Правомерность установки прибора учёта в малоквартирном старом доме
Advokat-rso.ru

Юридический портал

Правомерность установки прибора учёта в малоквартирном старом доме

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. “к” п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. “к” п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Возможна ли установка счетчика тепла в квартиру? Действующее законодательство и необходимый порядок действий граждан

Возможно ли поставить в квартире счетчик тепла и использовать его для расчета платы за отопление? Что говорит по этому поводу действующее законодательство? И если возможно, то каковы должны быть действия граждан, которые хотят перейти на оплату услуг теплоснабжения, исходя из показаний квартирного счетчика? На эти вопросы отвечает Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит »

Установка счетчика тепла в квартире: что говорит законодательство?

Начнем с того, что Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ предписывает до 01.01.2012 года всем собственникам жилья установить как общедомовые счетчики энергоресурсов, так и квартирные счетчики воды, электроэнергии, газа, а, при наличии технической возможности, — квартирные счетчики тепла.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354 (ред . от 14.02.2015 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителю дается право принимать решение об установке индивидуального общеквартирного или комнатных приборов учета тепловой энергии.

В каких квартирах можно устанавливать счетчики тепла?

Установка квартирных счетчиков тепла, как правило, предусматривается с горизонтальной поквартирной разводкой труб — в квартиру заходит только один стояк отопления и от него запитаны все остальные радиаторы отопления в квартире по кольцу.

Законодательство запрещает установку счетчиков тепла в квартирах домов с вертикальной разводкой — в квартиру заходит несколько стояков отопления и от каждого стояка в квартире запитан только один радиатор отопления (Приказ Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. N 627).

Порядок действий при установке счетчиков тепла

Если Вы решили перейти на оплату услуг теплоснабжения исходя из показаний счетчика тепла в квартире, необходимо выполнить следующее:

  1. Необходимо убедиться в возможности установки счетчика тепла. Желательно составить акт обследования, что установка прибора учета в вашей квартире технически возможна.
  2. При наличии возможности установки устранить все возможные источники теплопотерь: промерзающие углы, щели в окнах, плохо утепленные входные двери. Только тогда монтаж счетчика учета тепла принесет ощутимую материальную экономию.
  3. Обратиться в ЖЭК, ТСЖ или управляющую компанию для предоставления технических условий, в которых прописано, что необходимо для подключения счетчика в вашей квартире.
  4. Определиться с типом квартирного счетчика тепла: механический или ультразвуковой. Покупать счетчик тепла рекомендуется в специализированной (легальной ) компании. При покупке взять кассовый и товарные чеки, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации.
  5. На основе полученных технических условий надо обратиться в специализированную компанию, занимающуюся проектированием, монтажом, а также обслуживанием объектов теплоснабжения для заказа «проекта на установку счетчика тепла».
  6. Вызвать специалиста для проведения обследования теплового ввода в квартиру и выполнения необходимых замеров.
  7. Разработать проект на установку квартирного счетчика тепла.
  8. Подготовленный проект согласовать в ЖЭК, ТСЖ или управляющей компании.
  9. Произвести монтаж счетчика тепла и пусконаладочные работы.
  10. После установки тепловой счетчик пломбируется представителем ЖЭКа, ТСЖ или управляющей компанией, и подписывается акт о его приеме и допуска в эксплуатацию.
  11. Далее оплату услуг теплоснабжения можно осуществлять по показаниям счетчика тепла.
Читать еще:  Собственник отключил электроэнергию в квартире, куда обращаться?

Кто может устанавливать счетчики тепла в квартиру?

Устанавливать счетчики тепла должна лицензированная компания. При выборе своего подрядчика обратите внимание на следующее:

  • наличие информации о компании в ЕГРЮЛ;
  • наличие всей необходимой документации (сертификаты , свидетельства, допуски СРО);
  • наличие спецоборудования и квалифицированных специалистов; осуществление полного перечня монтажных работ;
  • возможность выезда инженера на квартиру для осмотра коммуникаций;
  • наличие гарантии на проводимые работы.

Переход на оплату за тепло по счетчику: правовая коллизия

При этом, впрочем, нельзя не отметить существование правовой коллизии, которая в настоящее время серьезно затрудняет переход на оплату услуги теплоснабжения исходя из показаний квартирного прибора учета тепла.

Дело в том, что в соответствии с п. 42 (1 ) ПП РФ №354, которое мы уже цитировали выше, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета (распределителями ) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении не оборудованным прибором учета определяется:

  • исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета (распределителями ) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом и нежилом помещениях определяется:

  • исходя из показаний индивидуального и (или ) общего (квартирного ) прибора учета и количества тепловой энергии на общедомовые нужды приходящееся на каждое помещение, как доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

Также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) №11362-02/04 от 23.06.2014 поясняется п. 42 (1 ) ПП РФ №354, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний и индивидуальных (квартирных ) приборов учета возможна только при оборудовании индивидуальными приборами учета всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Получается, что в действующей редакции ПП РФ №354 размер платы за отопление по установленному счетчику тепла будете производить только в том случае, если во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома имеются коллективные (общедомовые ), общие (квартирные ) и индивидуальные счетчики тепла, а иначе – исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.

В тоже время в соответствии с п. 23 ПП РФ №307 от 23.05.2006 г., при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым ) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета, определяется для отопления исходя из следующего:

  • ежемесячный размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление,
  • ежемесячный размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Как видим, в действующем законодательстве наличиствуют несогласующиеся друг с другом нормы, регламентирующие возможность организации расчетов за услугу теплоснабжения, исходя из показаний квартирных счетчиков тепла.

Чтобы найти выход из создавшейся правовой ситуации, лучше всего обратиться в управляющую компанию или в правление ТСЖ, если предложенное решение не устроит, то следует поставить этот вопрос на голосование на общем собрании собственников жилья.

Автор: Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит »

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
Читать еще:  Могу ли я выписать сожительницу из частного дома?

УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Правомерно ли требование о переносе счетчиков из квартиры в подъезд

Губин Виталий

В КС Цитадель обратился собственник одного из многоквартирных домов с просьбой разъяснить вопрос, правомерно ли требование управляющей организации о переносе счетчиков из квартиры в подъезд.

Ответ: Ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация не вправе выдвигать требование о переносе счетчиков элеткроэнергии из квартиры в подъезд. Более того, в случае самовольного переноса индивидуального прибора учета электроэнергии собственник или наниматель жилого/нежилого помещения может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями».

Разъясним почему требование о переносе счетчиков из квартиры в подъезд незаконно

Выполнение работ по выносу приборов учета электроэнергии из квартир в подъезд, требует внесение изменений как в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры, так и внесение изменений в технический паспорт жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, то есть без документа подтверждающего принятие решения на переустройство и (или) перепланировку или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст. 26 настоящего Кодекса.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п.8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации, переоборудование (которое включает в себя, в том числе прокладку новых или замену существующих электрических сетей) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 утверждены формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, а также формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что перенос счетчика электрической энергии относится к переустройству жилого помещения, которое возможно по согласованию с органом местного самоуправления. При этом, учитывая, что этажный щиток, где должны будут находятся приборы учета электроэнергии должен входить в состав общего имущества многоквартирного дома, право общей долевой собственности на который должно принадлежать собственникам многоквартирного дома, то переустройство возможно лишь с согласия собственников.

Таким образом перенос индивидуального прибора учета электроэнергии из квартиры на лестничную клетку является переустройством, требующим внесения изменений в технический паспорт (в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры) всего жилого многоквартирного дома.

Довод управляющей организации или ресурсоснабжающей организации о том, что собственник или наниматель жилого помещения противодействует снятию показаний индивидуальных приборов учета несостоятелен, поскольку исполнитель коммунальной услуги не лишен права применить в таком случае положения подпункта «б» пункта 59 Правил № 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

А также пунктом 60 Правил 354: если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок замены электросчетчиков. Кто, когда и как должен переустанавливать приборы?

Счётчик электрической энергии – это единственный эффективный инструмент для установления и урегулирования взаимоотношений между потребителем и поставщиком. Благодаря этому прибору можно высчитывать, сколько реально электрической энергии было израсходовано за определённый промежуток времени. Но в процессе эксплуатации наступает момент, когда прибор требует необходимой замены. Кто, когда и за чей счёт должен производить такую сложную процедуру и как происходит переустановка счетчика?

Чьей собственность является прибор учета электроэнергии: что говорит закон?

Для замены электрического счётчика есть немало причин. Но они никак не влияют на то, кто должен заниматься сменой эл.счётчика.

В соответствии с российским законодательством, исполнитель определяется в зависимости от объекта, где расположен прибор.

В приватизированной помещении

Владелец приватизированного помещения должен понести финансовые затраты на следующие виды работ:

  1. Осуществление монтажа или демонтажа счетчика, отвечающего за подсчет электрической энергии.
  2. Техническое обслуживание.
  3. Ремонт счётчика.
  4. Проверка счётчика света.
  5. Оплачивает услуги калибровки.

Если прибор учета относится к общедомовым нуждам, то есть показывает потребление электрической энергии, которая была потрачена на освещение подъездов, других общедомовых помещений и приборов, то в таком случае, обязанность по его замене несёт не владелец приватизированного жилья, а управляющая компания или товарищество собственников жилья, за чей счет и производится процедура.

Теперь вы знаете, кто должен менять прибор в приватизированной квартире, если тот вышел из строя, сгорел или по иной причине.

В подъезде на лестничной площадке

Если прибор учета располагается на лестничной клетке, то он является общедомовым имуществом МКД, данная информация подтверждается Постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006 г. Производить замену и ремонт обязана организация, которая обслуживает МКД.

В муниципальном жилье

Физическое лицо занимает данную жилую площадь в соответствии с договором социального найма. В нем прописаны условия проживания, в том числе, касающиеся замены расходного оборудования.

Если иного не предусмотрено договором социального найма, то обязанность по обеспечению надлежащего состояния и замене индивидуального прибора лежит на собственнике жилого помещения, которым является муниципалитет (Ст.210 ГК).

Статья 210 ГК РФ. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Значит, в случае если прибор пришел в негодность, необходимо обратиться в ближайший уполномоченный орган местного самоуправления. Теперь вы знаете, кто по закону может заменить счетчик электроэнергии в муниципальной квартире.

В частном доме

Руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса, свидетельствующей о том, что бремя содержания имущества полностью лежит на собственнике помещения, можно сделать вывод, что ответственность за смену счётчика электрической энергии лежит на владельце частного дома.

Читать еще:  Могу ли я претендовать на часть квартиры

Можно ли самому провести работы и каков штраф за самовольные действия с ИПУ в 2019 г?

Собственник обязан предупредить исполнителя о демонтаже счетного средства за 2 дня до начала работ. Если представители исполнителя не явятся на процедуру, то работы можно проводить и без них, главное чтобы было сделано предупреждение. Во избежание дальнейших проблем, лучше предупредить письменно или по электронной почте, таким образом вы будете иметь подтверждение ваших действий.

Для нарушителей данного порядка законодательство предусмотрело штраф по статье 7.19 КоАП РФ от 10000 до 15000 руб., а также придется заплатить за срыв пломбы ст. 19.2 КоАП РФ от 100 до 300 руб.

Нужно ли менять электрические счетчики: в каких случаях и как часто?

Многие задаются вопросом, надо ли менять счетчик электроэнергии старого образца на новый и обязательно ли это делать, если он исправен. Когда по закону надо менять счетчики электроэнергии:

  1. Замене подлежат все электрические приборы и счётчики электроэнергии с классом точности, который превышает 2.0. Это индукционный измерительный прибор, который имеет в своём строении крутящийся диск. Конструкция устаревшая, поэтому было принято решение об инициации данной процедуры.
  2. Помимо этого подлежат замене все счётчики, у которых имеются явные механические повреждения. Например, деформирован корпус, разбито стекло, не функционирует механизм подсчета.
  3. Если собственник помещения переходит на многотарифный режим оплаты, то ему требуется совсем иной тип эл. прибора – электронный счетчик.
  4. Подлежит замене электрический счётчик, который был признан специалистами из Энергосбыта недействительным. Это значит, что он неправильно фиксировал показания, которые не соответствовали реальному количеству потребленной электрической энергии.
  5. Плановая замена счетчика электричества — производиться тогда, когда заканчивается срок службы прибора. Зависит такой срок от конкретной модели, как правило, старые устройства имеют период эксплуатации до 16 лет, а новые до 25-35 лет. Точнее можно узнать, заглянув в технический паспорт.

