Авторские права при трансляции кино для мини кинозала
Как показывать кино в ресторане, не нарушая авторские права?
Я хочу показывать фильмы по телевизору в ресторане и не брать с посетителей деньги за просмотр. Как мне соблюсти при этом авторские права?
Подскажите, пожалуйста, как можно выяснить правообладателя конкретного фильма? Как заключить договор, чтобы публично показывать кино для посетителей?
Алексей, хорошо, что вы заранее об этом задумались.
Вы правы: просто так крутить фильмы в кафе, гостиницах или маникюрных салонах нельзя, потому что они охраняются авторским правом.
Показывать — это исключительное право автора или иного правообладателя фильма. Давайте разберемся, как все-таки этим правом воспользоваться и у кого просить разрешения.
Право на публичный показ
Показ фильма в ресторане считается публичным. Публичный показ — это любая демонстрация произведения на экране в месте, открытом для посещения.
Например, если перед Новым Годом в городской бане показывают «Иронию судьбы» без согласия правообладателя — это публичный показ и нарушение исключительных авторских прав. Причем не важно, куплен ли фильм на диске или скачан из интернета.
А если друзья устроили дома киновечеринку и купили на «Иви» новых «Мстителей» — это не публичный показ, даже если они пригласили 15 человек. Главное, чтобы вход в квартиру не был платным и свободным для прохожих.
Право на публичный показ фильма — это исключительное право режиссера, сценариста, композитора или киностудии. По закону правообладатели фильма могут передать право на публичный показ иным лицам. Именно это право нужно запросить, чтобы показывать фильм в своем ресторане.
Лицензионное соглашение и прокатное удостоверение
Чтобы все правильно оформить и соблюсти требования законодательства, нужно заключить лицензионное соглашение на предоставление права публичного показа фильма . Скорее всего, какой-нибудь кинопродакшн приобрел все права у авторов фильма. Лицензию нужно будет получать у него.
Информация о всех фильмах, которые прошли государственную регистрацию, их производителях и правообладателях указана в Реестре прокатных удостоверений фильмов на сайте Минкультуры России. Этот реестр поможет понять, с кем заключать лицензионное соглашение.
Прокатное удостоверение — это официальное одобрение Министерства культуры на прокат и публичный показ фильма на территории России. Если фильм есть в официальном реестре, в вашем случае повторно получать прокатное удостоверение не нужно, достаточно заключить лицензионное соглашение с его правообладателем.
Если в реестре фильма нет, то Минкультуры еще не дал разрешение на его прокат, и правообладатель должен сперва получить удостоверение. Или фильм содержит в себе материалы, которые нарушают законодательство РФ , и показывать его запрещено. Это, например, порнография и фильмы, которые пропагандируют терроризм.
Фильмы в общественном достоянии
По закону отечественные и зарубежные фильмы, которые были созданы в 1948 году и ранее, считаются общественным достоянием. То есть их может свободно использовать кто угодно без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.
Заключать лицензионные соглашения или получать прокатное удостоверение в отношении таких фильмов не нужно. У себя в ресторане уже сейчас вы можете смело показывать «Унесенные ветром», «Огни большого города» или «На западном фронте без перемен».
Чем грозит несоблюдение прав
За публичный показ фильма, который не перешел в общественное достояние, без согласия правообладателя грозит ответственность: возмещение убытков, выплата компенсации и штрафа.
Так, правообладатель может потребовать от нарушителя или возместить убытки, или выплатить компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. То есть лишь за то, что фильм крутят в ресторане без разрешения, могут потребовать выплатить несколько миллионов рублей. Хотя обычно суд снижает требуемую сумму.
Например, по решению Арбитражного суда Нижегородской области за публичный показ мультсериала «Маша и Медведь» в ресторане «Мир пиццы» индивидуальный предприниматель выплатил 20 тысяч рублей компенсации лишь за факт нарушения. Нарушение было доказано на видео, снятое при посещении ресторана.
Размер компенсации уменьшили с 300 тысяч до 20 тысяч рублей.
Кроме этого, есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 7.12. КоАП РФ за нарушение авторских и смежных прав. Для юридических лиц это еще от 30 до 40 тысяч рублей штрафа и конфискация телевизора.
Еще штраф грозит за показ фильма, который не получил прокатное удостоверение на территории РФ : от 50 до 100 тысяч рублей.
А если фильм содержит в себе экстремистские, пропагандистские или порнографические материалы, за его публичный показ могут привлечь к уголовной ответственности по нескольким статьям.
Как на практике
На практике правообладатели фильмов отдают предпочтение кинотеатрам и другим защищенным площадкам для проката и показа фильмов. В ресторанах же существует риск кинопиратства посетителей.
Иначе обстоят дела с радиостанциями и телеканалами. Они были созданы для того, чтобы как можно больше людей увидело и услышало их. По закону бесплатный публичный показ телепередач не является нарушением исключительных прав.
Поэтому подумайте, возможно, вам гораздо проще и выгоднее будет показывать телепередачи или включать радио в ресторане, чем получать лицензию на публичный показ фильмов. Или остановите свой выбор на старых фильмах, которые уже стали классикой и перешли в общественное достояние.
Показ фильма
- Что нужно для получения лицензии на показ фильмов в ютюб.
- Некоммерческий показ фильма. Какая ответственность?
- Имеет ли общедоступная библиотека право на показ фильмов из интернета?
- Нужно ли получить лицензию на показ фильмов в кружке кинолюбителей?
- Куда обратиться чтобы получить лицензию на показ фильмов в мини кинотеатре?
- Публикации
1.1. Если данные фильмы вышли в прокат и находятся в свободном доступе, то нарушения авторских прав в таком случае не будет. В противном случае будет расцениваться как пиратство. Удачи Вам!
2. Что нужно для получения лицензии на показ фильмов в ютюб.
2.1. Это вопрос авторского права, в первую очередь нужно договориться с правообладателем.
3. Некоммерческий показ фильма. Какая ответственность?
3.1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Если нет у Вас договора на использования исключительного права, то будут судебные разбирательства и штраф до 5 млн руб. Ст. 146 УК РФ по составу.
4. Имеет ли общедоступная библиотека право на показ фильмов из интернета?
4.1. Да, имеет право, если при этом не нарушаются авторские права правообладателей фильмов.
5. Нужно ли получить лицензию на показ фильмов в кружке кинолюбителей?
5.1. нет, лицензия в данном случае не нужна.
6. Куда обратиться чтобы получить лицензию на показ фильмов в мини кинотеатре?
6.1. Публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, — это использование произведения и допускается на основании лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права с правообладателем (п. 1 ст. 1270, ст. 1285, п. 1 ст. 1286 Гражданского кодекса РФ). Вид договора определяется тем, хотите ли вы получить исключительное право на произведение в полном объеме и иметь возможность использовать его любыми законными способами или хотите использовать только определенным способом, например, только путем публичного показа). Таким образом, для показа фильма в мини-кафе вам необходимо в письменной форме заключить с правообладателем договор.
7. Какие нужны разрешения на показ фильмов в автокино?
7.1. Договор с правообладателями
8. Как организовать показ фильмов Online в Интернете?
8.1. 0) создать юр.лицо (или зарегистрироваться как ПБЮЛ)
1) заключить договоры с правообладателями фильмов
2) заключить договоры с платежными системами
3) понятно — что тех. сторона — не обсуждается
8.2. Зайдите на сайт Российского Авторского общества http://rao.ru/orao/, найдете там много полезной информации и контакты. Удачи.
С уважением, Виталий Борисович.
9.1. В соответствии со ст. 1225. ГК РФ 1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства (произведения), — сообщение в эфир или по кабелю радио-или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания), в том чиле фильмы. В связи с тем, что фильмы как аудиовизуальные произведения находятся под правовой защитой в соответствии с положениями ст.ст. 1225, 1226, 1229,1230 ГК РФ использование — трансляция, показ, указанных произведений возможно только при заключении лицензионного договора [u][/u]с правообладателем. При показе фильма без разрешения правообладателя Вас могут привлечь к гражданско-правовой ответственности по ст. 1301 ГК РФ или в случае ущерба на сумму более 100000 рублей к уголовной ответственности по ст. 146 УК РФ. Более подробную инф. можете получить позвонив мне.
10.1. Александр! Нарушением авторских прав является в том случае, если такое право зарегистрировано и вы не получили согласия владельца прав на бесплатный показ его собственности. Вы пользовались его произведением без его разрешения, не имеет значения — на платной или бесплатной основе. Из любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах.
11.1. Василий
Если действительно все бесплатно, и нет никакой скрытой выгоды, то ничего вам не будет
Желаю Вам удачи и всех благ!
11.2. А вы не будете нести никакой ответственности если вы оказываете услуги на безвозмездной основе. Хорошего приятного вечера вам.
12.1. Хотелось бы получить ответ на следующий вопрос: Я пишу дипломную работу на тему: Разработки онлайн кинотеатра показа короткометражных фильмов и в законе написано, что В рамках защиты студенческих работ в институтах получение прокатного удостоверения не требуется. Это действительно так или это запрещено? Заранее спасибо!
С этим вопросом вы не туда обратились решайте сами со своим деканатом требуется или нет данное удостоверение
13.1. уважаемая Елена
Предусмотрена административная ответственность в виде денежного штрафа
Удачи Вам и вашим близким.
13.2. Демонстрация фильмов без лицензионного соглашения с правообладателем-нарушение авторских прав.
Вас могут привлечь к гражданской (п.3 ч.1 ст.1252 ГК РФ-возмещение убытков) и уголовной (ч.2 ст.146 УК РФ) ответственности.
14. Хотел бы узнать об авторских правах.
И как возможно осуществить относительно массовый показ фильмов, без покупки этих самых прав?
Как я понимаю, с аудио поступают просто. Накладывают пару эффектов и под действие законодательства использование подобного трека уже не попадает.
А как поступить с киноксртинами?
14.1. Даниил, у Вас неверное представление об авторских правах. Аудио-это авторские и смежные права, наложение даже 1 эффекта является нарушением либо авторских либо смежных прав.
Публичный показ аудиовизуальных произведений — исключительно на договорной основе.
15.1. Для публичной демонстрации фильма требуется лицензионный договор, поскольку в противном случае это будет нарушением авторских прав.
16.1. Сергей
Пусть показ кино осуществляет частная компания. А В любом случае вопрос коммерческого характера, нанимайте юриста платно
Спасибо, что посетили наш сайт.
Всегда рады помочь! Удачи Вам.
17.1. У Вас соглашение имеется?
18.1. Публичный показ возможен только с согласия правообладателя. Поэтому, если не «прокатная» копия фильма, то публичный показ будет нарушением авторских прав.ст.49 ЗоАП
19.1. Вы уже написали:услуга по показу фильма
19.2. Так же, как и в договоре.
20.1. Вам нужно получить разрешение на использования исключительного права. Вы какие действия предпринимали?
21.1. Законом не запрещено
22. Мы организуем в нашем городе День ирландской культуры и в местном Доме культуры хотим сделать БЕСПЛАТНЫЙ показ фильмов об Ирландии (как русского, так и ирландского производства) — документальные, мультипликационные и т.п.
Нарушаем ли мы закон, если мы не берём деньги за просмотр?
И есть ли смысл обращаться за разрешением в посольство Ирландии, если не все фильмы ирландского производства?
22.1. Вам нужно получить разрешение правообладателей на показ.
23.1. В простой письменной форм в прокуратуру
24.1. Вообще то авторские права подразумевают запрет на публичную демонстрацию объекта интеллектуальных прав.
25.1. Вместо ККМ, Вы можете применять бланки строгой отчетности
26.1. Обратитесь в администрацию вашего района может заключат с вами договор аренды.
26.2. Для этого Вам необходимо подготовить пакет документов, на основе которых будете осуществлять деятельность. Это возможно только на платной основе.
К тому же, необходимо получить от Вас ответ на ряд вопросов.
28.1. Конечно нарушите- необходимо заключать лицензионный договор с правообладателем.
28.2. Формально — нарушите. Права в любом случае принадлежат правообладателям по факту создания кинофильма.
29.1. Вообще при использовании в коммерческих целях нужно.
30.1. Нет не будет. Главным признаком нарушения авторских прав это зарабатывание на имени автора и его продуктах
Пояснения Минкультуры России по вопросу правоприменения Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 143
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее — Закон) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1421 внесены изменения в Правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 143) (далее — Правила), вступившие в силу с 31.12.2016.
Согласно указанным изменениям, прокатное удостоверение выдаётся на следующие способы использования фильма:
а) показ фильма в кинозале;
б) прокат фильма на материальном носителе;
в) показ фильма другими техническими способами.
Заявитель вправе указать в заявлении о выдаче прокатного удостоверения один или несколько способов использования фильма.
В соответствии с Законом под фильмом понимается аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Производство фильма осуществляется организацией кинематографии.
В целях защиты обладателей прав на фильм (статья 5 Закона) Правилами установлен закрытый перечень лиц, имеющих право подать заявление о выдаче прокатного удостоверения, а также предусматривается обязательное предоставление копий документов, подтверждающих право заявителя на использование фильма способом (способами), указанным в заявлении о выдаче прокатного удостоверения.
Такими документами являются договор об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение (для всех способов использования фильма), лицензионный договор на воспроизведение и распространение аудиовизуального произведения (для проката фильма на материальном носителе), лицензионный договор на публичное исполнение аудиовизуального произведения (для показа фильма в кинозале), лицензионный договор на доведение до всеобщего сведения аудиовизуального произведения (для показа фильма другими техническими способами).
Прокатное удостоверение не выдается если на фильм, в отношении которого подано заявление на получение прокатного удостоверения, уже выдано прокатное удостоверение другому лицу, являющемуся обладателем исключительных прав на этот фильм.
Таким образом, обладателю исключительных прав на фильм может быть выдано прокатное удостоверение на все способы использования фильма. В связи с этим рекомендуется обладателю исключительных прав на фильм указывать в заявлении о выдаче прокатного удостоверения сразу все способы использования фильма, а обладателям исключительных прав на фильм, получивших прокатные удостоверения до 31.12.2016, — обратиться в Минкультуры России для внесения всех способов использования фильма в ранее полученное прокатное удостоверение.
Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на фильм в том числе путем его отчуждения другому лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставления другому лицу права использования фильма соответствующим способом по лицензионному договору.
В этих случаях получение нового прокатного удостоверения на фильм новому обладателю исключительных прав или лицензиату не требуется. Минкультуры России вносит информацию о новом обладателе исключительных прав или лицензиате (с указанием способа использования фильма) в ранее полученное прокатное удостоверение.
Если прокатное удостоверение на фильм не выдавалось обладателю исключительных прав на этот фильм, то на один фильм может быть выдано несколько прокатных удостоверений лицензиатам на соответствующие способы использования фильма (при этом срок действия каждого прокатного удостоверения будет ограничиваться сроком действия соответствующего лицензионного договора).
Для получения прокатного удостоверения заявитель представляет в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче прокатного удостоверения, в котором указываются сведения о планируемой дате начала показа фильма на территории Российской Федерации, под которой следует понимать дату начала коммерческой демонстрации фильма в кинотеатрах. Таким образом данные сведения указываются заявителем при обращении с заявлением о выдаче прокатного удостоверения на показ фильма в кинозале, либо на несколько способов использования фильма, одним из которых является показ фильма в кинозале.
Под показом фильма другими техническими способами следует понимать любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе с использованием сети Интернет, за исключением демонстрации фильма в кинозале, демонстрации фильма средствами телевидения (включая онлайн-версии телеканалов).
Следует отметить, что деятельность онлайн-магазинов по доведению фильмов для всеобщего сведения путём их загрузки на технические средства пользователя (downloading) не является «показом» фильма в понимании Закона.
Деятельность онлайн-кинотеатров по доведению фильмов до всеобщего сведения путем онлайн-просмотра (VOD streaming) является показом фильма в понимании Закона и относится к такому способу использования фильма как показ фильма другими техническими способами.
Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1421 не содержит положений о распространении его требований на отношения, возникшие до вступления постановления в силу, получение прокатных удостоверений на показ фильма другими техническими способами необходимо для фильмов, размещение которых в сети «Интернет» было осуществлено после вступления в силу указанного постановления.
Сведения о фильме и иная информация, содержащаяся в прокатном удостоверении, вносятся Министерством культуры Российской Федерации в Государственный регистр фильмов.
Таким образом, Государственный регистр фильмов содержит данные о фильмах и их правообладателях, о способах использования фильмов, о сроках действия прав на фильмы.
Информация, содержащаяся в Государственном регистре фильмов, является открытой и доступной для любого заинтересованного лица.
Доступ к информации, содержащейся в регистре, осуществляется путем размещения указанной информации на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в интернете.
Также необходимо отметить, что Минкультуры России по запросу государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, а также по запросу иных лиц, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляет информацию, содержащуюся в регистре, в виде выписки из регистра. Наличие в регистре указанной информации будет способствовать защите прав и законных интересов правообладателей фильмов, в том числе в интернете.
Личный опытКак открыть свой мини-кинотеатр
Владелец маленького независимого кинотеатра рассказал The Village, можно ли заработать, показывая старые фильмы на большом экране, и как это делать легально
Небольшой частный кинотеатр The Cinema работает в здании бывшего Смольнинского завода на Лиговском, 74 уже полтора года. Он рассчитан всего на три десятка посадочных мест, функции которых выполняют старые кресла и кожаные диваны, а показывают здесь чаще всего не новинки проката, а зарубежную и отечественную классику разных лет. The Village узнал у создателя кинотеатра, как сделать его работу легальной и есть ли вообще перспективы у подобных проектов в России.
Дмитрий Покровский
создатель кинотеатра The Cinema
У меня есть музыкальное и кинообразование, я звукорежиссёр кино. Как-то раз мы с моей будущей женой размышляли, что бы такое устроить, и решили, что было бы здорово организовать такое место, где можно было бы смотреть кино максимально качественно — насколько это вообще возможно в нашей нише. Это не кинотеатр, который делает большая проект-компания с миллионным бюджетом, а нечто, сделанное своими руками. Ещё я хотел, чтобы фильмы в таком кинотеатре можно было смотреть в оригинале. Как звукорежиссёр я не могу смотреть дублированные фильмы: в принципе не признаю это как кино. Это всё равно что взять «Мону Лизу» и налепить ей лицо Алёнушки, чтобы русским было понятнее. Особых критериев по подбору фильмов нет, главное, чтобы это была не жвачка. Выбор жанров и картин для меня — второстепенный вопрос, у меня были другие амбиции — сделать небольшое, но совершенное с технической точки зрения заведение.
Одно время у нас была текучая команда: всё было завязано на энтузиазме и не было вообще никакой прибыли, а сплошные убытки. Это длилось почти год, Сейчас по крайней мере текущие расходы не превышают доходы. Сформировался костяк: со мной работают три девушки — Диана, Оля и Полина. У нас нет классических отношений «работник-работодатель», мы работаем в команде: каждый человек включается во все процессы. В общении с посетителями мы тоже не можем позволить себе вести себя формально — люди идут к нам как в гости.
Помещение
В процессе поиска требования к нему у меня изменились. Есть определённые ключевые параметры: помещение должно быть прямоугольной формы, без шумных соседей рядом. Сами мы тоже не должны никому мешать. Изначально мы планировали сделать зал и небольшой вестибюль, но в итоге получилось одно общее пространство. В него нельзя войти, когда начинается сеанс: если человек заходит во время показа фильма, он не понимает, куда попадает, поэтому у нас висит предупреждающая табличка. По этой же причине у нас нет вывески. Мы выбирали место с высокой проходимостью, а оказалось, что нам это не нужно. С посетителями мы общаемся в основном в интернете. То есть по сути мы работаем для людей, которые точно знают, куда идут, и это очень сильно влияет на всё.
Помещение досталось нам со стандартной отделкой. Внутри мы всё построили сами: это было стрессово и потребовало определённых вложений, которые для нас оказались довольно существенными. Вместе с техникой на запуск ушло около миллиона рублей. В какой-то момент я просто перестал фиксировать расходы: на это не оставалось ни времени, ни сил. Больше всего средств ушло на ремонт, аренду и технику.
Техника
Чем мы отличаемся от кафе и ресторанов, в которых крутят фильмы? У нас всё заточено под кино: это правильная акустика, определённые параметры помещения и так далее. По стенам и на потолке у нас установлены специальные акустические панели — всё это собрано благодаря опыту работы со звуком. Звук установили как в большом кинотеатре: он находится за экраном, который через маленькие дырочки пропускает его.
Обычно в кино используют специальные кинопроекторы. Кроме того, что они более высококачественные и яркие, у них есть специальный протокол шифрования, который защищает кинокопию от незаконного распространения. Сейчас показ фильма идёт с жёсткого диска, а фильм приходит к прокатчику в закодированном виде. Вместе с фильмом присылают ключ — он работает только в данном кинотеатре на данном сервере, здесь и сейчас. Кинопроектор дорого стоит, и поставить его в наше помещение невозможно: он очень большой и шумный, для него нужно отдельное помещение с вытяжкой. В нашем случае это абсолютно нереально, поэтому мы используем высококачественный видеопроектор, у которого нет защищённого интерфейса. Отчасти по этой причине мы не можем работать с большими компаниями, которые организуют громкие премьеры. Например, мы бы хотели показать «Нимфоманку», но нам её не дадут по причинам безопасности. Кроме того, мы не представляем из себя какого-то интереса для больших компаний.
Не для всех фильмов требуются ключи — среди таких прежде всего старые картины. Их нет смысла защищать, потому что они есть в открытом доступе. Новые фильмы, зашифрованные и с ключом, мы тоже показываем: выкручиваемся с помощью различного софта. Есть небольшое количество маленьких и средней величины компаний, которые на доверии дают нам такие фильмы — ещё никогда у них не было нареканий на нас.
Все вложения — это наши личные средства. Мы выбирали неновую технику из соображений экономии — искали на Avito и специализированных сайтах. Собранный из разных мест комплект получился в разы дешевле, чем аналогичная новая техника, стоил он 300–400 тысяч: аналогичная новая техника обошлась бы в четыре раза дороже. Колонки мы привезли из Пензы, экран с микроперфорацией заказывали в Дании. Обычный перфорированный экран, который используют в кинотеатрах, нам не подходил: на него нельзя смотреть с расстояния меньше чем шесть метров. Купить в России экран с микроперфорацией оказалось практически невозможно.
Когда к нам приходят люди и мы включаем фильм, у них больше не возникает вопросов. Они понимают, что пришли пусть в маленький, но именно в кинозал, а не в какую-то комнату с экраном и проектором.
Права на картины
Все фильмы в кинотеатре мы показываем легально. Новые картины распространяют на одних и тех же условиях для всех: как правило, 50 процентов с билетов уходит кинотеатру, 50 процентов — прокатчику. Есть не очень новые фильмы, права на которые также принадлежат российским прокатчикам. Чаще всего кинотеатры платят за них фиксированную сумму. Кроме того, права на некоторые фильмы можно приобрести за рубежом. На Западе этот рынок очень развит: там есть огромное количество различных типов лицензий, которые человек может недорого приобрести и законно показывать фильмы.
Мы стараемся упирать на фильмы, которые находятся в общественном достоянии (на них не нужно приобретать права), а также на кино, права на показ которого можно приобрети в России. При этом мы регулярно покупаем что-то за рубежом. Как ни странно, у людей есть интерес к старым фильмам. Так как сначала я думал, что мы будем показывать современное, технически совершенное кино, старался сделать в кинотеатре хорошую картинку и звук. Однако при показе старых картин возможности техники не так важны, хотя преимущества всё равно есть.
Старые фильмы можно купить за рубежом, но новые продают только российские компании. Среди тех, с кем мы работаем, — «Профвзгляд», «Синема Престиж», A-One Films. В этом деле сложнее всего найти концы: в интернете многих данных вообще нет. Это связано с тем, что в принципе нет индустрии, в которой работали бы маленькие кинотеатры: ниша абсолютно нерентабельна.
Цены на билеты и посетители
Билеты почти на все сеансы стоят 200 рублей. На мой взгляд, эта цена не кусается и приемлема для всех посетителей. Если мы повысим стоимость билетов, то начнём конкурировать почти со всеми кинотеатрами города. Сейчас мы находимся на грани окупаемости, но повышение цены не приведёт к увеличению прибыли. Однако в связи с экономической ситуацией наши расходы растут по всем направлениям. Видимо, придётся всё-таки поднять цену.
Костяк аудитории — это молодёжь, преимущественно девушки от 16 до 27 лет. Среди постоянных гостей есть люди за 30. Однако приходят и пожилые, обычно они узнают о нас, попадая на наш сайт. Большой пласт людей отсекается с помощью субтитров — это не для тех, кто привык к чему-то более простому. И это хорошо.
О перспективах
Наш случай уникальный, и я не думаю, что нечто подобное появится в Петербурге. Я вижу, что интереса аудитории на нас ещё хватает, но нам приходится напрягаться, чтобы собрать полный зал. Да, у нас бывает аншлаг, и людям не хватает мест, но обычно это не так. Во многих странах есть иллюзионы — кинотеатры, где ты можешь посмотреть старое кино. У нас этот рынок отсутствует. Мы, с нашим малюсеньким залом и с отсутствием коммерческого интереса, можем держаться, но если взять для подобного проекта помещение побольше — и расходы могут вырасти в десятки раз. Это может быть рентабельным, только если найдётся какой-то инвестор, чтобы поддерживать такой проект и со временем воспитать культуру просмотра.
Параллельно я по-прежнему занимаюсь кино и музыкой, собираюсь организовать бизнес. Кинотеатр я не рассматриваю как вариант доходного бизнеса, но считаю, что это место должно существовать. Здесь есть потолок, которого мы если уже не достигли, то скоро достигнем. В нашем масштабе сильно расти уже не получится.
Фотографии: Дима Цыренщиков
Минкультуры обязало онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения
Прокатные удостоверения необходимо получать для проката кинокартин не только в российских кинотеатрах, но и для их показа в интернете. Соответствующие пояснения к постановлению правительства о правилах выдачи прокатных документов опубликовало Минкультуры.
Изменения в Правилах выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм вступили в силу 31 декабря 2016 года. Прокатное удостоверение, согласно этим изменениям, должно выдаваться на показ фильма в кинозале, на прокат фильма на материальном носителе и на показ фильма «другими техническими способами».
Под «другими техническими способами», как отмечает Минкультуры, понимаются «любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе с использованием сети интернет». То есть «деятельность онлайн-кинотеатров по доведению фильмов до всеобщего сведения путем онлайн-просмотра (VOD streaming)» регулируется новыми поправками.
Исключения сделаны для телеканалов и онлайн-версий телеканалов. Под новые правила не подпадают также онлайн-магазины, продающие фильмы. Ранее прокатные удостоверения должны были получать только прокатчики фильмов в кинозалах.
Как пояснили РБК в пресс-службе Минкультуры, в большинстве случаев получать отдельное прокатное удостоверение для показа фильма в онлайн-кинотеатре не понадобится. «Легальные онлайн-кинотеатры работают с легальным контентом, то есть с фильмами, как правило, уже имеющими прокатные удостоверения на все виды использования. В случае отсутствия прокатного удостоверения на демонстрируемый в онлайн-кинотеатре фильм правообладатель должен получить прокатное удостоверение в установленном порядке», — отметили в Минкультуры.
Там добавили, что в случае если в выданных прокатных удостоверениях не прописаны права на интернет-показ, правообладателю «достаточно будет просто обратиться в Министерство культуры РФ для внесения изменений в действующее прокатное удостоверение».
Минкультуры уверено, что прописанные меры будут способствовать пресечению распространения нелегального контента в сети интернет.
Генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России Виктор Чеканов полагает, что поправки «связывают» руки всей VOD-отрасли и откидывают ее в развитии на пять-семь лет назад.
«Это очередная нелепая бюрократическая инициатива, которая ничего хорошего рынку не даст, напротив, принесет только вред всей отрасли. Согласно данному постановлению, прокатное удостоверение должны получать владельцы исключительных, то есть эксклюзивных, прав на контент. Это означает, что в скором времени в России может исчезнуть как вид вещание catch up («следом за эфиром») и онлайн-трансляции игровых и фестивальных событий», — отметил Чеканов в разговоре с РБК.
Глава онлайн-кинотеатра подчеркнул, что новые правила также упрощают существование пиратских сервисов.
По мнению главного юриста онлайн-кинотеатра Tvzavr Александра Рылева, в постановлении правительства допущена подмена понятий, есть юридические неточности. Согласно ст. 3 ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» показ фильма — публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами. Согласно п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ публичной является демонстрация произведения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
«Доведение фильма до всеобщего сведения в сети интернет не может подпадать под определение «показ фильма», так как в данном случае фильм демонстрируется частному лицу или кругу семьи, а не публично», — отмечает Рылев.
Гендиректор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий после введения новых правил ожидает активных действий от студий по очистке прав на онлайн-трансляции. «По новым фильмам это будет формальность, которая не должна повлиять ни на стоимость, ни на сроки оформления прокатного удостоверения — просто дополнительный пункт», — отметил Гродецкий. Он предположил, что некоторые проблемы могут возникнуть с очисткой прав на старые фильмы просто из-за их большого количества.
В ноябре 2016 года в Госдуму были внесены поправки к действующему законодательству, регулирующие деятельность онлайн-кинотеатров. Документ предполагает запретить иностранцам владеть более чем 20% сервисов, чья ежедневная аудитория в течение месяца составляет более 100 тыс. пользователей на всей территории России или более 20 тыс. в одном регионе страны. Онлайн-кинотеатры также должны регистрироваться в реестре Роскомнадзора.