Правомерность уведомления об уступке права долга по ЖКХ

Содержание
  1. Правомерность уведомления об уступке права долга по ЖКХ
  2. Уступка прав (требований) по взысканию задолженности по ЖКХ
  3. Переуступка долга по ЖКУ без уведомления клиента
  4. Незаконная цессия от управляющей организации – как потребителям защитить свои права?
  5. Пример из личной практики
  6. Ответственность.
  7. Куда обращаться?
  8. Могут ли коллекторы взыскивать долги по ЖКХ
  9. Что случилось?
  10. Новый порядок взыскания коммунальных долгов
  11. Коллекторы не смогут взыскивать долги по ЖКХ
  12. Это право осталось только у ТСЖ, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций
  13. Кто настоящий должник, решат в суде
  14. Воспитание коллекторов будут продолжать
  15. Коллекторы и долги ЖКХ. Могут ли взыскивать?
  16. Законопроект в Госдуме
  17. Долги ЖКХ и кредитная история
  18. Как вести себя с коллекторами?
  19. Учет цессии у ресурсоснабжающей организации
  20. Налог на прибыль организаций
  21. Бухгалтерский учет

Правомерность уведомления об уступке права долга по ЖКХ

Уступка прав (требований) по взысканию задолженности по ЖКХ

Добрый день! Будет ли действовать запрет на уступку прав (требований) по взысканию задолженности по ЖКХ третьим лицам, если задолженность уже просужена и имеются исполнительные листы. Или же этими третьими лицами в соответствии с частью 18 статьи 155 Жилищного кодекса могут быть только вновь выбранные, отобранные или определенные управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Спасибо.

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,1 рейтинг
  • 1024 отзыва

Исходя из смысла статьи запрет будет и в случае взыскания долга в судебном порядке. Так как статься таких исключений не содержит, и уступка прав требования возможно и после взыскания задолженности в судебном порядке.

Уступать права требования можно только новым управляющим организациям.

18. . Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Здравствуйте. Исходя из смысла ст. 155 ЖК РФ, то атм прямо сказано, что

Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

таким образом, уступка права требования возможна только для новых УК.

Будет ли действовать запрет на уступку прав (требований) по взысканию задолженности по ЖКХ третьим лицам, если задолженность уже просужена и имеются исполнительные листы.

так что да запрет будет действовать.

  • 8,1 рейтинг
  • 930 отзывов

Здравствуйте, Олег! Обратите внимание, что ст.388 ГК РФ прямо установлено, что:

Статья 388. Условия уступки требования

1. Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Будет ли действовать запрет на уступку прав (требований) по взысканию задолженности по ЖКХ третьим лицам, если задолженность уже просужена и имеются исполнительные листы.
Олег

Для наглядности приведу Вам выдержки из свежей судебной практики на примере Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 N 09АП-51828/2019 по делу N А40-56688/2018

ООО «ЭВЕРЕСТ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о замене истца ООО «ЭВЕРЕСТ» на ООО «Юридическая компания АКМ» в связи с заключением указанными лицами договора уступки прав требований.

Установлено, ООО «Эверест» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Минобороны России о взыскании 2 538 386 руб. 93 коп. долга и 224 438 руб. 56 коп. пени.
Решением суда от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.09.2018 г., исковые требования удовлетворены.
Обращаясь с заявлением произвести замену истца, обществу указало на обстоятельство того, что на основании договора цессии от 04.06.2019 ООО «Эверест» уступило ООО «Юридическая компания АКМ» право требования к ответчикам суммы долга по оплате коммунальных услуг за период с мая 2017 года по февраль 2018 года.

Отказывая в удовлетворении заявления истца, суд первой инстанции учел, что согласно п. 18 ст. 155 ЖК РФ… заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.

Норма ч. 18 ст. 155 ЖК РФ введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ, вступившим в силу 26.07.2019, в то время как обжалуемое определение суда датировано 09.08.2019, то есть когда спорная уступка уже была запрещена.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявления Общества о замене истца.

Как видите, арбитражный суд, а затем арбитражный апелляционный суд отказали в замене истца на основании ч.18 ст.155 ЖК РФ, указав, что заключение уступки прав требований по оплате долга по коммунальным платежам недействительно.

Переуступка долга по ЖКУ без уведомления клиента

ЖКС продал мой долг по ЖКХ (в размере 8000 р) за период с 1.04.13 по 1.10.14 другой организации, а именно ОАО Т.. Уведомление об этом я получила в мае 2015 года от ОАО Т., от ЖКС никаких уведомлений я не получала. Квитанции за два года не храню, но все уплаты ЖКХ за указанный период погашала. Каков порядок моих действий? «Купившая» мой долг организация звонит каждый день и требует выплат.

Скажите, есть ли у Вас на руках Ваш договор с ЖКС?

Если условиями договора оказания услуг предусмотрено право передачи права требования третьим лицам, то УК имела полное право передать Ваш долг сторонней организации, но при этом Ваша УК обязана была Вас уведомить о предстоящей передаче в письменном виде.

В соответствии с положениями ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. При этом не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

с другой стороны в ст. 382 ГК РФ, говорится, что «для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором». Так что в первую очередь необходимо внимательно изучить Ваш договор с ЖКС, на предмет того предусматривает ли он возможность передачи права требования третьим лицам или же нет?

Но в любом случае, как я уже указала, ЖКС ОБЯЗАН уведомить должника о предстоящей продаже долга. И должна это сделать в письменном виде под Вашу роспись. Этот факт будет свидетельствовать о том, что УК отказывается от своих денежных претензий в отношении Вас и теперь только данная организация вправе предъявлять к Вам денежные претензии. до тех пор пока Вы не получите такое уведомление, даже несмотря на частые звонки сотрудников другой организации, утверждающих, что купили долг, Вы вправе ничего не платить и смело класть трубку. Потому как согласно ст. 385 ГК РФ, должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

Как я понимаю, о передаче долга Вы были извещены лишь в мае 2015 года, в данном случае Вам необходимо в судебном порядке оспорить не только передачу долга, но и сам факт его наличия, а сделать это не имея квитанций об оплате практически невозможно. Скажите, каким образом осуществлялись платежи за КУ в спорный период?

Здравствуйте, Ирина! Спасибо большое за консультацию.

Справка об оплате долга в бухгалтерии ЖКХ мною получена, долг уплачен за месяц до получения извещения от новой компании-кредитора. (Это был долг за какие-то два потерявшихся месяца 2013 года). Соответственно, документ об этом у меня на руках.

Компания ТГК-1, которой был передан мой долг, ссылаясь на ст. 382 ГК РФ говорит что у них на руках есть документ, подтверждающий, что уведомительное письмо мне было выслано. А то, что я его не получила и не ознакомилась с ним — это уже мои проблемы. И если я в течении 5 дней не оплачу долг компании ТГК-1, против меня будет начато судебное разбирательство. Но я действительно не получала по почте никаких документов о передаче долга. Как Вам кажется, каков мой порядок действий в данном случае?

У меня на руках, к сожалению, нет договора с ЖКС, так как его у меня вообще наверное нет (я покупала квартиру в 2013 году, и предыдущий владелец мне договоров не передавал).

действия ЖСК по передаче прав требований по долгу другому лицу правомерны (если только другое не указано в договоре).

Как Вы производили оплату: по системе «город», через он-лайн банк, наличиными в кассу?

Вам нужно найти доказательства произведенной оплаты — выписка по банковскому счету или запросить выписку по счету в ЖСК.

Обязанность доказать наличие оплаты лежит на Вас.

Анна, спасибо за ответ!

Я оплачивала ЖКУ онлайн, в бухгалтерии ЖСК уже побывала, выписку попросила, справку получила: долг погашен полтора месяца назад, до получения извещения от новой компании-кредитора. А извещение о передаче долга я не получала, иначе бы не платила по обычной квитанции.

Ссылаясь на ст. 382, новая компания-кредитор говорит, что несмотря на то что долг перед предыдущей компанией был погашен, это моя личная проблема — в том, что я не получила извещение о передаче долга и платила не той компании. И если я не заплачу в течении 5 дней теперь уже им, то против меня будет начато судебное разбирательство.

Читайте также:  Возможна ли индексация долга по кредиту?

Договра с ЖСК у меня на руках нет. Я не уверена, что он есть вообще: я покупала квартиру пару лет назад и предыдущий владелец мне не передавал таких документов.

Говорите новой компании-кредитору, чтобы обращались в суд и взыскивали с Вас сумму задолженности.

в случае передачи спора в суд, в суд организация-новый должник должна будет предоставить договор уступки прав требований.

Вы, в качестве возражений, предъявите квитанцию об оплате.

Также можно уже сейчас направить письменно возражение по предъявленным тебованиям, в котором отразить, что новый кредитор не имеет права требования задолженности, в связи с тем, что Ваша задолженности была полностью погашена «____»»______ года.

Благодарю Вас, Анна!

Письменное возражение (существует ли официальный порядок возражения?) с приложенной справкой об оплате (от 16.04.2015) я уже выслала новому кредитору, на что получила от них звонок с требованием выплаты в течении 5 дней и ссылкой на ст.382, по которой я НЕ должна быть уведомлена в особом порядке о том, что мой долг был продан. А значит, тот факт, что я платила не тому кредитору — это моя личная проблема, и я должна платить еще раз.

Каковы мои шансы в суде, учитывая тот факт, что мой случай далеко не единичный (полагаю, нас сотни — с зависшими долгами за ЖКХ) и компания-новый кредитор основательно подготовится к судебному заседанию?

Незаконная цессия от управляющей организации – как потребителям защитить свои права?

Краткое содержание:

АО «Орелжилэксплуатация» – управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании заключённого с каждым из собственников помещений в данном многоквартирном доме договора управления многоквартирным домом, в январе 2019 года заключила агентский договор с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – РО ТКО) – ООО «УК Зелёная роща», агентом по данному договору выступает РО ТКО, принципалом – управляющая организация.

Пример из личной практики

Под прикрытием заключения агентского договора управляющая организация фактически допустила цессию, а именно – самостоятельно и без соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, в нарушение положений гражданского и жилищного законодательства, а также договора управления многоквартирным домом, уступила РО ТКО (цессионарию) право требования по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО непосредственно к потребителям – собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией. Наличие данного обстоятельства впоследствии подтвердилось тем, что РО ТКО произвёл начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и направил платёжные документы непосредственно потребителям без заключения с каждым из них договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Управляющая организация может уступать третьим лицам право требования к потребителям по оплате коммунальных услуг в случае, если это предусмотрено законом и договором управления многоквартирным домом, при наличии согласия на это общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется при наличии у неё соответствующей лицензии и заключенного по правилам и с содержанием условий, определенных в ст. 162 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в течение согласованного в договоре срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.

В свою очередь, в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.

Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация, которая получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с РО ТКО, с которым такой управляющей организацией заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются РО ТКО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с ТКО в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, а именно: решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с РО ТКО.

Согласно п.64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (с изменениями) (далее – Правила), потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Согласно п.п. «а» п. 148 (4) Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.

Согласно п. 148 (7) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с РО ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.

В рассматриваемом случае исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в силу договора управления многоквартирным домом, договора между управляющей организацией и РО ТКО является управляющая организация, которая в силу приведенных выше положений законодательства имеет обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям и по внесению платы за указанную услугу РО ТКО, поскольку решение собственниками помещений об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО непосредственно РО ТКО не принималось.

Согласно ст. 388 Гражданского кодекса РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1). Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (пункт 2).

Возможность и условия уступки прав требования (цессии) исполнителя коммунальной услуги (управляющей организации) к потребителям в адрес РО ТКО предусмотрена действующим законодательством, однако, при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг РО ТКО без соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирного доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, должен быть указан в платёжных документах, предоставляемых потребителям управляющей организацией, а РО ТКО не вправе производить начисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, направлять платёжные документы непосредственно собственникам помещений в многоквартирном доме и, соответственно, не вправе получать платежи от потребителей.

Допущенная управляющей организацией (цедентом) цессия в данном случае не основана на законе, поскольку личность кредитора (управляющей организации) имеет существенное значение для потребителей (плательщиков – физических лиц), уступка управляющей организацией права требования, возникшего из договора управления многоквартирным домом, заключенного ею с потребителями (собственниками помещений в многоквартирном доме), возможна, если такое условие установлено законом или договором. Взимание платежей по договору управления может осуществлять только организация, осуществляющая поставку коммунальных услуг гражданам по договору управления многоквартирным домом.

Аналогичную по содержанию и правовому смыслу позицию высказал Верховный суд РФ в Определении от 14.08.2017 г. № 310-ЭС 17-10459 Подробнее >>>

Ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей;

Читайте также:  Долг в банке, возникший не по моей вине

• на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Куда обращаться?

Куда обращаться потребителям коммунальных услуг за защитой своих нарушенных прав и законных интересов?

Для защиты нарушенных прав и законных интересов, связанных с предоставлением и оплатой коммунальных услуг, потребителям необходимо обращаться:

• в органы прокуратуры,
• Государственную жилищную инспекцию в регионе проживания,
• а также в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Могут ли коллекторы взыскивать долги по ЖКХ

Что случилось?

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ, устанавливающий прямой запрет на передачу долгов граждан за предоставление услуг ЖКХ коллекторским агентствам. Поправки внесены:

Документ официально опубликован и вступил в силу.

Новый порядок взыскания коммунальных долгов

Новый закон устанавливает:

Запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Это значит, что с 26 июля (дата вступления ФЗ в силу) уступка права по взысканию с граждан просроченной задолженности по ЖКХ невозможна организациям и ИП, которые не являются профессиональными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, то есть, не имеют статуса:

  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • управляющей организации;
  • ресурсоснабжающей организации.

Таким участникам рынка передавать долги по новому закону можно. Например, в случае, если создано новое ТСЖ или многоквартирный дом перешел под управление другой организации. В этом случае уведомление о передаче должно прийти должнику не позднее, чем за 10 дней.

Авторы закона подчеркивают, что новый порядок уступки прав требований непрофессиональным участникам рынка благоприятно скажется как на положении собственников квартир, так и на положении поставщиков коммунальных услуг. В частности, для последних, как отметила один из авторов поправок Ирина Яровая, появится возможность взыскать задолженность целиком, не перекладывая ее части на плечи соседей должника по дому. Как сказала зампред Госдумы:

Долг продается коллекторам по заниженной стоимости и часть суммы автоматически не поступает в качестве оплаты за потребленные услуги. Только индивидуальная работа с задолженностями и только в судебном порядке является гарантией соблюдения законных прав и интересов всех сторон и дает гарантии по полноте взыскания долга.

Теперь законность требования долга должна будет устанавливаться исключительно в судебном порядке. И это избавит должников от общения с взыскателями, которые иногда по-прежнему прибегают к незаконным методам воздействия на должников. Как ранее отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин:

Мы считаем, будет правильным запретить передачу долгов граждан по ЖКХ. Эта проблема, к сожалению, существует: звонят людям, особенно пожилым, с угрозами вплоть до применения физической силы. Граждане регулярно обращаются к депутатам с требованием принять соответствующие решения.

Все долги, уже переданные на взыскание коллекторам, должны быть возвращены первоначальным кредиторам, которые с этого момента должны строить свою работу с должниками самостоятельно. Принудительным взысканием коммунальных долгов на основании решения суда будут, как и раньше, заниматься судебные приставы.

Коллекторы не смогут взыскивать долги по ЖКХ

Это право осталось только у ТСЖ, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций

ФОТО: ПГ / ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ

Коллекторские агентства больше не смогут заниматься «выбиванием» долгов с граждан, которые вовремя не оплатили услуги ЖКХ. Теперь уступка права по взысканию просрочки станет возможна лишь для профессиональных участников рынка жилищно-коммунальных услуг, например, управляющих компаний. Это прописано в законе, принятом Госдумой 16 июля в третьем чтении.

Кто настоящий должник, решат в суде

«Мы считаем, будет правильным запретить передачу долгов граждан по ЖКХ коллекторским агентствам. Проблема, к сожалению, существует: звонят людям, особенно пожилым, с угрозами вплоть до применения физической силы. Граждане регулярно обращаются к депутатам с требованием принять соответствующие решения», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он напомнил, что документ был внесён депутатами на рассмотрение палаты именно по просьбам граждан.

Сейчас вопрос о выведении коллекторов из сферы жилищных правоотношений решён не окончательно, что создаёт условия для возможного нарушения прав граждан. То есть действующее законодательство фактически допускает передачу коллекторам права взимания задолженности граждан по оплате услуг ЖКХ. При этом анализ правоприменительной и судебной практики показывает, что это приводит к злоупотреблениям со стороны взыскателей долгов.

В Госдуме работают над новым порядком взыскания исполнительского сбора

Вице-спикер подчеркнула, что законопроект дополнен рядом социально важных поправок: «В частности, мы делаем невозможным погашение долгов за счёт соседей. Кроме того, взыскание долга будет возможно только через суд. На первое место, в том числе в случаях взыскания долговых обязательств, должны ставиться законные права и интересы человека, ценность его жизни и здоровья».

О том, что в «Единой России» в целом скептически относятся к такому институту, как коллекторство, заявил первый зампред фракции Андрей Исаев. «Но когда речь идёт фактически о бытовых долгах, которые могут возникнуть не по воле человека, не вследствие намеренного уклонения от исполнения обязательств по взятому добровольно кредиту, а вследствие возникновения тяжёлой жизненной ситуации, мы предлагаем запретить передавать эти долги третьим лицам, в первую очередь коллекторам», — подчеркнул парламентарий.

Он констатировал, что есть судебная система, а также система судебных исполнителей, и через них соответствующая организация, может взыскивать необходимые долги, не прибегая к коллекторам.

Воспитание коллекторов будут продолжать

При этом, как отметили в «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств», поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более пяти процентов от общей задолженности населения.

Глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин напомнил «Парламентской газете», что благодаря ранее принятым поправкам в законодательство коллекторы уже существенно ограничены в своих действиях. «Мы в прошлом году внесли поправки в закон о коллекторской деятельности, ужесточив правила поведения и ответственность коллекторов, вплоть до уголовной», — сказал сенатор.

Он уточнил, что закон ограничивает количество встреч коллектора с должником (не чаще одного раза в неделю) и телефонных звонков со стороны коллекторов (только в дневное время и не чаще двух раз в неделю). Впрочем, Рябухин не исключил, что в законодательство могут внести и дополнительные корректировки, ограничивающие коллекторскую деятельность.

Коллекторы и долги ЖКХ. Могут ли взыскивать?

Многие граждане сегодня испытывают проблемы не только с оплатой банковских кредитов и займов МФО, но и с погашением задолженности по услугам ЖКХ. При этом коммунальные неплательщики опасаются, что их долги будут переданы коллекторам. Этот факт мало кого радует. Поэтому сегодня расскажем, есть ли вероятность привлечения коллекторов к работе с коммунальными долгами.

Согласно статистическим данным, сегодня объем общей задолженности за услуги жилищно-коммунального хозяйства России находится в районе 1,4 трлн рублей. В эту цифру входят не только долги населения по услугам ЖКХ, но и неплатежи различных организаций.

Солидная часть долгов приходится на оказанные услуги по отоплению. Далее следуют долги по электроэнергии, неплатежи по коммунальным услугам и задолженность за газ. Относительно невысокий объем долгов фиксируется в сфере водоснабжения.

Как бы там не было, но долг есть долг. Рано или поздно поставщик коммунальных услуг начнет принимать меры для того, чтобы получить свои деньги. Хорошо, если он просто пойдет в суд, однако есть вероятность того, что он обратится за помощью к коллекторским агентствам. А к коллекторам в России граждане относятся очень настороженно, даже с учетом принятого закона, который полностью урегулировал взаимоотношения сторон и прописал точное количество звонков. Подробнее читайте в нашем материале «Могут ли коллекторы звонить чаще, чем 2 раза в неделю?»

Сегодня действующее законодательство не запрещает коммунальщикам привлекать к работе с долгом коллекторские агентства, если они включены в государственный реестр и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Это значит, что в любой момент времени неплательщик может с удивлением узнать, что теперь ему нужно взаимодействовать с коллектором по вопросу возврата долга.

Законопроект в Госдуме

Впрочем, спешим сообщить, что к радости граждан, которые не горели желанием общаться с коллекторами, в Госдуме сегодня находится законопроект, который запрещает передавать долги граждан по ЖКХ коллекторам. Его внесли на рассмотрение в марте 2020 года. Пока он еще находится в стадии предварительного рассмотрения. К чтениям депутаты могут приступить в июне 2020 года.

В чем суть законопроекта и почему появилась подобная инициатива? Законопроект предлагает внести ряд поправок в действующее законодательство. В частности, в Жилищном кодексе РФ могут появиться уточнения, согласно которым управляющие организации к своему праву взимать плату за коммунальные услуги, получат еще возможность взыскивать просроченную задолженность.

А вот коллекторы, наоборот, лишатся такой возможности, потому что законопроект предлагает запретить управляющим организациям, товариществам собственников жилья, ресурсоснабжающим компаниям передавать право во взысканию долга третьим лицам, в том числе кредитным организациям и коллекторским агентствам.

Таким образом, если закон будет принят, то работать с долгами граждан смогут только сами поставщики услуг, управляющие организации. В пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на анализ судебной и правоприменительной практики сообщается, что передача долга компаниям, которые не являются специальными участниками коммунального рынка, влечет за собой нарушение прав граждан. В ряде регионов страны были зафиксированы случаи, когда коллекторами применялись грубые методы взыскания долга.

Также там отмечается, что прямой запрет на передачу долгов ЖКХ коллекторам имеет важное социальное значение. Кроме того, в записке утверждается, что законопроект был поддержан Минстроем России и Службой судебных приставов.

Читайте также:  Сделают ли перерасчет долга за коммунальные услуги?

Долги ЖКХ и кредитная история

Как бы не сложилась судьба законопроекта, гражданам нужно все равно своевременно оплачивать коммунальные услуги, поскольку задержки в этом направлении могут привести к весьма печальным последствиям.

В частности, гражданин может безнадежно испортить свою долговую биографию. Сегодня информация о коммунальных неплатежах абсолютно законно включается в кредитную историю граждан. Например, по данным НБКИ, по состоянию на 1 ноября 2018 года число злостных коммунальных неплательщиков, информация о которых была передана в бюро кредитных историй, составило почти 30 тыс. человек. Если сравнивать эти цифры с началом 2018 года, то будет заметен весьма существенный прирост на уровне 20%, что говорит об активной передаче данных.

Но кто и как передает эти сведения в бюро? Весь процесс происходит в несколько шагов. На первом этапе коммунальное предприятие пытается мирным способом решить проблему, предлагая должнику добровольно погасить задолженность. Если уговоры не помогает, то коммунальщики идут в суд.

На втором этапе суд принимает решение в пользу коммунального предприятия и снова дает время для добровольного погашения уже задолженности по судебному решению.

На третьем этапе, если должник в течение 10 дней не исполнит решение суда, коммунальное предприятие в соответствии с законодательством получает право передать в бюро кредитных историй информацию о должнике. Записи о коммунальном долге могут храниться в кредитной истории до 10 лет.

Это значит, что гражданин будет испытывать в дальнейшем серьезные проблемы, когда решит оформить займы онлайн в МФО, кредит в банке или ссуду в ломбарде. Информация о долгах пагубно отразится на его кредитном рейтинге. Пока клиенты с хорошим рейтингом будут получать займы на самых выгодных условиях, на длительный срок и низкий процент, заемщик с плохим рейтингом будет постоянно сталкиваться с отказами, либо ему будут выдавать заемные средства на маленькую сумму и высокий процент.

Как вести себя с коллекторами?

Порой коммунальное предприятие может тянуть с обращением в суд, предпочитая привлекать к вопросу коллекторов и считая, что так быстрее получится вернуть задолженность. Гражданин должен быть готов к такому повороту.

Ему нужно знать, что коллекторам запрещено угрожать должникам, запугивать, использовать способы, которые могут нанести урон здоровью гражданина. Ни о каком психологическом давлении не может быть и речи.

Коллекторы должны честно информировать гражданина о размере задолженности, о сроках передачи дела в суд, последствиях для гражданина. До того, как был принят законопроект, регулирующий коллекторскую деятельность, взыскатели любили припугнуть должника, например, тем, что суд выселит должника из единственной квартиры и оставит его на улице, хотя у нас единственное жилье обладает иммунитетом и его нельзя забрать за долги.

Раз в неделю коллекторы могут приезжать домой к гражданину и пытаться с ним встретиться для личных переговоров. Также им разрешено делать пару телефонных звонков в неделю. При телефонном соединении должник должен видеть номер звонящего. Коллекторы перед началом беседы должны представиться и сообщить компанию, которую он представляет.

Если гражданину даже такое общение кажется навязчивым, то он всегда может благополучно от него отказаться. Для этого нужно подождать 4 месяца с момента, как возникла задолженность, а затем подготовить документ с отказом от взаимодействия. Документ отправляется коллекторам. После этого они не смогут приходить к должнику, звонить, писать SMS. Можно только будет присылать уведомления по обычной почте. Решать проблему долга им придется через суд.

Учет цессии у ресурсоснабжающей организации

Ресурсоснабжающая организация приобрела у управляющей компании право требования долга к потребителям коммунальных услуг. Долг приобретается по цене, соответствующей размеру задолженности потребителей. Как в налоговом и бухгалтерском учете ресурсоснабжающей организации отражается приобретение рассматриваемого права требования и последующее погашение задолженности потребителями коммунальных услуг?

Объектом обложения налогом на прибыль у ресурсоснабжающей организации (цессионария) является разница между доходами, полученными от погашения задолженности и расходами, понесенными на приобретение погашаемого права требования .

Оприходование ресурсоснабжающей организацией (цессионарием) права требования долга и последующее погашение задолженности потребителем коммунальных услуг (должником), может быть отражено следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 76, субсчет «Права требования долга» Кредит 60

— отражена причитающаяся к получению задолженность от потребителя коммунальных услуг и одновременно прекращено обязательство управляющей компании;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с должниками»

— произведена оплата требования должником (потребителем);

Дебет 76, субсчет «Расчеты с должниками» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— признан доход от исполнения требования должником;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Права требования долга»

— списана первоначальная стоимость выбывшего права требования.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

На основании договора цессии право требования к должнику, принадлежащее первоначальному кредитору в обязательстве, переходит к новому кредитору (п. 1 ст. 382, ст. 388 ГК РФ).

То есть сторонами в договоре уступки права требования (цессии) являются первоначальный кредитор, уступивший требование (именуемый цедентом), и лицо, получившее от него требование к должнику (новый кредитор — цессионарий).

Правомерность реализации права требования долга управляющей компанией (цедентом) на основании договора уступки права требования к должникам по оплате долга за полученные коммунальные ресурсы, косвенно подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 26.02.2014 N Ф09-73/14 по делу N А71-6910/2013.

Налог на прибыль организаций

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику, в частности, при прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Иными словами, доходы (выручка) ресурсоснабжающей организации будут равны сумме, которую она получит от должника, исполнившего свою обязанность по оплате. До момента погашения обязательства у налогоплательщика (ресурсоснабжающей организации) дохода не возникает, поскольку дата получения дохода в таком случае определяется как день последующей уступки денежного требования или исполнения должником данного требования (п. 5 ст. 271 НК РФ).

Соответственно, при получении дохода от прекращения обязательства по оплате, ресурсоснабжающая организация сможет учесть в целях налогообложения прибыли расходы по приобретению права требования у управляющей компании. До момента определения дохода стоимость приобретенного права требования в расходах организации не учитывается (смотрите также письма Минфина России от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30028, от 08.11.2011 N 03-03-06/1/726, от 06.08.2010 N 03-03-06/1/530).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, объектом обложения налогом на прибыль у ресурсоснабжающей организации (цессионария) будет разница между доходами, полученными от погашения задолженности, и понесенными расходами на приобретение права требования.

Минфин России в письме от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30028 также указывает, что доходы от частичного погашения приобретенного права требования долга организации необходимо учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом в данном отчетном (налоговом) периоде необходимо учесть часть расходов на приобретение права требования долга пропорционально сумме полученных в данном отчетном (налоговом) периоде вышеуказанных доходов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 3 ПБУ «Учет финансовых вложений» (далее — ПБУ 19/02), дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, является одним из видов финансовых вложений.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета финансовых вложений предназначен счет 58 «Финансовые вложения».

В то же время для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение условий, содержащихся в п. 2 ПБУ 19/02. В частности, способность актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

В рассматриваемой ситуации ресурсоснабжающая организация приобретает право требования по цене соответствующей задолженности потребителей коммунальных услуг.

Очевидно, что в такой ситуации право требования приобретено не с целью получить экономическую выгоду (доход) от его дальнейшей перепродажи или от погашения и соответственно не может считаться финансовым вложением.

Такой актив, может быть учтен на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09 по делу N А40-83081/08-80-312).

Учитывая вышесказанное, оприходование ресурсоснабжающей организацией (цессионарием) права требования долга и последующее погашение задолженности потребителем коммунальных услуг (должником), может быть отражено следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 76, субсчет «Права требования долга» Кредит 60

— отражена причитающаяся к получению задолженность от потребителя коммунальных услуг и одновременно прекращено обязательство управляющей компании;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с должниками»

— произведена оплата требования должником (потребителем);

Дебет 76, субсчет «Расчеты с должниками» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— признан доход от исполнения требования должником;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Права требования долга»

— списана первоначальная стоимость выбывшего права требования.

ADVOKAT-RSO.RU