УК или Энергосбыт не должны присылать уведомление о замене электросчетчика, согласно абз. 3 п. 145 ПП № 442 от 04.05.2012, а также п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в работу ПУ, а также его сохранность и целостность, в том числе пломб и (или) знаков визуального контроля, снятие и хранение показаний, своевременная замена возлагается на собственника такого прибора учета.

Если с счётчика была сорвана пломба, и кем-либо были проведены действия по изменению показателей, то перед сотрудниками Энергосбыта встаёт вопрос. Они либо заново пломбируют счетчик электроэнергии, если было доказано отсутствие внутреннего вмешательства в прибор, или же требуют владельцев приватизированного или общедомового имущества заменить счётчик. И ответ на вопрос о том, законно ли требование, когда заставляют менять прибор, – да.

Кто должен поставить новый, если старый сломался?

Далее подробно рассмотрим, кто должен осуществлять смену расчетных неисправных счетчиков электроэнергии.

В приватизированной квартире собственника

Если счетчик в приватизированной квартире относится к общедомовым нуждам, то есть считает электроэнергию, потраченную на нужды дома (освещение подъездов, подвала и т.д.), а не на нужды собственника, то заниматься ремонтом должна управляющая компания. Специалиста привлекают за счет средств управляющей организации.

Счетчики, установленные непосредственно в квартире, меняются за счет жильцов.

В подъезде многоквартирного дома

Как было сказано выше, такие счетчики относятся к общедомовому имуществу МКД. Поэтому ремонт и замена ложится на плечи домоуправляющей компании.

В муниципальной собственности

Муниципальная квартира находится в собственности органов местного самоуправления. Физическое лицо проживает в ней по договору социального найма, который не предусматривает осуществление работ по поломке счетчика.

Гражданин должен обратиться в муниципалитет с соответствующим заявлением.

Однако если в ходе проверок выяснится, что счётчик был испорчен и деформирован в виду действий нанимателя помещения, то в стоимость на услуги замены счётчика и приобретение нового прибора будет включена в стоимость оплаты за проживание. Для определения причины поломки счётчика электричества явится специалист, который должен провести осмотр, составить акт и сделать заключение.

Если же электрический счётчик расположен не в квартире, а за её пределами, например, на лестничной клетке подъезда, то в таком случае наниматель должен требовать замены от управляющей компании, предварительно ознакомившись с заключённым договорам. Однако, управляющая компания может отказать в замене, ссылаясь на то, что наниматель не является собственником квартиры.

В таком случае придется явиться в местный орган самоуправления, организации или иное учреждение, на балансе которого числится квартира, и потребовать от уполномоченных лиц написать заявление о замене счётчиков в отношении управляющей компании. Это процедура длительная, но позволит сэкономить денежные средства.

В частном жилье

В частном доме замену прибора учета проводят сотрудники энергосбыта, с которой у жильца дома заключен договор на обслуживание.

За чей счет?

Важно заранее уточнить, за чей счет должен меняться счетчик электроэнергии в квартире или доме. Собственник приватизированной квартиры несет бремя как по установке электрического счётчика, так и по его замене, в случае, если оборудование вышло из строя или у него закончился срок эксплуатации. Сюда же входит обязанность по обслуживанию.

Во многих домах старого типа электрические счётчики установлены на лестничной площадке. 7 пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 говорит о том, что эл. счётчик, который располагается на лестничной клетке, является общедомовым имуществом. Собственники квартир оплачивают ежемесячно содержание ОДУ, поэтому, все затраты по обслуживанию несет только управляющая компания и требование дополнительных денег незаконно.

Чтобы выяснить, кто должен менять прибор и оплачивать процедуру, еще раз обратитесь к договору, который был заключён между собственниками квартиры и управляющей компанией. В нем должны быть перечислены работы, которые обязуется осуществлять УК. Среди них и замена электрического оборудования.

  • Владельцы частных домов самостоятельно несут затраты по установке, обслуживанию и замене электрического счётчика.
  • Если речь идет о муниципальной квартире, то нужно отталкиваться от месторасположения счётчика. Когда прибор учета электроэнергии расположен на лестничной площадке или в подъезде муниципальной квартиры, он является объектом общедомового имущества, а значит, вероятнее всего, согласно договору, управляющая компания – вот кто должен менять ваш счетчик электричества и она же обязана оплачивать процедуру.
  • Если прибор учета находится непосредственно в квартире, и при этом, она не является собственностью живущих в ней граждан, то замену должна осуществлять организация, на балансе которой находится квартира. Именно она должна обеспечить надлежащее техническое обслуживание и замену приборов учета, которые по той или иной причине вышли из строя. Главное, чтобы при этом не было доказано вины абонента.

Сколько стоит процедура?

Все будет зависеть от организации и региона, в котором будет происходить замена. Также на цену могут повлиять срочность проведения работ, нужно ли проводить снятие прибора и т.д. Если вы обращаетесь в организацию, с которой заключен договор, то можно «убить двух зайцев сразу», т.е. провести замену и опломбировку прибора, цену лучше уточнять непосредственно на месте.

Разбивка в стоимости может варьироваться от 1-2 тыс и до 5-6 тыс. руб, цена может возрасти, если в квартире при замене ИПУ сразу будет проведена опломбировка.

Сроки процедуры

Законодательством не регламентируются сроки замены приборов учета, как правило, все зависит от вида работ и организации, которая будет проводить работы. Если прибор меняют на новый, то процедура не займет больше одного дня, если же происходит ремонт, то срок будет зависеть от сложности работ.

Также время займет ввод прибора в эксплуатацию, т.е. опломбировка. Если работы проводит организация, которая может сделать замену и опломбировку, это существенно сократит срок процедуры, но может стоить чуть дороже.

Как заменить бесплатно: порядок и последовательность действий

Бесплатной замене за счёт обслуживающей организации подлежат приборы учета электроэнергии, которые в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации номер 491 относятся к общедомовому имуществу.

Рассмотрим правила и порядок переустановки квартирного счетчика электроэнергии, находящегося в подъезде многоквартирного дома, в частности то, кто и когда его будет менять бесплатно. Для того чтобы заменить счётчик по льготе, важно, чтобы наступила одна из причин, которая подводит к замене. Как правильно заменить прибор жильцам квартиры:

  1. Бумаги, необходимые для переустановки счетчика электроэнергии: паспорт Российской Федерации, а также документы, которые подтверждают ваше право на помещение. Возможно это свидетельство о праве собственности или договор социального найма.
  2. Куда обращаться: чтобы поменять прибор, жителю квартиры необходимо явиться к поставщику электроэнергии или в управляющую компанию и написать заявление о необходимости замены счетчика.
  3. Следующим шагом должна стать явка инспектора от Энергосбыта. Он должен проверить прибор, затем составить акт о необходимости замены. В этот же момент будут сняты все пломбы, будут зафиксированы показания.
  4. Специалист проводит замену прибора учета, составляет акт о замене, в котором фиксируются показания.
  5. Устанавливается пломба.

Что касается расчётов потребленной энергии в момент, пока счётчик не переустановлен, то оно будет рассчитываться по среднему показателю.

Некоторых интересует, можно ли самим поменять счетчик электроэнергии. Снятием прибора и установкой нового должен занимается специалист с присвоенной минимум 3-ей группой по электробезопасности.

С необходимостью замены счётчика могут столкнуться как жители новостроек, так и достаточно старых домов. И в этот момент важно не паниковать, а четко понимать, какие действия стоит предпринимать. Если прибор находится на территории вашей приватизированной квартиры или иной собственности, придётся раскошелиться и осуществлять самостоятельный поиск специалиста.

Если же приборы относятся к общедомовому управлению, необходимо настоять на бесплатной замене счётчика за счет управляющей компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector