граждан. Ниже рассмотрим основные из них

Права/Обязанности Наниматель Наймодатель
Обязательства В рамках договора соцнайма, наниматель имеет следующие обязательства:

  • подписание Акта приема-передачи квартиры в течении 10 дней с даты подписания договора;
  • использование квартиру по назначению;
  • своевременная оплата всех платежей;
  • поддерживание жилого помещения в хорошем состоянии (текущий ремонт);
  • освобождение помещения в оговоренные сроки после расторжения договора
В соответствии с соглашением, наймадодель должен:

  • гарантировать обеспечение капитального ремонта помещения в случае такой необходимости;
  • обеспечить нанимателя всеми коммунальными услугами;
  • по причине признания дома аварийным и подлежащим сносу, необходимо обеспечить нанимателя равноценным жильем путем расторжения старого и заключением нового договора социального найма.
Права На основании соглашения, наниматель имеет право:

  • использовать жилое помещение для собственного проживания;
  • требовать у наймодателя проведение капитального ремонта квартиры и дома в целом (в случае возникновения такой необходимости);
  • вселять в занимаемое помещение других членов семьи при контроле государственных и муниципальных органов учетной нормы на 1 человека.
Заключив договор соцнайма, наймодетель вправе:

  • иметь доступ к жилому помещению при условии предварительного согласования с нанимателем даты и времени;
  • требовать у нанимателя своевременность оплаты всех платежей

Отказ в получении квартиры по договору социального найма

Основной причиной отказа в получении квартиры по договору социального найма является отсутствие подтверждения, что гражданин РФ нуждается в улучшении жилищных условий и стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Отказ в принятии граждан на учет и подписание договора

Граждане РФ могут стать на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц не ранее 5 лет со дня подачи заявления о намерении.

Жилищным кодексом РФ закреплены причины, по которым гражданам могут отказать в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Ниже приведены некоторые из них:

  • отсутствие подтверждения, что данное лицо нуждается в жилых помещениях;
  • отсутствие заявление о намерении;
  • не истек срок с подачи заявления о намерении (менее 5 лет).

Если Вам было отказано в постановке на учет, в основании должно быть указана причина либо ссылка на нарушения. В ином случае отказ является неправомерным.

Решение об отказе обязано быть вручено гражданину по истечению трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Законодательно закреплено право граждан обжаловать данное решение в судебном порядке путем подачи соответствующего иска.

Если Вы стоите на учете и с Вами государственные и муниципальные службы не заключают договор социального найма, данный отказ является неправомерным. При подаче судебного иска и предоставление всех необходимых документов, вероятность того, что суд примет Вашу сторону довольно таки велика

Выселение граждан путем расторжения договора социального найма

После подписания договора социального найма принудительное выселение с занимаемых жилых помещений происходит на основании судебного решения. Рассмотрим две ситуации принудительного выселения:

Ситуация 1. С предоставлением других объектов жилой недвижимости;

  • изъятие земельного участка, на котором находится дом;
  • дом признан непригодным, аварийным и подлежит сносу;
  • перевод в нежилой фонд либо передаче религиозной организации;
  • изменение условий проживания после капитального ремонта и реконструкции.
Читать еще:  Как военнослужащему можно оформить кредит?

Согласно действующего законодательства, должно быть предоставлено равноценное жилье. Критерии равноценности жилья:

  • рыночная стоимость;
  • площадь;
  • населенный пункт.

При несоблюдении критериев равноценности предусматривается денежная компенсация.

Ситуация 2. Без предоставления других объектов жилой недвижимости.

Существует ряд причин, по которым договор социального найма может быть расторгнут в одностороннем порядке путем судебного разбирательства. К основным из них можно отнести:

  • нанесение вреда занимаемому объекту недвижимости;
  • неуплата более 6 месяцев за пользование жильем и коммунальные услуги;
  • использование квартиры не по назначению;
  • систематическое нарушение правопорядка соседей.

Муниципальные либо государственные службы при выявлении факта нарушения нанимателем установленных порядков пользования помещением подают судебный иск с намерением расторгнуть данный договор. При подаче искового заявления необходимо также предоставить доказательства, подтверждающие нарушения. Суд выносит соответствующее решение о расторжении договора и устанавливает срок освобождения нанимателями данного жилого помещения. Если наниматель не освобождает квартиру, выселение происходит на основании исполнительного листа в принудительном порядке.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Отказ в предоставлении жилого помещения социальному нанимателю

В судах возобладала позиция о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для предоставления социальному нанимателю другого жилого помещения. На основе анализа судебной практики предпринята попытка опровержения указанного подхода и обоснования необходимости более взвешенного решения данного вопроса законодателем.

Правовое основание

Для оценки перспектив судебного спора участникам процесса необходимо учитывать не только содержание норм ЖК РФ, но и современную судебную практику, утверждающую подход в толковании юридических норм при разрешении конкретной категории споров.

В настоящее время судебная практика восприняла системное толкование положений жилищного законодательства, изменив свой подход в вопросе оснований и порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим на основании договора социального найма в домах, признанных непригодными (аварийными) для проживания и подлежащих сносу. Это приводит к отказам в предоставлении нанимателю жилого помещения, обоснованность которых не получила широкой оценки в юридической литературе.

Читать еще:  К кому обращаться, если неправильно начисляется зарплата?

Правовые основания разрешения спора о предоставлении жилых помещений социальным нанимателям, проживающим в непригодном жилом помещении, составляют следующие нормы законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по правилам, установленным ч. 4 ст. 15 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или жилоепомещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Толкование указанных норм привело к появлению различных подходов относительно оснований предоставления жилого помещения.

Условно их можно разделить на два:

компенсационное предоставление, согласно которому вместо непригодного помещения предоставляется равнозначное пригодное к проживанию жилое помещение, что сближает его со способом возмещения вреда, причиненного нанимателю;

ограниченное предоставление, при котором жилые помещения предоставляются только объективно нуждающимся (малоимущим).

Компенсационный характер

До недавнего времени считалось, что характер отношений, возникающих при предоставлении нанимателю и членам его семьи, проживающим на условиях социального найма, жилого помещения взамен признанного непригодным, носит компенсационный характер и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 85–89 ЖК РФ, который гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ рассматривались как исключения из общего правила предоставления жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма связывалось с моментом признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

В подтверждение приводились разъяснения, содержащиеся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14, о том, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 года указывалось, что суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 ЖК РФ.

При предоставлении помещения не требовалось признание его малоимущим. Это обоснованно расширяло категорию «малоимущий» в сфере предоставления жилья. Правильно отмечалось, что материальное положение слоя общества, чей умеренный доход выше дохода малоимущих, все равно не позволяет участвовать в рынке недвижимости (1).

Апелляционным определением Челябинского областного суда от 10.03.2016 по делу № 11-3107/2016 доводы о том, что истцы не признаны нуждающимися в предоставлении другого жилого помещения и малоимущими, поэтому не могут быть обеспечены вне очереди другим жилым помещением, признаны несостоятельными. Обязанность по предоставлению вне очереди жилья гражданам, жилье которых признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, лежит на органе местного самоуправления в порядке ст. 57, 89 ЖК РФ, и в силу указанных выше норм истцы являются нуждающимися. В данном случае признание малоимущими не требуется, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Достоинством данного подхода является то, что увеличение дохода до уровня выше малоимущего само по себе не может расцениваться как основание отказа в предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным. Однако реализация данного подхода связана с большими финансовыми затратами и нагрузкой на бюджет. Стоит заметить, что согласно правовой позиции Европейского Суда власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных или иных средств, например отсутствие жилого помещения (Постановление Европейского Суда по делу «Малиновский против Российской Федерации от 07.07.2005 г.»).

Ограниченное предоставление

В настоящее время судами широко воспринят иной подход, основанный на изменении толкования положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Суть нового подхода заключается в том, что характер предоставления нанимателю жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания связан с наличием либо отсутствием объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, а фактически с признанием малоимущим.

Круг лиц, которым предоставляется жилое помещение взамен признанного непригодным, ограничивается только категорией малоимущих граждан. При этом оценка так называемой объективной нуждаемости может иметь неоднозначный характер и привести к затягиванию судебного разбирательства.

В Определении ВС РФ от 09.12.2014 № 33-КГ14-12 указывается, что факт отсутствия нахождения истца в очереди нуждающихся в жилье, притом что он проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья, но суду при рассмотрении настоящего спора надлежало установить его объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, и дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении дела Определением Ленинградского областного суда от 28.01.2015 № 33-386/2015 производство по делу прекращено в связи со смертью истца и с невозможностью произвести процессуальное правопреемство, так как заявленные требования неразрывно связаны с личностью истца.

Необходимость предоставления жилого помещения связывается также с признанием муниципалитетом за жильцами права на получение жилого помещения по договору социального найма.

В Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 21.07.2015 по делу № 33-7510/2015 указано, в частности, на то, что по существу, издав распоряжение об отселении жильцов (л. д. 52), указав, что в реестре аварийности истец числится (л. д. 26), администрация Мариинского муниципального района признала за истцом право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Однако распространена практика, когда в ранее изданные распоряжения вносятся изменения в формулировке, которая допускает предоставление жилых помещений исключительно нуждающимся малоимущим гражданам.

Ограниченное предоставление жилых помещений стало господствующим в связи с принятием Определения ВС РФ от 07.06.2016 № 43-КГ16-5, в котором на основании системного толкования отражена позиция, согласно которой один лишь факт признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Следовательно, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Это позволяет экономить средства бюджета, снять ответственность за ненадлежащее содержание муниципального фонда путем сокращения круга лиц, проживающих в непригодных и аварийных жилых домах, которым обязаны предоставить жилые помещения взамен непригодных.

Выбор законодателя

Изменение жилищной политики на основании отдельных позиций ВС РФ в части ограничения круга лиц, получающих жилое помещение, нельзя считать социально оправданным шагом.

Предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным вследствие ненадлежащего осуществления контроля за состоянием жилищного фонда не является предоставлением жилого помещения по общим правилам предоставления жилого помещения малоимущим, а носит компенсационный характер, то есть помещение предоставляется не просто так, а взамен ранее занимаемого жилого помещения. Принятый на вооружение судебной практикой подход не учитывает характер действий, приведших к непригодности жилого помещения, а именно бездействие наймодателя по надлежащему контролю за сохранностью жилищного фонда, игнорирование мероприятий по своевременному проведению ремонтных работ и исполнению бремени по содержанию жилищного фонда.

Если рассматривать данную компенсацию как льготу, то определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Предложенный судебной практикой подход не отвечает Определению КС РФ от 01.03.2007 № 129-О-П, согласно которому реформирование компенсаций населению должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Новая жилищная политика ограниченного предоставления не заслуживает поддержки. Более того, это стимулирует граждан скрывать реальные доходы, чтобы получить либо сохранить статус малоимущего и не улучшать самостоятельно жилищные условия до предоставления нового жилого помещения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector